Реализация оперативных данных, полученных в ходе личного сыска
В процессе личного сыска часто возникает необходимость реализации полученных данных путем задержания установленного лица, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении. Поэтому оперативник вправе (и обязан) задержать такое лицо при установлении в его действиях признаков состава преступления, когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда очевидцы, в том числе потерпевшие, укажут на данное лицо, как на совершившее преступление; когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления; если лицо пыталось скрыться или не установлена личность подозреваемого, а также при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления. При этом в данном случае речь идет не о задержании в смысле, указанном в ст.91 УПК, а о задержании в процессе осуществления личного сыска, где процессуальные основания выступают в качестве ориентира для принятия решения и руководства к действию.
Личный сыск имеет целенаправленный характер. При его осуществлении не только обнаруживаются признаки преступления и лица, его совершившие, но и выявляются фактические данные, способствующие установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, когда процессуальным путем это сделать невозможно. Следовательно, личный сыск в этом случае способствует успешному осуществлению уголовного судопроизводства, а соответственно и реализации норм уголовного права.
Ориентиром для целевых действий при личном сыске при работе по конкретным фактам преступлений служит предмет доказывания; выясняя в ходе проведения личного сыска обстоятельства подготавливаемого или совершенного преступления, устанавливая способы, орудия, средства его совершения, можно достаточно четко определить круг фактических данных, необходимых для раскрытия преступления. При выполнении поручения следователя нужно руководствоваться содержанием этого поручения и на его основе собирать информацию (фактические данные), необходимую для установления истинных обстоятельств дела, местонахождении разыскиваемого и т.д. Осуществление личного сыска как в комплексе ОРМ, так и применительно к отдельным ОРМ может меняться в зависимости от складывающейся ситуации, когда его проведение обусловлено (продиктовано) оперативной обстановкой на обслуживаемой территории, по линии служебной деятельности или работой по конкретному преступлению, в процессе предотвращения или раскрытия преступления, например по «горячим следам» или по поручению следователя, а также при обнаружении преступления, опознании разыскиваемого либо распознании похищенной вещи и др.
Если изначально работа личным сыском может быть ориентирована на получение данных, свидетельствующих о наличии признаков преступления, которые могут быть использованы для выявления, предотвращения или раскрытия преступления, то в раскрытии конкретного преступления, в том числе и по «горячим следам», особенно важно ориентироваться на получение информации, необходимой для установления истины по делу, выяснение обстоятельств совершенного преступления, сведений о субъекте преступления, данных, подтверждающих или опровергающих выдвинутые версии.
Необходимо отметить, что полученные при личном сыске данные, учитывая их восприятие и проверку лицом, его осуществляющим, обладают достаточной степенью достоверности, часто их можно использовать гласно, не раскрывая при этом источники и методы их получения. Поэтому субъекты личного сыска могут участвовать в уголовном судопроизводстве в качестве свидетелей.
При проведении ОРМ в процессе личного сыска необходимо четко представлять, что одни фактические данные сохранятся до возбуждения уголовного дела и могут быть получены процессуальным путем, другие могут не быть восстановлены и подлежат обязательной фиксации в документах, предусмотренных ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, а именно на фотоснимках, видеозаписи, в актах, справках, рапортах, объяснениях и других документах. Данные, содержащиеся в них, могут быть преобразованы в доказательства, если будут процессуально оформлены и проверены, или служить основанием для осуществления других ОРМ, проведение которых может, в частности, касаться ограничения конституционных прав объектов ОРД, либо послужить основанием для начала оперативной разработки.
Исходя из этого необходимо использовать положение норм УПК при оформлении оперативно-служебных документов. Так, акт сбора образцов для сравнительного исследования по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола выемки, а акт гласного обследования объектов, указанных в ФЗ об ОРД, с участием других лиц и специалистов — акту обследования, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола осмотра места происшествия, или акту, форма которого установлена для ведомства (службы).
В случаях использования при оперативном осмотре видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, иных видов фиксации событий, фактов и предметов, а также при изъятии обнаруженных следов пальцев рук и т.п. эти сведения отражаются в виде приложений к вышеуказанным документам или отдельных документов (справки, акты и т.п.), которые могут быть в дальнейшем представлены в следственные и судебные органы для проверки, оценки и признания в качестве доказательств по уголовным делам. В оперативно-розыскной практике не выработана форма документа, отражающего обобщенные результаты личного сыска. Поэтому вид документа, в котором отражаются его результаты, необходимо выбирать в зависимости от осуществляемого ОРМ и его характера.
При проведении опроса граждан в зависимости от его вида, характера полученных сведений и отношения к ним опрашиваемого данные фиксируются в заявлении или объяснении опрашиваемого либо в справке сотрудника ОРО. При этом могут использоваться видео-и звукозапись, иные специальные технические средства. Об отождествлении личности сотрудник ОРО может доложить руководству рапортом. Результаты наблюдения, проводившегося сотрудником ОРО методом личного сыска, в том числе с участием лиц, оказывавших ему при этом добровольное содействие, могут быть отражены в рапорте, а при необходимости — объяснениях иных участников наблюдения.
Результаты гласной проверочной закупки оформляются в виде акта закупки с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными актами контролирующих органов, а негласной — справкой сотрудника ОРО, при необходимости объяснениями лиц, привлеченных к ее проведению. К ним могут приобщаться иные добытые материалы, имеющие отношение к проведению закупки. Результаты изучения документов при наличии информации, представляющей оперативный интерес, оформляются справкой, рапортом с приложением полученных при наведении справок оригиналов документов или ксеро-, фото- или зафиксированных иным способом их копий.
Немаловажное значение имеет документальное оформление процесса и результатов личного сыска и для обеспечения подтверждения законности действий его субъектов, возможности правовой оценки, контроля и надзора за этим процессом. Эффективность ОРМ, проводимых субъектами личного сыска, прямо пропорциональна умению правильно оценить обстановку, принять оптимальное решение в выборе отдельного ОРМ или их совокупности и тактических приемов их осуществления. Довольно часто оперативник осуществляет личный сыск без предварительной подготовки, приспосабливаясь к складывающейся ситуации, последовательно переходя от одного ОРМ или метода ОРД к другому, используя различные тактические элементы и тем самым обеспечивая результативность личного сыска.
Однако не обладая достаточным опытом, необходимыми профессиональными навыками и знаниями, трудно разоблачить преступников, прибегающих к различным ухищрениям, стремящихся сохранить в тайне подготовку и совершение преступлений. Для работы личным сыском сотруднику необходимо иметь знания о приемах и способах преступлений, на раскрытии которых он специализируется либо работает в настоящее время; об особенностях общей и текущей оперативной обстановки на месте работы; о специфике поведения преступников, их психологии, жаргоне; способах распознавания по внешним признакам лиц, представляющих оперативный интерес; особенностях территории обслуживания (наличие проходных дворов, тупиков, остановок транспорта и
Для обеспечения реализации ОРМ личным сыском анализируется и оценивается оперативная обстановка. Такой анализ позволяет выдвинуть оперативно-розыскные версии, например относительно принадлежности виновных к территории, о причастности к другим преступлениям, определить наиболее вероятные места совершения очередного преступления, сделать вывод о необходимости проведения конкретных ОРМ, направленных на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, определить исполнителей, а также время, место и другие необходимые условия реализации намеченного действия.
Принимая решение о применении личного сыска, необходимо учитывать его направленность на решение конкретной задачи, определить целесообразность осуществления тех или иных ОРМ лично оперативником, оценить, позволяет ли время и существует ли возможность для более успешного решения поставленной задачи другими лицами либо ОРО. С учетом цели ОРМ определяются место и время его проведения, пределы личного участия, варианты возможного поведения объекта ОРМ и соответственно субъекта личного сыска, намечаются силы и средства, которые могут быть использованы для решения поставленной задачи и разрабатывается способ действия участника ОРМ на случай возникновения нежелательных обстоятельств.