Глава 10. преступления против общественной безопасности

Литература

Абдульманов А.А. Преступления против общественной безопасности. М., 2001.

Антонян Ю.М. Терроризм: криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 2001.

Багаутдинов Ф.Н., Ширкин А.И. Человек, закон, оружие. Казань, 2008.

Борисов В.И. Уголовная ответственность за нарушение правил при производстве строительных работ. Харьков, 1977.

Галимов И.Г., Сундуров Ф.Р. Организованная преступность: тенденции, проблемы, решения. Казань, 1998.

Гринберг М.С. Технические преступления. Новосибирск, 1992.

Демидов Ю.Н. Массовые беспорядки: уголовно-правовой и криминологический аспект: Учебное пособие. М., 1994.

Дикаев С.У. Уголовная ответственность за преступления террористического характера. Уфа, 2001.

Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: Уголовно-правовое исследование. СПб., 2002.

Заливин А.Н., Слепцов И.В. Пожары и нарушения правил пожарной безопасности (Уголовно-правовой и криминологический аспект). М., 1997.

Зинченко Э.Н. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности горных работ. Киев; Донецк, 1979.

Комиссаров В.С. Терроризм, бандитизм, захват заложника и другие тяжкие преступления против общественной безопасности по новому УК РФ. М., 1997.

Коржанский Н.И. Квалификация хулиганства. Волгоград, 1989.

Малков В.Д. Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ. М., 1971.

Овчинникова Г.В., Павлов М.Ю., Коршунов О.Н. Захват заложника. Уголовно-правовые криминологические и криминалистические проблемы. СПб., 2001.

Русаков А.П. Квалификация вандализма. М., 2002.

Тихий В.П. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности обращения с общеопасными предметами. Киев, 1989.

Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.

Шеслер А.В., Мальцев С.М. Преступления против общественной безопасности. Красноярск, 2000.

Ященко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка: сравнительно-правовой анализ. Киев, 1986.

§ 1. Понятие, социально-правовая характеристика и

классификация преступлений против общественной безопасности

Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка в качестве структурного подразделения в УК РФ выделен впервые. В УК РСФСР 1960 г. закреплялась гл. 10 "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения". Было бы предпочтительнее сохранить указание на здоровье населения и в названии разд. IX УК РФ, поскольку в своей сущности здоровье населения является самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны, а не только одной из составляющих общественной безопасности.

Общественная безопасность является наиболее существенным элементом родового объекта преступлений, предусмотренных в разд. IX УК РФ. Понятие "безопасность" широко употребляется в общей и специальной литературе (национальная безопасность, международная безопасность, государственная безопасность, общественная безопасность, безопасность движения, экологическая безопасность, безопасность личности, пожарная безопасность и др.). Другой составляющей родового объекта преступлений, предусмотренных в разд. IX УК РФ, является общественный порядок, под которым следует понимать систему отношений между людьми, правил поведения, общежития, установленных нормативными актами, нормами морали, обычаями, традициями, обеспечивающими обстановку спокойствия, защищенность нормальных условий труда, быта и отдыха людей. И в этом отношении общественный порядок выступает одним из элементов общественной безопасности.

Понятие безопасности раскрыто в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <1>. Она определяется в ст. 1 данного Закона как состояние защищенности общества и государства от внутренних и внешних угроз.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

Общественную безопасность как объект уголовно-правовой охраны можно определить как совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни личности, общества и государства. Она заключается в создании таких условий, при которых любой человек и все население чувствуют себя социально защищенными.

В УК РСФСР 1960 г. общественная безопасность рассматривалась только как специальная безопасность в сфере отдельных видов производственной или профессиональной деятельности. Современное понятие общественной безопасности в большей мере отвечает задачам поддержания безопасных условий жизнедеятельности личности, общества и государства.

В теории уголовного права понятие общественной безопасности трактуется неоднозначно. По мнению В.И. Ткаченко, "общественная безопасность - это совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасное использование источников повышенной опасности, безопасное проведение разработки недр земли, строительства, безопасное и надлежащее пользование оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами" <1>. В.С. Комиссаров отмечает, что "общественная безопасность представляет собой определенную совокупность общественных отношений, не только регулирующих безопасные условия жизни общества, но и поддерживающих такой уровень защищенности общества, который является достаточным для его нормального функционирования" <2>. На взгляд А.В. Наумова, нормы, регламентированные в разд. IX УК РФ, охраняют не все интересы общественной безопасности <3>. Он определяет общественную безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов общества" <4>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1995. С. 506.

<2> См.: Курс уголовного права / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М., 2002. Т. 4: Особенная часть. С. 171.

<3> См.: Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. М., 2004. Т. 2: Особенная часть. С. 371.

<4> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1996. С. 494.

Общественная безопасность по своему социальному содержанию и функциональной направленности имеет сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой одну из высших социальных ценностей, поскольку обеспечивает защищенность прав и свобод человека, интересов общества и государства от различных по своему характеру угроз. Специальная функция общественной безопасности, как справедливо отмечает В.С. Комиссаров, заключается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества и конкретного человека от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ <1>. Поэтому низкий уровень общественной безопасности объективно порождает в обществе обстановку психоза, страха, неуверенности и в конечном итоге дезорганизацию нормальной жизнедеятельности общества, государства и отдельных граждан.

--------------------------------

<1> См.: Курс уголовного права / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. Т. 4: Особенная часть. С. 171.

Содержание общественной безопасности не следует сводить только к соблюдению установленных правил по производству специальных работ или обращению с общеопасными предметами, поскольку источниками опасности для общества могут выступать не только опасные предметы или производства, но и опасные формы поведения людей, например преступные деяния террористического характера, организация, руководство или участие в незаконном вооруженном формировании, преступном сообществе (преступной организации), банде и др.

Опасность преступлений против общественной безопасности заключается в том, что их совершение сопряжено с причинением физического, материального, организационного либо иного вреда гражданам, собственности, окружающей среде, деятельности социальных институтов. По общему правилу они нарушают общественное спокойствие населения и подрывают авторитет власти.

Причинение того или иного вреда, предусмотренного в диспозициях норм, регламентирующих ответственность за преступления против общественной безопасности, не требует дополнительной квалификации по другим статьям УК РФ. Исключением в данном случае может быть лишь умышленное причинение смерти или вреда здоровью человека, которые требуют самостоятельной оценки.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных в разд. IX УК РФ, выступает общественная безопасность, т.е. определенное состояние защищенности наиболее важных интересов личности, общества и государства от различных по своему характеру угроз.

Видовым объектом преступлений, регламентированных в этом разделе УК РФ, являются:

1) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз общеопасного характера и угроз, возникающих в связи с нарушениями специальных правил безопасности;

2) здоровье населения и общественная нравственность;

3) экологическая безопасность;

4) безопасность движения и эксплуатации транспорта;

5) безопасность компьютерной информации и ее носителей.

Групповыми объектами преступлений, предусмотренных в гл. 24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности", являются:

1) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от разнообразных угроз общеопасного характера;

2) состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушением общественного порядка;

3) состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями порядка обращения с общеопасными изделиями, материалами и веществами;

4) в связи с нарушениями специальных правил безопасности осуществления определенных видов работ или деятельности <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с приведенной группировкой в дальнейшем и будут рассмотрены объективные и субъективные признаки преступлений, предусмотренных в гл. 24 УК РФ.

С объективной стороны большинство преступлений (гл. 24 УК РФ) могут совершаться путем действия (деятельности) - террористический акт (ст. 205), содействие террористической деятельности (ст. 205.1), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210) и др. Некоторые преступления могут совершаться путем бездействия, например небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219) и др.

Преступления против общественной безопасности предусматриваются как формальными, так и материальными составами. К первым относятся, например, содействие террористической деятельности (ст. 205.1), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207) и др. К материальным составам относятся, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ч. 2 ст. 215), прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1), нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий (ст. 218), нарушение правил пожарной безопасности (ч. ч. 2 и 3 ст. 219) и др.

Субъектами преступлений против общественной безопасности могут быть физические вменяемые лица, достигшие либо 16-летнего возраста (ст. ст. 209, 210, 211 и др.), либо 14-летнего возраста (ст. ст. 205, 206, 207, 226 и др.), а в ряде случаев предусмотрен специальный субъект, например в случаях прекращения или ограничения подачи электроэнергии либо отключения от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1), нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217), нарушения правил пожарной безопасности (ст. 219) и др. Большинство же преступлений могут совершаться лицами, характеризующимися общими признаками субъекта преступления (ст. ст. 205, 205.1, 206 и др.)

Субъективная сторона многих преступлений против общественной безопасности предполагает умысел (террористический акт, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, бандитизм, организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации и др.) Некоторые из этих преступлений могут учиняться как умышленно, так и по неосторожности (нарушение специальных правил безопасности (ст. ст. 215.2, 219 и др.) или же совершаться только по неосторожности (ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, небрежное хранение огнестрельного оружия).

Кроме того, некоторые из рассматриваемых преступлений при наличии квалифицирующих или особо квалифицирующих признаков характеризуются двойной формой вины (ч. 3 ст. 206, ч. 2 ст. 211 и др.).

Субъективная сторона таких преступлений, как террористический акт (ст. 205), захват заложника (ст. 206), бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (преступной организации (ст. 210) и др., характеризуется специальной целью.

Таким образом, преступлениями против общественной безопасности являются умышленные, а в некоторых случаях и неосторожные деяния, посягающие на состояние защищенности, безопасные условия жизнедеятельности личности, общества и государства. В зависимости от признаков группового объекта они могут быть подразделены на четыре группы:

1) преступления, посягающие на состояние защищенности личности, общества и государства от угроз общеопасного характера;

2) преступления, посягающие на защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями общественного порядка;

3) преступления, посягающие на защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями порядка обращения с опасными материалами, веществами и изделиями;

4) преступления, посягающие на защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с нарушением специальных правил осуществления определенной деятельности.

§ 2. Преступления, посягающие на состояние защищенности

личности, общества и государства от угроз общеопасного

характера

1. Террористический акт (ст. 205 УК РФ). Одним из наиболее опасных преступлений террористического характера является террористический акт, т.е. совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Террористический акт, как и другие преступления террористической направленности, подрывает не только безопасность отдельных государств, но и международную безопасность в целом, дестабилизирует международный правопорядок. В настоящее время действует более 20 международно-правовых документов, относящихся к проблеме борьбы с терроризмом: Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 г.); Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 1979 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.); Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.); Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005 г.); Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г.) и др.

Правовые основы борьбы с терроризмом в России предусмотрены в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" <1> и в ст. ст. 205, 205.2 и 207 УК РФ. Ранее в указанном Законе терроризм определялся как:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

1) насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;

2) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

3) нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.

Если в первоначальной редакции ст. 205 УК РФ под терроризмом понимались деяния, указанные в приведенном выше п. 1, а террористическим актом обозначалось посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), то в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ ст. 205 УК РФ было дано новое наименование - "Террористический акт", а упоминание о последнем было исключено из ст. 277 УК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

Данное нововведение было обусловлено тем, что терроризм является более широким и до некоторой степени более неопределенным понятием, чем террористический акт или акт терроризма, используемый, например, в Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. Кроме того, следует иметь в виду, что законодатель помимо террористического акта (ст. 205 УК РФ) предусмотрел и иные преступления террористического характера - содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ).

Что же касается посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, то, несмотря на исключение из ст. 277 УК РФ упоминания о террористическом акте, данное деяние фактически выступает актом индивидуального террора.

Непосредственным основным объектом состава террористического акта выступает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. интересов неопределенного круга лиц и материальных объектов, от различных угроз общеопасного характера. В то же время террористические акты ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, а нередко влекут причинение смерти или иных тяжких последствий, создают угрозу безопасности государства и международного правопорядка, дестабилизируют социально-политическую обстановку, дезорганизуют общественный правопорядок, нормальную деятельность органов власти и управления, причиняют значительный имущественный ущерб и др. Поэтому дополнительными объектами террористического акта могут быть жизнь и здоровье людей, здоровье населения, интересы нормальной деятельности органов государства, собственность и др.

Понятие террористического акта определено в ч. 1 ст. 205 УК РФ. С объективной стороны он может совершаться в виде действий в двух альтернативных формах: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий и 2) угроза совершения указанных действий.

Под взрывом понимается освобождение большого количества химической, внутриядерной, электромагнитной и другой энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени, которое сопровождается образованием сильно нагретых, с высоким давлением газов, при расширении оказывающих механическое и разрушающее воздействие на окружающие объекты.

Поджог - это умышленные действия по уничтожению (повреждению) имущества, нанесению вреда здоровью человека при помощи огня.

Под иными действиями следует понимать: осуществление аварий, затоплений, разрушение транспортных средств и коммуникаций, предприятий, атомных и иных электростанций, блокирование вокзалов, аэропортов, захват учреждений культуры, образования с удержанием заложников, заражение водных ресурсов, запасов продовольствия, действия, направленные на распространение эпидемий или эпизоотий и т.д.

Все эти террористические действия, несмотря на их различный характер, объединяет то, что они объективно устрашают население и создают реальную опасность причинения указанных в законе последствий.

Под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 УК РФ действий понимается выражение во вне намерения совершить взрыв, поджог или иные подобные действия для достижения целей террориста (террористов). Речь должна идти о реальной угрозе, объективированной в каких-то конкретных действиях (например, демонстрация взрывчатого вещества, взрывного устройства, легковоспламеняющегося вещества и др.). Поэтому такую угрозу следует отличать от обнаружения умысла, которое по общему правилу не имеет уголовно-правового значения.

В качестве возможных последствий террористического акта в ч. 1 ст. 205 УК РФ называется создание опасности наступления гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.

Создание опасности гибели человека означает наличие реальной угрозы его гибели. Имущественный ущерб может признаваться значительным тогда, когда, например, уничтожается производственный объект, транспортная коммуникация, самолет и т.д. Судебно-следственная практика признает имущественный ущерб значительным с учетом конкретных обстоятельств дела.

Иные тяжкие последствия - категория оценочная. Речь в данном случае может идти о сопоставимых с гибелью людей или значительным имущественным ущербом последствиях, например дезорганизация нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, служб жизнеобеспечения, серьезное нарушение деятельности транспорта, работы учреждений связи и др.

Причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и другие подобные последствия не охватываются понятием "иные тяжкие последствия", однако они могут рассматриваться в качестве элемента создания опасности гибели людей и причинения значительного имущественного ущерба.

Террористический акт признается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или других подобных действий либо с момента создания угрозы совершения таких действий. Если указанные выше последствия фактически наступили, то они могут свидетельствовать о квалифицированных видах террористического акта либо квалифицироваться по совокупности ст. 205 и соответствующих статей УК РФ, предусматривающих ответственность за эти деяния.

Субъектом террористического акта признается физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Субъективная сторона террористического акта характеризуется прямым умыслом и специальной целью - воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Под оказанием воздействия на принятие требуемого террористами решения следует понимать побуждение соответствующих субъектов к совершению определенных действий, когда они оказываются перед необходимостью вынужденно принимать решения ради обеспечения безопасности граждан, государства и общества в целом.

Террористы могут руководствоваться различными по своему характеру мотивами: политическими, этническими, религиозными, корыстными и др. На квалификацию террористического акта они не влияют, но должны учитываться судом при индивидуализации наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 205 УК РФ квалифицированными видами террористического акта признаются: 1) его совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 2) совершение террористического акта, повлекшего по неосторожности смерть человека; 3) совершение террористического акта с причинением значительного имущественного ущерба либо иных тяжких последствий.

Предварительный сговор означает, что соглашение между членами этой группы достигается до начала совершения террористического акта. Если те или иные лица не принимали непосредственного участия в его совершении, а выполняли функции организатора, подстрекателя или пособника, то их действия должны квалифицироваться по ст. 205 УК РФ со ссылкой на ст. 33 УК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ организованная группа - это устойчивая группа лиц, заранее объединившаяся для совершения одного или нескольких преступлений (в данном случае для совершения террористического (террористических) акта (актов). Действия всех членов такой группы квалифицируются по ст. 205 УК РФ, без ссылки на ст. 33 УК РФ.

По ч. 2 ст. 205 УК РФ квалифицируется террористический акт, повлекший по неосторожности смерть человека.

Значительный имущественный ущерб - оценочное понятие. Он, например, может выражаться в разрушении или существенном повреждении жилого дома, предприятия, офиса и др. Понятием "иные тяжкие последствия" охватываются причинение по неосторожности потерпевшему тяжкого вреда здоровью, химическое или радиоактивное заражение местности, распространение эпидемий или эпизоотий, обострение межэтнических, межконфессиональных отношений и др.

Особо квалифицированным признается террористический акт, сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, поскольку все это создает особую опасность ввиду особых свойств предмета посягательства либо используемых средств совершения террористического акта. Объектами атомной энергии являются: сооружения и комплексы с ядерными реакторами, атомные станции, суда, космические аппараты и т.д. К ядерным относятся материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Радиоактивными признаются вещества, испускающие ионизирующее излучение, а к источникам радиоактивного излучения относятся комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

В ч. 3 ст. 205 УК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 221-ФЗ) особо квалифицирующим признаком признается и террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти человеку. Причем отношение к данному последствию может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом.

В соответствии с примечанием к ст. 205 УК РФ лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления этого акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Своевременность предупреждения означает, что органы государственной власти, имеющие отношение к борьбе с преступностью, имели реальную возможность предотвратить готовившийся террористический акт. А иное способствование предотвращению осуществления террористического акта может заключаться в каких-то самостоятельных действиях лица - в изъятии или обезвреживании взрывного устройства, эвакуации людей с места возможного преступления и др.

Другим условием освобождения лица от уголовной ответственности в соответствии с указанным примечанием является отсутствие в его действиях признаков иного состава преступления.

Содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ). Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 103-ФЗ УК РФ был дополнен ст. 205.1, первоначальная редакция которой предусматривала состав вовлечения в совершение преступления террористического характера или иное содействие их совершению. В дальнейшем на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ ст. 205.1 было дано новое наименование - "Содействие террористической деятельности", поскольку наряду с этим составом в УК РФ впервые был предусмотрен состав публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма (ст. 205.2 УК РФ), который в принципе можно трактовать как одну из форм вовлечения в совершение преступлений террористического характера. К тому же содействие террористической деятельности предполагает не только те или иные конкретные формы вовлечения лица в совершение преступления террористического характера, но и вооружение, подготовку совершения такого преступления, а также финансирование терроризма.

Судебно-следственная и оперативно-розыскная практика свидетельствует, что виновным в террористической деятельности нередко оказывается то или иное содействие со стороны других лиц, и этим самым облегчается совершение терактов и им подобных преступлений. Поэтому возложение уголовной ответственности на лиц, которые хотя непосредственно и не участвуют в совершении конкретных террористических актов, но принимают участие в финансировании или ином содействии их совершению, вполне оправданно.

Непосредственным объектом состава содействия террористической деятельности является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз общеопасного характера.

Объективная сторона заключается в совершении следующих альтернативных действий: 1) склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение какого-либо преступного деяния из преступлений террористического характера, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ; 2) вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; 3) финансирование терроризма.

Под склонением к участию в совершении преступления террористического характера следует понимать действия, направленные на возбуждение у другого лица желания совершить такое преступление, в том числе и войти в состав организации террористического характера и принять участие в ее деятельности. Участие может проявляться в различных формах: непосредственное совершение террористических акций, материальное, организационное обеспечение, разработка планов совершения преступных деяний и т.д.

Вербовка в целях совершения преступлений террористического характера означает достижение соглашения с другим лицом об его участии в их совершении. Она может осуществляться путем уговоров, убеждения, обещания материального вознаграждения и др.

Иное вовлечение другого лица в совершение указанных преступлений может осуществляться, например, путем обмана, психического или физического насилия, возбуждения у него чувства мести, ненависти, зависти и др. При вовлечении в совершение этих преступлений лиц, находящихся в состоянии невменяемости, а также малолетних виновный несет ответственность как исполнитель соответствующего преступления и по ст. 205.1 УК РФ.

Вооружение означает предоставление террористам средств поражения людей или уничтожения материальных объектов - огнестрельного и холодного оружия, боевой техники, взрывчатых веществ, взрывных устройств и т.д.

Под обучением лица следует понимать разъяснение ему свойств оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, механизма их действия, способов исполнения преступлений террористического характера и др. Под финансированием акта терроризма либо террористической организации понимается денежное обеспечение совершения этих преступлений либо деятельности террористической организации. Эти средства могут переводиться на счета в банках, в том числе и зарубежных стран, либо непосредственно передаваться исполнителям терактов или же руководителям террористических организаций. Согласно примечанию 1 к ст. 205.1 УК РФ под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Состав содействия террористической деятельности является формальным. Поэтому для признания этого преступления оконченным не требуется установления каких-либо последствий. Если же в результате этих действий наступают те или иные последствия, то они должны учитываться при назначении наказания.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны данное преступление может совершаться только умышленно и при наличии прямого умысла. Обучение и вооружение лица предполагают наличие у виновного специальной цели - совершения другим лицом преступлений террористического характера.

В соответствии с ч. 2 ст. 205.1 квалифицированным видом данного преступления является его совершение с использованием своего служебного положения. Под использованием своего служебного положения понимается осуществление определенной деятельности, которая расширяет возможности в совершении действий и достижении целей, указанных в этой статье. Субъектами данного преступления в этом случае могут быть представители власти, лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и иных органах (учреждениях), указанных в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Повышенная опасность преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 205.1 УК РФ, заключается в том, что использование лицом своих служебных функций значительно расширяет возможности в подготовке и осуществлении актов терроризма и преступной деятельности террористической организации.

В ч. 3 ст. 205.1 УК РФ предусмотрена ответственность за пособничество в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ, под которым понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

В примечании 2 к ст. 205.1 УК РФ содержится поощрительная норма, которая регламентирует условия, при наличии которых лицо освобождается от уголовной ответственности. В частности, в этом примечании закреплено, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению указанного в данной статье преступления террористического характера и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. Условия освобождения от ответственности в данном случае по существу те же, что и предусмотренные применительно к террористическому акту (ст. 205 УК РФ).

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 <

Наши рекомендации