Понятие бюрократического рэкета.
Почему же было избрано именно такое словосочетание для обозначения определенной нами выше совокупности уголовных и административных правонарушений? «Бюрократический» - потому что специфика данных правонарушений неразрывно связана с непомерной бюрократизацией экономики в нашей стране и криминализацией должностных лиц, с формированием в органах государственной власти и местного самоуправления незаконных противоправных отношений, в народе ярко и точно определяемых фразеологизмом «рука руку моет». Что касается рэкета, то это слово также присутствует в термине не случайно. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова и Шведовой рэкет определяется как «шантаж, вымогательство, осуществляемые путем насилия и угроз»[11]. Конечно, в нашем случае речь о насилии не идет. Ключевое слово для нас в этом определении – «вымогательство».
Итак, под «бюрократическим рэкетом» мы понимаем такую систему действий и бездействия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, которая подталкивает граждан и организации к даче взятки с целью получения незаконных выгод или возможности реализовать свои законные права, а также действия этих должностных лиц по «отрабатыванию» полученной взятки. Бюрократический рэкет, с одной стороны, является одним из наиболее опасных и малоизученных видов коррупции, но, с другой стороны, шире понятия коррупции в его «узкой» интерпретации.
Под бюрократический рэкет будут подпадать не только получение взятки (ч.1 ст. 290 УК РФ), вымогательство взятки (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), но и незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) и регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ). Служебный подлог, а также злоупотребление должностными полномочиями входят в бюрократический рэкет как разновидности «отработки» должностным лицом полученной взятки. Что же касается незаконного участия в предпринимательской деятельности, то общероссийская уголовная практика по ст. 289 УК РФ говорит, что в 61 % таких преступлений мотивом было стремление заставить юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в этой же сфере и терпящих убытки вследствие привилегированного положения организации, в деятельности которой незаконное участие принимало должностное лицо, дать данному должностному лицу взятку в особо крупном размере, после получения которой он устранился бы от покровительства «своей» организации[12]. Как мы видим, и в данном случае преступление представляет собой завуалированное вымогательство взятки. В других случаях предоставление должностным лицом льгот и преимуществ какой-то организации – это «отработка» уже полученной взятки.
Характерной чертой бюрократического рэкета, по мысли грантополучателя, является ярко выраженная, «абсолютно-корыстная» цель. Все действия, совершаемые должностным лицом в рамках бюрократического рэкета, совершаются не в интересах самого должностного лица, а в интересах того лица, от которого чиновник за совершение данных действий получает деньги или иные блага. Вот почему в бюрократический рэкет не включается превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
Особенность бюрократического рэкета заключается в том, что в его процессе чиновники после получения взятки далеко не всегда совершают противоправные действия, гораздо чаще – начинают выполнять свои непосредственные служебные обязанности. Бюрократический рэкет представляет собой дополнительную, внебюджетную, систему оплаты государственных услуг.
Бюрократический рэкет в нашей стране достиг в последние годы поистине чудовищного масштаба. Характер постперестроечных преобразований в России был таков, что у деловых людей сформировался «комплекс гиперприватности» – боязнь привлечь к своей деятельности внимание государства и чиновников, его представляющих. Фактически произошла приватизация рабочих мест чиновниками, которые обладали по сравнению с другими социальными группами деловым опытом, инициативностью, системой деловых связей. Предприниматели старались устанавливать с номенклатурой отношения, как с частными лицами. Таким образом, важной особенностью преобразований в России последнего десятилетия стало использование чиновниками всех уровней и служб своих возможностей как ресурса для частного предпринимательства. По сути вещей, произошел переход от номенклатурного социализма к номенклатурному капитализму.
Сегодня государство – не формальная организация, выполняющая властные функции, а множество частных лиц, обладающих определенными полномочиями и способных в силу этого оказывать определенную услугу. В ситуации отсутствия политической конкуренции, существования лишь формальной многопартийности, чиновники фактически вышли из-под социального контроля гражданского общества и имеют возможность практически беспрепятственно «торговать» своими властными полномочиями.
Бюрократический рэкет приобрел системообразующий характер, то есть государственные решения принимаются на коррупционной основе или для прикрытия коррупционеров. Высшая власть теряет легитимность, а реальные хозяйственные процессы развиваются в теневом секторе. В частности, по оценке экспертов американской компании РЭНД «неформальная экономика в России находится в стадии здорового роста»[13]. Кроме того, реалии сложившейся действительности таковы, что на практике зачастую имеет место воспрепятствование законной предпринимательской или иной экономической деятельности со стороны чиновников, злоупотребления и превышения должностных полномочий с целью вымогательства взятки.
Опыт показывает, что чем шире распространяется бюрократический рэкет, тем изощреннее становятся связи официальных должностных лиц с преступными структурами.
В очередной раз российская действительность свидетельствует о том, что в этой стране государство и рынок, способный вывести из-под его контроля значительные объемы хозяйственной деятельности, несовместимы! Главное средство борьбы с бюрократическим рэкетом – усиление самоуправления и создание подлинных условий для становления и воспроизводства отношений конкуренции и реализации предпринимательских способностей, что вместе и составляет имманентный смысл рыночных отношений.
Грантополучатель имеет основания полагать, что в Саратове (и весьма вероятно, что та же тенденция характерна для всей России) количество возбужденных уголовных дел по воспрепятствованию законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) и преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ) значительно больше количества аналогичных дел, дошедших до судебного разбирательства, при значительном проценте оправдательных приговоров.
В этих условиях очевидна необходимость глубокого анализа такого негативного явления как «бюрократический рэкет» и разработка концепции по борьбе с ним с учетом специфических факторов, обусловливающих криминальную деятельность коррупционеров и региональных особенностей.