Система налогообложения, основы и принципы ее построения.

Мищенко В.В.

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Конспект лекций для студентов направления подготовки 080100.68 «Экономика» магистерской программы «Управление корпоративными финансами»

Рекомендовано учебно-методической комиссией специальности 080100.68 «Экономика» в качестве электронного издания

для использования в учебном процессе

Кемерово 2015

Рецензенты:

Шевелева О.Б. – доцент кафедры финансов и кредита

Кучерова Е.В. – председатель учебно-методической комиссии направления подготовки 080100.62 «Экономика»

Мищенко Владимир Владимирович. Налоговый контроль: конспект лекций [Электронный ресурс]: для студентов направления подготовки 080100.68 «Экономика» / магистерская программа «Управление корпоративными финансами» / В.В. Мищенко. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); зв.; цв.; 12 см. – Систем. требования: Pentium IV; ОЗУ 8 Мб; Windows 95; (CD-ROM-дисковод); мышь. - Загл. с экрана.

Ó КузГТУ

Ó Мищенко В.В.

Составление 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Основные положения теории налогов и налогообложения …………………………………………………………………...
Тема 2. Участники налоговых отношений ………………………
Тема 3. Принципы определения объекта налогообложения ……..
Тема 4. Налоговый контроль ………………………………………
Тема 5. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов ………………………………………………………
Тема 6. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение ………………………………………………………
Тема 7. Общие условия привлечения к ответственности за налоговые правонарушения …………………………………………….
Литература ………………………………………………………….

Тема 1. Основные положения теории налогов и налогообложения

Элементы налогообложения.

Согласно установленным правовым нормам объект права считается установленным тогда, когда четко определены и установлены параметры, идентифицирующие этот объект.

Всю совокупность таких параметров принято делить на две части:

Ø обязательные параметры;

Ø факультативные параметры.

К факультативным относятся параметры, имеющие второстепенное значение по отношению к объекту права.

Совокупность обязательных элементов по отношению к налогу или сбору изложена в ст.17 НК РФ.

Согласно этой статье такими обязательными элементами считаются:

Ø объект налогообложения;

Ø налоговая база;

Ø налоговый период;

Ø налоговая ставка;

Ø порядок исчисления налога;

Ø порядок и сроки уплаты налога.

Только при наличии законодательно закрепленных перечисленных характеристик налог или сбор считается установленным и действующим.

Рассмотрим каждый из элементов налогообложения.

Объект налогообложения.

Объект налогообложения -это юридический факт (действие, событие, состояние), наличие которого придает физическому или юридическому лицу статус налогоплательщика и соответственно порождает обязанность уплаты налога. Такими основаниями могут являться:

Ø совершение оборота по реализации товара;

Ø владение имуществом;

Ø совершение сделки купли-продажи;

Ø вступление в наследство;

Ø получение дохода и др.

Налоговая база.

Налоговая база –стоимостное, физическое или иное выражениеобъекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога.

Налоговая база может быть представлена в виде:

Ø стоимостных показателей, например, стоимость имущества при исчислении налога на имущество физических и юридических лиц, величина прибыли, стоимость реализованной продукции для НДС и т.д.;

Ø физических показателей, например, объектом добытого полезного ископаемого, количество штук (изделий), мощность двигателя в л.с.и .д.

Налоговая база может быть сформирована одним из следующих двух методов:

Ø кассовый метод или метод присвоения– это метод, согласно которому доходом признаются все суммы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, а расходами – все выплаченные суммы;

Ø накопительный метод – это метод, согласно которому доходом признаются все суммы, право на получение, которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они налогоплательщиком.

Налоговый период.

Налоговый период – это срок в течение, которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Как правило, в качестве налогового периода принимается календарный год, квартал или месяц, по истечении которых определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка.

Налоговая ставка -размер налога на единицу налогообложения.

В зависимости от способа определения суммы налога ставки могут быть:

Ø равными, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога или сбора;

Ø твердыми, когда для каждой единицы налогообложения определен зафиксированный размер налога;

Ø процентными, когда с 1 руб. предусмотрен определенный % налогового обязательства.

Ø прогрессивными, когда ставки, увеличиваются с ростом налоговой базы. Прогрессивные налоговые ставки могут измеряться по простой и сложной шкалам. Простая шкала предусматривает применение возросшей налоговой ставки ко всей налоговой базе. Сложная шкала предусматривает деление налоговой базы на ступени, каждая из которых облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень.

Ø регрессивными, когда ставки понижаются по мере роста налоговой базы, то есть они представляют собой противоположное прогрессивным ставкам.

Порядок исчисления налога.

Порядок исчисления налога − это определенные законом правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налогового агента или на налоговый орган.

На практике могут применяться три следующих способа взимания налогов:

1. кадастровый;

2. декларационный;

3. у источника выплаты.

Кадастровый способ взимания налога предполагает использование кадастра, представляющего собой реестр, содержащего перечень сведений о стоимости объекта обложения налогом (земли, строений, сооружений и т.д.).

Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине налоговой базы и соответственно величине исчисленного налога, подлежащего уплате. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и вычетах.

Третий способ − у источника выплаты − предполагает исчисление налога и его изъятие у источника образования объекта обложения.

Функции налогов.

Существуют разные позиции по вопросу о функциях, которые выполняют налоги.Содержание этих позиций в целом близки между собой, но и имеют определенные различия.

Одна точка зрения предполагает, что налоги выполняют четыре функции:

Ø фискальную;

Ø социальную;

Ø регулирующую;

Ø контрольную.

Согласно другому подходу у налогов выделяют фискальную, регулирующую и социальную функции.

Третья точка зрения заключается в том, что налогам свойственны только фискальная и регулирующая функции. Прочие функции, которые относят к налогам, являются производными от двух названных.

Как было выяснено в предыдущих вопросах, налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и его муниципальных образований. Из этого следует, что функциональное назначение налогов, вытекающее из их сущности, заключается в создании финансовых источников реализации государством его внутренней и внешней политики. Говоря иными словами, налоги имеют своей целью обеспечить расходы публичной власти. С этой точки зрения налоги безусловно выполняют фискальную функцию.

Однако, если рассматривать функции налогов как проявление их сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента распределения и перераспределения доходов государства. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.

Рассматривая современную систему налогообложения современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

1. фискальную;

2. распределительную или социальную;

3. регулирующую;

4. контрольную.

Функции налогов, разделяясь между собой, имеют между собой прочную связь. Если фискальная функция предусматривает изъятие части стоимости, то распределительная функция, напротив, предусматривает направление изъятой части стоимости на нужды общества. Говоря иными словами, через распределительную функцию собранные налоги возвращаются в той или иной форме налогоплательщикам.

Анализ и изучение динамики налоговых потоков позволяет государству судить о процессах, происходящих в обществе, влиять на эти процессы и принимать в случае необходимости регулирующие решения. Таким образом, взаимодействие данных функции образуют целостную налоговую систему.

Рассмотрим содержание каждой из функций.

Фискальная функция

Фискальная функция налогов исторически сформировалась первой и ее принято считать основной функцией. С ее помощью реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства для выполнения общегосударственных целевых программ. Благодаря этой функции формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций государства (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Регулирующая функция

Регулирующая функция налогов направлена в первую очередь на решение задач социально-экономической политики государства.

Эта функция имеет ряд подфункций, а именно:

Ø стимулирующую;

Ø обременительную;

Ø воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогов направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

Обременительная подфункция направлена на установление повышенных налоговых ставок с учетом социально-экономических приоритетов и целей государства. Эта подфункция имеет своей целью сдерживать экономический рост в отдельных отраслях, создавая тем самым благоприятные условия другим отраслям.

Воспроизводственнаяподфункция налогов имеют своей целью создание условий для аккумуляции средств на восстановление природных и иных ресурсов. По отношению к природным ресурсам эта подфункция проявляет себя в виде налога на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира. По отношению к рабочей силе, которая также является возобновляемым ресурсом, воспроизводственная подфункция проявляет себя через социальные отчисления, направляемые в первую очередь на здравоохранение, а также образование (среднее, среднее специальное и высшее), выплата материнского капитала, финансируемых за счет средств соответствующих статей государственного бюджета.

Контрольная функция

С помощью этой функции налогов государство получает возможность видеть процессы, происходящие в экономике, судить об эффективности действующей налоговой системы, осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Одним из основных критериев, через который реализуется контрольная функция налогов, является налоговый предел. Налоговый предел − это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

Классификация налогов.

Многообразие налогов, используемых в системе налогообложения, вызывает необходимость их классификации и соответственно определенной группировки по определенным признакам и свойствам. Эта необходимость обусловлена потребностью четкого и конкретного понимания экономического содержания налога, а также механизма функционирования и воздействия на субъектов налогообложения. В конечном итоге это позволяет наиболее полно использовать свойства налогов для решения задач, стоящих перед государством.

Наиболее распространенной и в тоже время достаточной считается следующая классификация налогов:

1. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

2. По способу взимания налогов (механизму формирования, установления)

3. По субъекту-налогоплательщику

4. По характеру налоговых ставок.

5. По масштабам применения.

Рассмотрим содержание каждого из критериев классификации.

Критерий 1.

Критерий 2.

Критерий 3.

Критерий 4.

Критерий 5.

По масштабам применения.

По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные.

Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги).

Обложению специальными налогами, например, акцизами, подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Роль и задач и налогов (сборов) в экономической системе общества.

2. Дайте определение понятий налогообложение, налог и сбор.

3. Дайте определение налоговой системы.

4. Какие задачи решает государство с помощью налоговой системы?

5. Принципы построения налоговых отношений между государством и налогоплательщиками.

6. Назовите основные элементы системы налогообложения и дайте им характеристику.

7. Назовите и охарактеризуйте основные функции налогов.

8. Классификация налогов и сборов.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Перечислите участников налоговых правоотношений.

2. Дайте формулировку определения налогоплательщиков физических лиц.

3. Дайте формулировку определения налогоплательщиков юридических лиц, их подразделений, являющихся налогоплательщиками.

4. Налоговые агенты.

5. Представительство в налоговых отношениях.

6. Консолидированная группа налогоплательщиков: условия и требования отнесения налогоплательщиков к составу консолидированной группы.

7. Права участников налоговых отношений.

8. Обязанности участников налоговых отношений.

Тема 3. Принципы определения объекта налогообложения

3.1. Объект налогообложения и порядок его определения

В процессе отношений между субъектами налоговых правоотношений важнейшим вопросом является вопрос принципов определения и содержания объекта налогообложения. Важнейшим потому, что:

Ø каждый налог, предусмотренный к применению Налоговым кодексом РФ, имеет свой объект обложения;

Ø объект налогообложения, его содержание определяют процедуру исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а также прочие элементы налоговых правоотношений.

Вопросу определения объекта налогообложения посвящена глава 7 Налогового кодекса РФ «Объекты налогообложения».

В ст. 38 НК «Объект налогообложения» законодатель определил объект налогообложения следующим образом.

Объект налогообложения − это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Данное определение объекта налогообложения условно делит все его виды на 5 больших групп:

1. товары (работы, услуги);

2. имущество;

3. прибыль, доход,

4. расход;

5. иное обстоятельство, наличие которого обязывает налогоплательщика уплатить налог.

Товаром(п.3 ст. 38 НК РФ) для целей настоящего налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Как правило, на практике принято в качестве товара воспринимать товарно-материальную ценность, имеющую вещественную форму, в то время как работы и услуги такой формы могут и не иметь.

Законодатель в НК РФ дает следующие определения понятий «работа» и «услуга», а именно:

Работой(п.4 ст.38 НК РФ) для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и/или физических лиц.

Услугой (п.5 ст.38 НК РФ) для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, но реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Отличительной особенностью этих объектов налогообложения является то, что они как объект налогообложения возникают в процессе создания стоимости (добавленной стоимости).

Под имуществом (п.2 ст.38 НК РФ) для целей налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно п.1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику имущества принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Для целей налогообложения это означает, что имущество в отличие от товара, работы и услуги становится объектом налогообложения не только на стадии его реализации, но и на стадиях владения и пользования (жилье, автотранспортные средства и т.д.).

Распоряжение своим имуществом в виде его реализации, а также создание стоимости (товара, работы или услуги) и ее последующая реализация порождают такие объекты налогообложения как прибыль или доход.

В общем виде прибыль или доход трактуется Налоговым кодексом РФ (ст.41 «Принципы определения доходов») как экономическая выгода в денежной или натуральной форме и определяемая в соответствии с главами НК «Налог на прибыль» и «Налог на доходы физических лиц».

Вместе с тем в ст. 39 НК РФ законодатель называет еще один объект налогообложения – расход. Несмотря на то, что расход по своему содержанию, как правило, понимается как действие, не связанное с извлечением прибыли или дохода, на практике он может явиться объектом налогообложения. Такие случаи возникают тогда, когда налогоплательщик, понеся определенные расходы, приобрел какой-либо товар (работу, услугу) по цене ниже рыночной. С точки зрения налогового законодательства у налогоплательщика возник доход, определяемый как разница между рыночной ценой товара и расходом, понесенного налогоплательщиком на его приобретение.

При определении дохода важную роль играет место его получения – в пределах РФ или он получен за пределами РФ. Принцип определения местонахождения источника изложен в ст.42 «Доходы от источников в РФ и от источников за пределами РФ». Согласно этой статье доходы могут быть отнесены к источникам, расположенным в РФ или за ее пределами. Если это определить однозначно не представляется возможным, то решение об этом принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Наличие этой законодательной нормы обусловлено необходимостью исключения двойного налогообложения.

Владение имуществом порождает получение доходов в виде дивидендов или процентов. При этом имущество может быть представлено определенным количеством акций, долей в уставных капиталах, денежными средствами на банковских счетах и в иных финансовых структурах и т.д.

Определение дивидендов и процентов дано в ст.43 «Дивиденды и проценты».

Дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после ее налогообложения, пропорционально принадлежащих акционеру акций или доле в уставном капитале этой организации.

Не признаются дивидендами:

1. выплаты при ликвидации организации, не превышающие взноса акционера (участника);

2. выплаты акционеру (участнику) организации в виде передачи ему акций этой же организации.

Процентами признается любой заранее заявленный доход, получаемый по денежным вкладам и долговым обязательствам, в том числе в виде дисконта по долговым обязательствам.

Перечень основных видов объектов налогообложения перечислен. Однако для того, чтобы объект стал объектом налогообложения он должен быть реализован, то есть должна быть совершена процедура обмена.

Определение реализации дано в ст.39 «Реализация товаров, работ или услуг».

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В отдельных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, реализацией может считаться передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу − на безвозмездной основе.

В этой же статье НК РФ четко оговореныдействия, которые не являются и не признаются реализацией, а именно:

1. операции, связанные с обращением российской и иностранной валюты (кроме нумизматики);

2. передача активов организации ее правоприемнику при реорганизации этой организации;

3. передача активов (основных средств, нематериальных активов и иного имущества) на осуществление уставной деятельности;

4. передача имущества, имеющая инвестиционный характер (взносы в УК, взносы в паевые фонды и т.д.);

5. передача жилых помещений физическим лицам при проведении приватизации;

6. изъятие имущества в порядке конфискации, наследование имущества, обращение в собственность бесхозного имущества;

Важнейшим элементом факта реализации с точки зрения НК РФ является признание цены товара, работ или услуг для целей налогообложения рыночной, то есть соответствовать обычным сложившимся условиям рыночного оборота, характерного для данного вида товара или данной сферы деятельности.

Исходный принцип принятия цены для исчисления стоимости товаров, работ, услуг – это цена, указанная в договоре. Однако практика показывает, что нередко у Федеральной налоговой службы и иных органов (Федеральная антимонопольная служба) возникают сомнения в соответствии цен, примененных в договоре, их рыночному уровню. Это порождает задачу обоснования применения цены сделки как рыночной.

Порядок решения этой задачи регулируется ст. 40 НК «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения».

Следует иметь в виду, что НК РФ возлагает обязанность доказывать несоответствие примененных цен на Федеральную налоговую инспекцию.

ФНС вправе проверять правильность применения цен в следующих случаях:

1. при совершении сделок между взаимозависимыми лицами;

2. по товарообменным (бартерным) операциям;

3. при совершении внешнеторговых сделок;

4. при отклонении цены сделки более чем на 20% в сторону ее повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В последнем случае налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен.

При этом рыночной ценойтовара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, а при их отсутствии – однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Из этого определения следует, что признание цены рыночной основывается на таких понятиях и явлениях как:

Ø рынок;

Ø идентичность товаров, работ или услуг;

Ø однородность товаров, работ или услуг.

Рынком товаров (работ, услуг) признается их сфера обращения, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за пределами РФ.

При этом принимаются во внимание обычные для сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

Ø сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

Ø потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

Ø истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

Ø маркетинговой политикой организации, продвижением товара на новые рынки;

Ø реализацией опытных моделей и образцов товаров.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При этом учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При выяснении соответствия примененных цен в сделке их рыночному уровню принимаются во внимание следующие обстоятельства:

Ø информация по сделкам между лицами, не являющимися взаимозависимыми;

Ø информация между взаимозависимыми лицами принимается во внимание в том случае, если взаимозависимость не повлияла на результаты таких сделок;

Ø информация о заключенных на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделках с идентичными или однородными товарами (работами, услугами) в сопоставимых ценах (например, количество поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены).

При отсутствии вышеперечисленной информации для определения рыночной цены могут применяться следующие методы:

Ø метод цены последующей реализации;

Ø затратный метод.

Метод цены последующей реализации предполагает, что рыночная цена товара (работы, услуги) определяется как разность между ценами продавца и покупателя при продаже им этого товара. При этом учитываются прочие затраты покупателя и обычная рентабельность для данной сферы деятельности.

Затратный метод предполагает, что рыночная цена товара (работы, услуги) определяется как сумма обычных для данной сферы деятельности затрат и прибыли (рентабельности).

При определении и признании цены товара (работы, услуги) рыночной используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги).

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Дайте определение объекта налогообложения, предусмотренную ст. 38 Налогового кодекса.

2. Дайте определение понятий «товар (работа, услуга)», «имущество» с точки зрения их содержания как объекта налогообложения.

3. Дайте определение понятий «прибыль», «расход» и «доход» с точки зрения их содержания как объекта налогообложения.

4. Дайте определение понятий «дивиденды» и «проценты» с точки зрения их содержания как объекта налогообложения.

5. Дайте определение понятия « реализация товаров, работ, услуг», предусмотренное ст. 39 Налогового кодекса.

Тема 4. Налоговый контроль

Налоговая декларация

Налоговая декларация – это письменное заявление или заявление в электронном виде налогоплательщика (налогового агента) об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога, авансового платежа, если он предусмотрен к платежу по конкретному налогу, и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

По сбору в отличие от налога представляется его расчет в порядке и форме, предусмотренном как для налога. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

В случае, если налогоплательщик по одному или нескольким налогам, не осуществлявшее операций и соответственно не имеющее объектов налогообложения по этим налогам, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей (ст.81 НК РФ).

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта не отражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом не отражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларац

Наши рекомендации