Распределительная или социальная функция

Распределительная функция налогов заключается в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения, то есть через эту функцию налогов государство реализует свою социальную политику. Именно с помощью этой функции осуществляется поддержание социального равновесия путем выравнивая неравенства доходов, получаемых различными группами населения.

Говоря иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более обеспеченные категории населения.

Основное предназначение распределительной функции – сделать общественные средства, формируемые за счет сбора налогов, более доступными для наименее социально защищенных слоев населения. В первую очередь это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений.

В некоторых социально-ориентированных странах таких, как Швеция, Норвегия, Швейцария, на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату населения, имеющего высокие и относительно высокие доходы, населению, не обладающей достаточными и регулярными доходами, за социальную стабильность.

Регулирующая функция

Регулирующая функция налогов направлена в первую очередь на решение задач социально-экономической политики государства.

Эта функция имеет ряд подфункций, а именно:

Ø стимулирующую;

Ø обременительную;

Ø воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогов направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

Обременительная подфункция направлена на установление повышенных налоговых ставок с учетом социально-экономических приоритетов и целей государства. Эта подфункция имеет своей целью сдерживать экономический рост в отдельных отраслях, создавая тем самым благоприятные условия другим отраслям.

Воспроизводственнаяподфункция налогов имеют своей целью создание условий для аккумуляции средств на восстановление природных и иных ресурсов. По отношению к природным ресурсам эта подфункция проявляет себя в виде налога на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира. По отношению к рабочей силе, которая также является возобновляемым ресурсом, воспроизводственная подфункция проявляет себя через социальные отчисления, направляемые в первую очередь на здравоохранение, а также образование (среднее, среднее специальное и высшее), выплата материнского капитала, финансируемых за счет средств соответствующих статей государственного бюджета.

Контрольная функция

С помощью этой функции налогов государство получает возможность видеть процессы, происходящие в экономике, судить об эффективности действующей налоговой системы, осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Одним из основных критериев, через который реализуется контрольная функция налогов, является налоговый предел. Налоговый предел − это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

Классификация налогов.

Многообразие налогов, используемых в системе налогообложения, вызывает необходимость их классификации и соответственно определенной группировки по определенным признакам и свойствам. Эта необходимость обусловлена потребностью четкого и конкретного понимания экономического содержания налога, а также механизма функционирования и воздействия на субъектов налогообложения. В конечном итоге это позволяет наиболее полно использовать свойства налогов для решения задач, стоящих перед государством.

Наиболее распространенной и в тоже время достаточной считается следующая классификация налогов:

1. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

2. По способу взимания налогов (механизму формирования, установления)

3. По субъекту-налогоплательщику

4. По характеру налоговых ставок.

5. По масштабам применения.

Рассмотрим содержание каждого из критериев классификации.

Критерий 1.

Наши рекомендации