Виды систематизации нормативно-правовых актов

Различные органы в разное время в тех или иных пространственных пределах принимают нормативные акты. Цели их принятия также неодинаковы. Данная ситуация не может не оказывать воздействия на природу существующих подзаконных положений, а также самих законов, которые в некоторых случаях вступают друг с другом в противоречие. В связи с этим перед началом упорядочения общественных отношений необходимо привести в порядок все принимаемые документы. Для этого проводится систематизация нормативных правовых актов – упорядочение, приведение документов в определенный порядок (систему). Структурирование необходимо для обеспечения доступности законодательной базы, удобства ее применения. Систематизация нормативно-правовых актов позволяет устранить неэффективные и устаревшие положения[4]. Упорядочение положений способствует разрешению юридических споров, ликвидирует пробелы. Существуют разные виды систематизации нормативно-правовых актов:

Систематизация нормативных актов являет собой деятельность, которая направлена на совершенствование и приведение существующих правовых положений во внутренне согласованную, упорядоченную и единую систему. В современных государствах правотворческие органы принимают разные виды нормативных документов: законы, положения и т. п. В связи с этим имеет место постоянное и непрерывное движение правотворчества. Динамичное развитие социальных связей, формирование новых потребностей общества требуют структурированного правового регулирования.

Постоянное изменение системы, совершенствование и развитие, внесение изменений в существующие положения, принятие новых, отмена устаревших положений требуют укрупнения и приведения в определенную обоснованную структуру. Систематизация законодательства, в первую очередь, необходима для его развития. Проведение обработки и анализа существующих правовых положений, группировка их в соответствии с определенной схемой, формирование внутренне единой структуры - все это необходимые условия, обеспечивающие эффективность правотворчества, ликвидирующие противоречия и пробелы в существующем правопорядке. Систематизация законодательства способствует приемлемой реализации права, обеспечивая возможность не только оперативно находить, но и правильно истолковывать необходимые положения.

К указанной деятельности относят учет, инкорпорацию, кодификацию и консолидацию. Учет предполагает сбор предприятиями, государственными органами, учреждениями, фирмами и прочими организациями действующих правовых актов, их обработку и дальнейшее расположение в соответствии с определенной схемой, их хранение, выдачу справок по запросам заинтересованных органов, лиц, учреждений и прочих. Указанные организации осуществляют учет как для снабжения правовыми данными (в том числе и на коммерческой основе) отдельных лиц и других учреждений, так и для удовлетворения собственных нужд [5].

В соответствии с функциями органов и учреждений, учетная систематизация законодательства может включать различные правовые положения и документы. К ним, в частности, следует относить нормативные указы правительства и президента, постановления, международные договоры, разъяснения высшего суда и прочие.

Систематизация законодательства путем фиксации реквизитов правовых документов в особых журналах считается наиболее простой формой учета. Фиксация может вестись по системно-предметному, алфавитно-предметному или хронологическому принципу.

В последнем случае имеется в виду регистрация всех нормативных актов в соответствии с датой их принятия. Алфавитно-предметная фиксация предусматривает учет в соответствии с рубриками, расположенными по алфавиту. Оптимальной же формой систематизации считается тематико-предметная. В этом случае все рубрики разделяются в соответствии с отраслями, подотраслями, институтами. Более совершенной системой учета является карточный учет. В этом случае создаются различные системы карточек, которые располагаются в соответствии с определенной структурой.

Такая форма систематизации используется в центральных органах судебной, законодательной и исполнительной власти, в достаточно крупных организациях и учреждениях, имеющих по роду деятельности дело с широким кругом правовых норм. На карточках фиксируют или основные реквизиты документа, или его полный текст. Последнее считается более предпочтительным. В соответствии с выбранным ранее рубрикатором составляются рубрики картотеки[6].

Инкорпорация. Данная форма предусматривает объединение положений в сборник без внесения изменений в их содержание. При этом у каждого акта сохраняется самостоятельное правовое значение. Инкорпорация может осуществляться в соответствии с хронологическим (с учетом времени принятия положений), тематическим (с учетом темы) и прочими принципами.

Эта систематизация нормативно-правовых актов считается самой простой. Инкорпорацию разделяют на неофициальную и официальную. К последней следует относить Собрание законодательства. К неофициальной инкорпорации относят сборники положений по правовым отраслям, которые издаются в учебных целях. На такие материалы ссылаться, например, при судебных разбирательствах нельзя. Консолидация. Систематизация нормативно-правовых актов по этой форме предполагает объединение нескольких положений без изменения их содержания в один акт. При этом каждое из положений теряет самостоятельное значение в юридическом смысле. В этом случае систематизация нормативно-правовых актов осуществляется с учетом относимости документов к одному роду деятельности (например, образование, здравоохранение и прочее). Консолидация считается наиболее компромиссной формой структурирования Она соединяет в себе признаки инкорпорации и кодификации. Данная форма систематизации применяется в качестве промежуточного этапа. Кодификация.

Эта форма предусматривает объединение положений с внесением изменений в их содержание в логически цельный, единый документ. Кодификация позволяет устранить устаревший материал и противоречия в положениях. Вместе с этим формируется новый порядок поведения, обеспечивается логичность правил, формируется их согласованность. В связи с этим кодификация считается наиболее трудоемким и сложным способом систематизации. Данная форма упорядочения может являться всеобщей. В этом случае перерабатывается существенная часть законодательной базы. Кодификация может быть и отраслевой. В этом случае перерабатываются положения, принадлежащие к конкретной отрасли.

Подводя итог можно выделить что форма систематизации может быть и специальной. В этом случае работа ведется с положениями, относящимися к какому-либо институту. Кодификация предусматривает переработку актов в соответствии с их содержанием в обоснованное, систематизированное изложение в новом кодексе, законе, своде положений и так далее. Упорядочение принятых юридических положений по данной форме могут осуществлять только особые органы. В результате кодификации всегда возникает новый кодекс, свод или нормативный акт. Одним из основных признаков данной формы упорядочения является тот факт, что новый, кодифицированный закон, является главным среди прочих, действующих в этой области.

Развитие социальных связей, формирование новых потребностей общества требуют структурированного правового регулирования. Постоянное изменение системы, совершенствование и развитие, внесение изменений в существующие положения, принятие новых, отмена устаревших положений требуют укрупнения и приведения в определенную обоснованную структуру.

Систематизация законодательства, в первую очередь, необходима для его развития. Проведение обработки и анализа существующих правовых положений, группировка их в соответствии с определенной схемой, формирование внутренне единой структуры - все это необходимые условия, обеспечивающие эффективность правотворчества, ликвидирующие противоречия и пробелы в существующем правопорядке. Систематизация законодательства способствует приемлемой реализации права, обеспечивая возможность не только оперативно находить, но и правильно истолковывать необходимые положения. К указанной деятельности относят учет, инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.

Учет предполагает сбор предприятиями, государственными органами, учреждениями, фирмами и прочими организациями действующих правовых актов, их обработку и дальнейшее расположение в соответствии с определенной схемой, их хранение, выдачу справок по запросам заинтересованных органов, лиц, учреждений и прочих. Указанные организации осуществляют учет как для снабжения правовыми данными (в том числе и на коммерческой основе) отдельных лиц и других учреждений, так и для удовлетворения собственных нужд.

В соответствии с функциями органов и учреждений, учетная систематизация законодательства может включать различные правовые положения и документы. К ним, в частности, следует относить нормативные указы правительства и президента, постановления, международные договоры, разъяснения высшего суда и прочие.

Систематизация законодательства путем фиксации реквизитов правовых документов в особых журналах считается наиболее простой формой учета. Фиксация может вестись по системно-предметному, алфавитно-предметному или хронологическому принципу.

В последнем случае имеется в виду регистрация всех нормативных актов в соответствии с датой их принятия. Алфавитно-предметная фиксация предусматривает учет в соответствии с рубриками, расположенными по алфавиту [7].

Оптимальной же формой систематизации считается тематико-предметная. В этом случае все рубрики разделяются в соответствии с отраслями, подотраслями, институтами. Более совершенной системой учета является карточный учет. В этом случае создаются различные системы карточек, которые располагаются в соответствии с определенной структурой. Такая форма систематизации используется в центральных органах судебной, законодательной и исполнительной власти, в достаточно крупных организациях и учреждениях, имеющих по роду деятельности дело с широким кругом правовых норм. На карточках фиксируют или основные реквизиты документа (заголовок, вид, дату издания, место официальной публикации и прочее), или его полный текст. Последнее считается более предпочтительным. В соответствии с выбранным ранее рубрикатором составляются рубрики картотеки. Поиск карточек может осуществляться как вручную, так и автоматизированным способом.

Византия стремительно двигалась по пути прогресса, несмотря на сохранявшийся рабовладельческий строй. Свод гражданского права, таким образом, стал механизмом, способным подвести государственное обустройство к следующей ступени развития общества - феодальному строю. Вот какими достижениями прославилась Византийская империя при Юстиниане. Реформы законодательства В данный переходный период были приемлемы некоторые институты римского права, в слегка модифицированном виде они служили верой и правдой господствующим классам империи. Классовое господство, само рабовладение, сословные и социальные перегородки, всяческие привилегии в системах управления вполне отвечали интересам верхнего эшелона общества, и Византийская империя при Юстиниане не делала слишком резких шагов для перестройки государства. Юстиниан декларировал консервативный принцип беспрекословного уважения к древности, которая непогрешима. Поэтому-то на протяжении всего шестого века византийские законодатели преклонялись перед римским правом. Тем более в крупных византийских городах процветали торговля и ремёсла, существовало многообразие имущественных и торговых сделок [8]. Реальность требовала и упорядочения, и подробной регламентации всех прав собственности, поскольку именно на ней строилась экономика государства. А уж римское право позволяло полностью обеспечить правовую основу, поскольку этот источник зиждился на нюансах, касающихся любой плоскости частной собственности. Однако новые условия требовали многочисленных коррективов в существующих нормах римского права. Началось это весьма непростое дело в далёком шестом веке, и теперь нам известно, какими достижениями прославилась Византийская империя при Юстиниане. Новый социальный порядок, едва зародившись, потребовал других правоотношений среди классов и сословий. И все взаимоотношения требовали правильного юридического оформления. Созидание неоспоримых законов Юридические причины, которые легли в основу кодификации права: противоречия в юридических предписаниях; нечёткость правовых норм; законы без системы и классификации; устаревшая терминология; произвол судебных чиновников. Ни расстаться с устаревшим законодательством, ни пользоваться им, несмотря на всю легендарность и величие традиций римского права, Юстиниан не мог. Избран был срединный, половинчатый путь реформ.

Компромиссный и единственно возможный. Кодификация права Началом грандиозного труда - кодификации права - принято считать 528 год. Естественно, одному человеку такой подвиг не под силу. Хотя Свод гражданского права носит имя Юстиниана, трудился над созданием этого детища юриспруденции, конечно же, не он. Монарх был деспотом крайне честолюбивым. Он не только охотно вёл войны для восстановления Римской империи, внутренними реформами тоже живо интересовался и делал всё для того, чтобы назваться величайшим в мире законодателем. В сражениях, однако, не участвовал. Свод законов не разрабатывал. Но именно этим - войнами и законами - прославилась Византийская империя при Юстиниане. Ему принадлежали все замыслы и полностью инициатива при выполнении - так ли уж это мало для первого лица государства? Энергия, время, деньги - ничего не жалел Юстиниан для создания нового свода законов: постоянно наблюдал, торопил исполнителей, всегда правильно оценивал обстановку, находил самых умных, опытных и знающих людей. Он показал себя настоящим цезарем, потому и преобразилась Византийская империя при Юстиниане. Исполнители Законодательная реформа Юстиниана не состоялась бы с таким триумфом, если бы не душа всего предприятия - квестор Трибониан. Исключительно образованный, одарённый огромным талантом и непревзойдённым трудолюбием, известный юрист Трибониан был самой главной и самой нужной находкой Юстиниана. В числе десяти самых опытных государственных служащих он начал работу с Кодекса Юстиниана. Возглавлял эту комиссию бывший квестор дворца - священник патрикий Иоанн. Все десять творцов-реформаторов были людьми науки, неутомимыми в труде и усердными к общественному делу. Особо следует отметить эрудита, профессора права Феофила. Начало труда Были отобраны наиболее важные из огромного количества императорских конституций, пригодные для современного применения, а также пересмотрены ранее созданные кодексы - Грегориева, Феодосиева и Гермогенианова - с целью выбора самого ценного среди конституций, которые соответствовали потребностям нового времени и были пригодны для юридической практики. В законы вносились изменения, убиралось всё устаревшее, устранялись противоречия и повторы. Чуть более года понадобилось учёным мужам для первой редакции Кодекса Юстиниана. В апреле 529 года она стала законом. Естественно, сказалась спешка. Но второе издание, хотя и было закончено достаточно быстро, уже позволяло понять, какими достижениями прославилась Византийская империя при Юстиниане. Кодекс Юстиниана во второй редакции 534 года сохранился до наших дней. Именно в этом виде он обрёл мировую славу. Дигесты Если перевести это слово с латыни, станет понятно, что новый свод законов - это нечто собранное и приведённое в систему [9].

Параллельно этот труд называли и по-гречески - Пандектами, что означает «всё в себе». В 530 году уже известный по первому заданию Трибониан вместе с четырьмя другими профессорами права приступил к созданию Дигестов. Им в помощь поступили одиннадцать адвокатов из высшей императорской администрации. Позже создателей этого произведения стали называть компиляторами, поскольку они в основном компилировали труды римских юристов. Тем не менее задача стояла перед ними чрезвычайно сложная, с двойной целью. Не только собрать и систематизировать обширнейшее юридическое наследие, но и сохранить основные правовые ценности незыблемо. Две тысячи огромных книг, более трёх миллионов строчек. Не художественного текста, разумеется. Море, океан работы! Юстиниан понимал грандиозность задачи, поэтому дал комиссии срок до окончания - десять лет. Однако уже через три года Дигесты стали действовать по всей империи. Вот что значит правильная организация и продуманность действий!

Наши рекомендации