Решения, влекущие юридически значимые последствия

Виды решения, влекущего юридически значимые последствия, и его нормативное обоснование. Как правило, такое решение.должно быть документально оформленным. Документально оформленное решение в ОРД есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством и нормативными актами ОРО разновидность документа (по форме)1.

Основные виды документально оформленного решения, влекущего юридически значимые последствия, непосредственно перечислены в статьях ФЗ об ОРД. Всего законодатель называет пять разновидностей таких решений: приказ, постановление, указание, поручение и определение.

Кроме того, виды решений в ОРД определяют в нормативных актах конкретных ОРО (согласно предписаниям ч. 2 ст. 4 и ст. 10Ф об ОРД).

Характеристика конкретных решений. Рассмотрим те из них, кото рые законодатель непосредственно перечислил в нормах ФЗ влекут соответствующие юридически значимые последствия. Тем не менее их можно сгруппировать с учетом субъекта, полномочного принимать решение. Прежде всего определимся в решениях должностных лиц ОРО.

Приказ в ОРД. Под приказом понимается одновременно вид нормативного правового акта и разновидность служебных отношений. Шиказ (как разновидность служебных отношений) есть исходящее от должностного лица ОРО и основанное на оперативно-розыскном законодательстве требование совершить определенное действие (ОРМ), обращенное к участнику ОРД, обязанному его исполнить в силу предоставленных законодателем полномочий в области ОРД (например, приказ отдает руководитель ОРО подчиненному ему по службе оперативнику).

Данное решение принимает, как правило, соответствующий руководитель. Субъектом же исполнения приказа может быть только подчиненное ему лицо. Отметим, что согласно воле законодателя должностное лицо, осуществляющее ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, оно обязано руководствоваться законом (см. ч. 3 ст. 16 ФЗ об ОРД). Так, ФЗ об ОРД возлагает обязанность оценивать законность получаемого предписания на исполнителя — подчиненного. В данном случае подчиненный, если последний, совершая какое-либо деяние во исполнение приказа, отнесся к этому легкомысленно или небрежно, т.е. неумышленно, подлежит уголовной ответственности только в том случае, если за совершенное им де'яние установлена уголовная ответственность.

При сомнении в законности полученного для исполнения распоряжения лицо, наделенное правом осуществлять ОРД, должно незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае если вышестоящий по должности начальник письменно подтверждает данное распоряжение, оперативник обязан его исполнить. Ответственность за последствия исполнения незаконного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

ФЗ об ОРД не устанавливает абсолютно определенной формы выражения приказа (как решения). В оперативно-розыскной практике приказы отдаются письменно или устно, а также передаются по техническим средствам связи. При этом необходимо соблюсти следующие условия: такое требование должно стать своевременно известно подчиненному и восприниматься как начальником, так и

Согласно ч. 2 ст. 42 УК лицо, совершившее умышленное преступление во исполнив заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях подчиненным именно как приказ. Приказ, изданный в письменной форме, вступает в силу с момента его подписания, если иное не указано в его тексте; в устной, — как правило, после оглашения.

Крайне значимо определить то, что ответственность за наступившие в результате исполнения приказа последствия несет должностное лицо, отдавшее приказ. Ведь именно оно, располагая соответствующей информацией, обязано соотносить принимаемое решение с предусмотренными ФЗ об ОРД полномочиями, а также учитывать те негативные последствия, которые, возможно, наступят из-за ОРМ проведенных по приказу, с тем вредом защищаемым объектам (человеку, собственности, обществу и государству), который при этом удастся предотвратить.

Отметим и то, что в случае получения заведомо для исполнителя преступного приказа его неисполнение исключает уголовную ответственность. Это произойдет и в том случае, если в нормативных актах ОРО закреплена обязанность беспрекословно исполнять приказ и установлена ответственность за ее нарушение.

Приказ необходимо отличать от других решений в ОРД и прежде всего от также принимаемых должностными лицами ОРО — распоряжения и предписания. Так, распоряжение принимают для решения текущих вопросов повседневной деятельности руководители функциональных подразделений, затем адресуют определенному кругу субъектов. Распоряжение имеет ограниченный срок действия. Предписаниями же (устными и письменными) командир доводит до своих подчиненных задачи по частным вопросам (см. ст. 37 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Постановление — это предусмотренный ФЗ об ОРД или нормативным актом ОРО вид документально оформленного решения соответствующего должностного лица в ОРД, которое влечет юридически значимые последствия. Принятие этого решения порождает, изменяет или прекращает определенное правоотношение (как оперативно-розыскное, так и некоторые другие).

ФЗ об ОРД известны три вида постановления:

1) мотивированное одного из руководителей ОРО. Согласно ч. 3 ст. 8 в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из РУК°В°" дителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, предусмотренных ч. 2 ст. 8, с обязательным уведомлением суда (судьи; в течение 24 ч;

2) мотивированное - судьи (судебное решение), которое содержит разрешение или запрет на проведение ОРМ, ограничиваюшего конституционные права человека.

По результатам рассмотрения представленных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в ч. 1 ст. 9, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление (см. ч. 4 ст. 9).

Данное решение есть вывод уполномоченного на то судьи о допустимости ограничения определенного конституционного права (прав) физического лица при проведении ОРМ, единолично сделанный им в итоге рассмотрения представленных ОРО постановления и других документов оперативно-служебных и оформленный актом в виде мотивированного постановления;

3) о применении предусмотренных Законом о государственной защите мер безопасности в отношении защищаемых лиц (см. п. 5 ч. 1 ст. 7).

Кроме того, различают постановления: оперативника (о заведении ДОУ, его продлении и прекращении и др.); следователя (об объявлении розыска лица); прокурора (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении в отношении лица, нарушившего федеральный закон) и др.

Важное практическое значение имеют постановления, предусмотренные Инструкцией «О порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд». Ими являются постановления о:

  • представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (руководителю органа, осуществляющего ОРД);
  • рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну (постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то необходимые полномочия).

Иные виды документально оформленного решения. В ФЗ об ОРД названы три из них: указание, поручение и определение. Все их объединяет то, что, во-первых, принимают их должностные лица не ОРО и, во-вторых, при выполнении определенных условий они выступают в качестве основания для проведения ОРМ (см. п. 3 ч. 1 ст. 7 и др.). Указание — это разновидность решения, которое согласно ФЗ об ОРД полномочен принимать прокурор. В ОРД указание прокурора выступает в качестве основания для проведения ОРМ (при условии, что оно принято прокурором по уголовному делу, находящемуся в его производстве, - см. п. 3 ч. 1 ст. 7 и др.).

Поручение есть решение следователя (органа дознания), содержанием которого является возложение на оперативное подразделение исполнения определенных действий с целью получения информации, необходимой для ведущегося расследования уголовного дела. В ФЗ об ОРД названы две разновидности этого решения: поручение следователя (см. п, 2 ст. 14 и др.) и поручение органа дознания (см. п. 2 ст. 14 и др.). Эти поручения в ОРД являются основанием для проведения ОРМ (при условии, что они приняты ими по уголовному делу, находящемуся в их производстве (см. п. 3 ч. 1 ст. 7 и др.). Определение — это всякое, помимо приговора, решение: а) вынесенное коллегиально судом первой инстанции (например, о назначении экспертизы); б) всякое решение суда второй (кассационной) инстанции, принимаемое при проверке дела по кассационной жалобе или протесту.

В ОРД определение суда выступает в качестве основания для проведения ОРМ (при условии, что оно принято судом по уголовному делу, находящемуся в его производстве, — см. п. 3 ч. 1 ст. 7 и др.).

Требования, предъявляемые к решению. Составные части решения. Вступление решения в силу.

Требования, предъявляемые к решению.

Таким требованием является необходимая и достаточная совокупность общеобязательных повелений (распоряжений), предъявляемых к содержанию и форме решения в ОРД законодателем и (или) выработанных оперативно-розыскной практикой, которые направлены на реализацию принципов ОРД. Совокупность обязательных повелений, предъявляемых к решению в ОРД, представлена двумя группами требований: к форме и к содержанию.

Во-первых, требования различают в зависимости от формы принятия решения. Так, решение, которое допустимо принимать в любой, кроме документально оформленной (письменной), форме -(например, приказа), должно быть: принято уполномоченным на то законом или иным соответствующим нормативным правовым актом должностным лицом (как правило, руководителем оперативно-розыскного органа); отдано внятно и понятно; доведено без искажений до исполнителя и др.

Особые требования предъявляют к каждому решению, которое влечет ограничение конституционных прав человека и гражданина (прослушивание телефонных переговоров, обследование жилища и др.). Оно обязательно оформляется документально, должно иметь соответствующее название, предусмотренное ФЗ об ОРД, и другие необходимые реквизиты.

Реквизиты в ОРД — обязательные данные, установленные законодательными или иными нормативными правовыми актами, которые указываются в конкретном документе (например, в постановлении о заведении ДОУ, постановлении судьи ограничении конституционного права человека и гражданина) для признания его действительным.

Как правило, такими данными выступают наименование и дата составления документа, подпись (и оттиск печати) физического (или юридического) лица. Отсутствие одного либо нескольких реквизитов в ряде случаев, оговоренных законом, влечет недействительность или оспоримость документа.

Во-вторых, требования предъявляют к содержанию решения. Любое решение в ОРД должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Рассмотрим эти требования на примере документально оформленного решения, влекущего ограничение конституционного права человека и гражданина.

Законность этого решения предполагает: его принятие надлежащим должностным лицом; соответствие его формы требованиям, предъявляемым к документу (наличие соответствующего названия и других реквизитов); соответствие его содержания полученной фактической информации (исключается вымысел и т.п.).

Обоснованность решения означает, что должностное лицо при его принятии исходило из анализа документально оформленных материалов и строило свои выводы на фактических данных в их совокупности, которая исключает другое решение, кроме принятого. Мотивированность решения призвана объяснить, почему должностное лицо приняло конкретное решение, почему использовало (не использовало) те или иные аргументы, т.е. должно содержать объяснения и доводы в обоснование занятой позиции. Составные части решения (документально оформленного). Как правило, такое решение состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Рассмотрим содержание решения на примере содержания постановления о представлении результатов ОРД органу дознания (следователю, прокурору или в суд).

Так, вводная часть включает наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя ОРО, а также основания вынесения данного постановления.

В описательной части указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным Делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. Описательная часть заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 ФЗ об ОРД.

В резолютивной части формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД. Здесь же перечисляются подлежащие направлению конкретные документы. Вступление решения в силу. Момент вступления решения в силу зависит от ряда факторов, и прежде всего от его формы и субъекта принятия.

Устное решение (например, приказ) вступает в силу, как правило после его оглашения. Решение, которое оформлено документально, может вступить в силу с момента: а) его подписания (в необходимом случае — утверждения); б) непосредственно указанного в тексте документа; в) ознакомления с ним непосредственного исполнителя (под роспись). Момент вступления в силу решения зависит также от субъекта, который его принимает. В данном аспекте различают так называемых простого и сложного субъекта. Например, для вступления в силу постановления о заведении дела оперативной проверки достаточно его письменного утверждения руководителем ОРО. Совсем иначе обстоит дело со вступлением в силу решения, которое влечет ограничение конституционного права человека и гражданина. В данном случае недостаточно утверждения постановления о проведении ОРМ (например, контроля телефонных переговоров) руководителем ОРО. Кроме его разрешения необходимо получить разрешение и судьи, которое также должно быть оформлено в виде мотивированного постановления.

Наши рекомендации