Понятие сроков в оперативно-розыскном процессе и их классификация
Понятие оперативно-розыскных сроков.
Под сроками в ОРД понимают временные пределы (границы), в течение которых могут и должны действовать решения и (или) совершаться те или иные действия.
Большинство оперативно-розыскных сроков предназначены для правового регулирования своевременности действий и решений оперативников (оперативных подразделений). Часть сроков определяет временные рамки деятельности других субъектов ОРД. Эти сроки установлены для подачи жалоб на действия и решения, касающиеся законных прав и интересов участников ОРД, и др. Однако предназначение всех оперативно-розыскных сроков едино — обеспечить, во-первых, оперативность и эффективность действий субъектов ОРД и, во-вторых, соблюсти конституционные права и свободы человека и гражданина.
Классификация сроков в ОРД. Известны различные критерии систематизации оперативно-розыскных сроков. Так, эти сроки различают в зависимости от: непосредственного отражения в ФЗ об ОРД' либо их определения иным способом; субъекта, который их определяет; отнесения к ОРМ или иным действиям и решениям; стадии оперативно-розыскного процесса; исчисления и др.1
Прежде чем рассмотреть все перечисленные разновидности сроков, необходимо отметить, что все сроки в ОРД условно можно разделить на две категории. Первую из них составляют сроки, частично предусмотренные в ФЗ об ОРД и рассчитанные на все случаи возникновения однородных правоотношений, включая оперативно-розыскные. Например, согласно ч. 5 ст. 16 время выполнения должностными лицами ОРО специальных заданий в ОПГ, а также время их службы в должностях ШНС указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Вторую - сроки, устанавливающиеся ОРО (оперативниками), осуществляющими оперативно-розыскное производство, а также иными должностными лицами (например, судьей) в рамках конкретных правоотношений.
Нормативная фиксация оперативно-розыскных сроков. Различают сроки: прямо предусмотренные ФЗ об ОРД; указанные в законодательных актах, применяющихся в ОРД; определенные в контракте который оперативно-розыскной орган заключает с конфидентом; установленные в нормативных актах ОРО.
В ФЗ об ОРД сроки непосредственно указаны в ч. 7 ст. 5, ч. 3 и 4 ст. 8, ч. 1 и 5 ст. 9, ч. 5 ст. 16, ч, 6 ст. 18.
Кроме того, некоторые сроки можно рассчитать путем толкования норм ФЗ об ОРД. Так, согласно ч. 3 ст. 23 было предложено Президенту РФ и поручено Правительству РФ привести их нормативные правовые акты в соответствие с ФЗ об ОРД. Разумеется, работа по упорядочиванию актов не может быть бессрочной.
Среди многих законодательных актов, применяющихся в ОРД и содержащих предписания о тех или иных сроках, укажем на Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в котором изложены сроки обращения гражданина в соответствующий орган с жалобой. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд (ч. 2 ст. 4). Сроки обращения в суд с жалобой определены в ст. 5.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомле ния об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных ст. 2 этого Закона.
Нормы Закона об обжаловании в суд в необходимом случае подлежат применению в системе с нормами ФЗ об ОРД. Например, вместе с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 5, согласно которому лицо, полагающее, что действия ОРО привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий ОРО, прокурору или в суд. В контракте, который заключают согласно ст. 17 ФЗ об ОРД оперативное подразделение и конфидент, могут быть оговорены различные сроки (прежде всего, срок оказания конфиденциального содействия). Причем государство гарантирует конфидентам выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом (см. ч. 2 ст. 18 ФЗ об ОРД). Эти гарантии распространяются и на обязательства, связанные с какими-либо сроками, предусмотренными контрактом.
В нормативных актах ОРО могут устанавливаться сроки как проведения ОРМ, так и иные (сроки ведения дел оперативного учета и т.д.). Однако эти сроки не должны противоречить тем, которые непосредственно указаны в ФЗ об ОРД. Виды сроков в зависимости от субъекта, который их определяет. Различают сроки, устанавливаемые должностными лицами ОРО (руководителем и оперативником) и иными должностными лицами (судьей, прокурором, следователем, органом дознания). Отдельные требования к этим должностным лицам при определении ими сроков законодатель непосредственно предусмотрел в ФЗ об ОРД. Так, срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении (ч. 5 ст. 9).
Вместе с тем предельные сроки, которые полномочны устанавливать оперативник для осуществления ОРМ или другое должностное лицо в ОРД (следователь, прокурор и др.), определяются ими самостоятельно. Так, оперативный сотрудник вправе определить срок подготовки и проведения соответствующего ОРМ (например, опроса), а следователь (орган дознания) может поручить оперативному подразделению производство розыска лица, скрывшегося от следствия, в течение определенного времени.
Эти сроки подлежат соблюдению точно так же, как и установленные ФЗ об ОРД. Однако в случае их нарушения не требуется восстановление или продление специальным актом (постановлением и т.п.).
Сроки, регламентирующие оперативно-розыскные мероприятия, иные действия и решения в ОРД. Определенную практическую значимость имеет деление сроков на следующие два вида: устанавливающие временные границы осуществления ОРМ и определяющие временные пределы иных действий или решений в ОРД. В ФЗ об ОРД сроки первого из названных видов предусмотрены в шести предписаниях.
1. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, на основании мотивированного постановления одного из руководителей ОРО допускается проведение ОРМ, предусмотренных ч. 2 ст. 8, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 ч. В течение 48 ч с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8).
2. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем ОРО, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 ч (ч. 4 ст. 8).
3. Материалы об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ рассматриваются уполномоченным на то судьей незамедлительно (ч. 1 ст. 9).
4. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов (ч. 5 ст. 9).
5. Время выполнения оперативниками специальных заданий в ОПГ подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении (ч. 5 ст. 16).
6. Полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления недоказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие нетребуют иного. За три месяца до дня уничтожения материалов, от ражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья (ч. 7 ст. 5).
Сроки второго из рассматриваемых видов предусмотрены в ФЗ об ОРД в двух предписаниях. Так, время службы должностных лиц ОРО в должностях ШНС указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении (ч. 5 ст. 16), а период сотрудничества конфидентов по контракту с ОРО в качестве основного рода занятий включается в их трудовой стаж (ч. 6 ст. 18).
Сроки в различных стадиях оперативно-розыскного процесса74 Во всех его стадиях (поиска и оперативной проверки, оперативной разработки, оперативного контроля и розыска) предусмотрены сроки, устанавливающие: временные рамки конкретной стадии; время совершения длящихся ОРМ (как правило, до 180 суток); уведомление суда (судьи) в случае проведения экстренного ОРМ, ограничивающего конституционные права человека и гражданина, и т.д.
Исчисление оперативно-розыскных сроков. Они исчисляются в ФЗ ОБ ОРД часами, сутками (днями), месяцами и годами. Кроме того, в одном случае ФЗ об ОРД предписывает немедленное совершение соответствующего действия.
При исчислении сроков часами срок истекает в последнюю минуту последнего часа.
При исчислении сроков сутками срок истекает в 12 часов ночи последних суток.
При исчислении сроков месяцами срок истекает в соответствующее число месяца, а если он не имеет соответствующего числа, то в последние сутки этого месяца (например, при вынесении постановления 31 декабря сроком на два месяца этот срок истечет 28 февраля).
При исчислении сроков годами срок истекает в последнее число 12-го месяца со дня начала исчисления срока.