Руководство лицами, оказывающими содействие оперативно-розыскным органам
Эффективность использования граждан, содействующих ОРО в выявлении, предупреждении, раскрытии преступлений и обеспечении безопасности, достигается хорошо продуманным и спланированным руководством ими, что, в конечном счете, побуждает их к достижению цели.
Можно выделить следующие основные составляющие понятия «руководство конфидентами»:
деятельность оперативников по наиболее целесообразному использованию негласного аппарата в решении оперативно-розыскных задач; воспитание негласных сотрудников; обучение их приемам негласной работы. В понятие «руководство» входит обучение, воспитание, обсуждение складывающихся оперативно-тактических ситуаций, разработка легенды, инструктирование при отработке заданий, анализ неудач и допущенных ошибок. Руководство конфидентами складывается из:
реализации осознанной потребности склонить к оказанию содействия и использовать личностные, деловые, профессиональные и иные возможности и способности человека в решении задач борьбы с преступностью; определения стиля общения, способов воздействия на сознание каждого лица, оказывающего содействие, с целью побудить его к определенному поведению как соответствующему эффективному решению возникшей задачи; при этом следует учитывать его личные интересы и собственное представление цели;
двуединой природы полномочий и ответственности оперативника, обусловленной правовыми нормами, обеспечивающими возможность использовать граждан в решении оперативно-розыскных задач и нести ответственность, в том числе и моральную за безопасность лиц, оказывающих содействие;
определения программы действий оперативника по отношению к лицу, оказывающему содействие, направленную на совершенствование его способностей и создание необходимых условий для решения поставленных задач.
Таким образом, руководство лицами, оказывающими содействие ОРО — это целесообразная деятельность оперативников при участии их непосредственных руководителей, направленная на выявление, предупреждение, раскрытие преступлений, а также на решении иных оперативно-розыскных задач.
С этой точки зрения руководить лицами, оказывающими содействие, означает: установить количественную и качественную потребность в гражданах, согласных оказывать содействие, провести его расстановку в соответствии с оперативной обстановкой и необходимостью обеспечения решения конкретных задач в целом и по ДОУ в частности;
- своевременно выявлять разведывательные способности и возможности лиц, оказывающих содействие, развивать их и использовать в достижении намечаемых целей;
- постоянно изучать каждого и в необходимых случаях маневрировать его возможностями;
- определять каждому конкретное задание и устанавливать пределы участия в его
- выполнении с учетом разведывательных способностей и возможностей;
- проводить обучение действиям в условиях строгой конспирации, умению выявлять лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступления, а учитывая сложившуюся конкретную ситуацию — необходимым приемам, способам при выполнении заданий;
- воспитывать чувство добросовестного отношения к взятым на себя
- добровольным обязательствам, не допускать участия в преступлениях;
- систематически осуществлять контроль за поведением, деятельностью каждого и выполнением им заданий.
Для того, чтобы руководство лицам», оказывающими содействие ОРО, являющееся наиболее сложным видом специфической деятельности оперативника, достигало должного эффекта, необходимо придерживаться определенного стиля работы, соблюдать следующие специальные правила и принципы.
Практическая направленность как одно из основных правил использования сил, средств и методов ОРД органов внутренних дел в целом и в работе с лицами, оказывающими содействие ОРО, в частности.
Этот принцип определяет, что вовлечение граждан в содействие ОРО и их использование допускается только в целях борьбы с преступностью и обеспечения безопасности. Поэтому вся программа руководства определяется исходя именно из того, что такие лица направляются для обеспечения выявления, предупреждения и раскрытия преступлений. В руководстве ими прежде всего необходимо учитывать накопленный опыт работы с лицами, оказывающими различные виды содействия, т.е. предусматривать формирование таких качеств, которые обеспечивали бы наиболее эффективное использование возможностей и способностей каждого. Таким образом, практика, с одной стороны, формирует требования к организации работы с содействующими лицами, дает возможность представить, какой она должна быть, а с другой стороны, служит материалом, на базе которого составляется программа руководства. Индивидуальный подход — принцип, который выражает необходимость наиболее полного учета личностных особенностей каждого негласного сотрудника, его жизненного опыта, возраста, наличия судимости, степени профессионализма и др. Учет личностных качеств каждого негласного сотрудника должен начинаться еще на первоначальном этапе общения с ним оперативника и проводиться постоянно. Для этого следует всегда давать оценку его деловым и личным качествам; ориентиром такой оценки могут, например, служить следующие положения.
Первое. Характеристика разведывательных возможностей, положение в среде лиц, представляющих оперативный интерес; доступ к предметам и документам, содержащим следы подготавливаемого или совершаемого преступления; служебное положение и т.д.
Второе. Характеристика разведывательных способностей, знание образа жизни, повадок, жаргона и языка лиц, представляющих оперативный интерес, умение входить к ним в доверие и т.д.
Третье. Характеристика подготовленности, объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать каждый негласный сотрудник с учетом конкретного вида его содействия и ситуаций, в которых он может оказаться.
Четвертое. Характеристика положительных (добросовестность, порядочность, осознание необходимости оказывать содействие) и отрицательных (раздражительность, недисциплинированность, неискренность, пристрастие к наркотикам, спиртным напиткам и неумение их употреблять, часто совершаемые ошибочные действия при выполнении заданий и др.) особенностей негласного сотрудника.
В процессе сотрудничества следует отмечать, какие положительные характеристики негласного сотрудника укрепились, развились и в какой степени; удалось ли искоренить отрицательные привычки, как используются, полученные в процессе обучения умения и навыки в выполнении заданий оперативника.
Такая систематически проводимая работа по отношению к каждому негласному сотруднику обеспечит более эффективное руководство им. Следует учитывать характер, наклонности, привычки, убеждения, судьбу каждого негласного сотрудника и обеспечивать строго индивидуальный подход к нему.
Необходимость индивидуального подхода в руководстве лицами, оказывающими содействие ОРО тесно связана с таким принципом руководства как систематичность: оперативник, регулярно встречаясь с лицами, содействующими ОРО, оказывает на них постоянное воспитательное и обучающее воздействие, прививает необходимые Умения и навыки в решении различных оперативно-розыскных задач, позволяет добиться наиболее целеустремленного и эффективного использования их возможностей в борьбе с преступностью.
Принцип конкретности руководства является основополагающим в работе с лицами, оказывающими содействие ОРО. Установление отношений с каждым из этих лиц имеет определенную конкретную цель, которая должна соответствовать задачам, определенным ФЗ об ОРД.
Нарушение правил руководства нередко приводит к отрицательным последствиям — прекращению активного содействия с ОРО; совершению преступлений или, что еще более опасно, двурушничеству. Двурушники могут продолжительное время находиться вне подозрений оперативника и представлять значительную опасность, поскольку им за время сотрудничества с ОРО становятся известны некоторые конкретные ОРМ, лица, в отношении которых они проводятся, и т.п.
Следующие тесно взаимосвязанные принципы руководства обучение и воспитание лиц, оказывающих содействие ОРО. Взаимосвязь этих принципов обусловлена прежде всего особыми условиями общения оперативников с такими лицами. Испытывая постоянный дефицит времени, отведенного для такого общения, оперативник стремится решить как можно больше задач по руководству, в том числе направить свою деятельность на обучение, привитие умений и навыков, необходимых для выполнения каждым содействующим лицом заданий, воспитать в нем качества, необходимые для осуществления разведывательной деятельности. Но этот процесс не может быть односторонним: лица, оказывающие содействие ОРО, должны ощущать потребность в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками и восприятии системы определенных взглядов, которые стремится привить ему руководитель. Обучение лиц, оказывающих содействие ОРО. Как уже отмечалось, программа руководства каждым лицом, содействующим ОРО, строго индивидуальна. Даже негласные сотрудники, специализирующиеся на определенных направлениях борьбы с преступностью, неоднородны, различаясь возрастным цензом, общими и специальными познаниями, знаниями, приобретенными в процессе общения с ранее судимыми (кто-то из них может быть и сам ранее судим) и др.
Если негласный сотрудник привлекается ОРО для решения только одной задачи, без перспективы дальнейшего использования или если его добросовестность вызывает сомнение, то его не следует обучать специальным приемам, выработанным практикой ОРД.
Программа обучения лица, оказывающими различные виды содействия должна быть избирательной, а само обучение может достичь цели только в том случае, когда такая программа соответствует возможностям каждого воспринять ее.
В связи с этим большое значение имеет развитие у лиц, содействующих ОРО, познавательных потребностей, т.е. внутреннего побуждения, желания углубить или пополнить свои знания, необходимые для более эффективного содействия ОРО.
Обучение нельзя рассматривать в отрыве от жизненного опыта лица, на которого оно рассчитано, условий, в которых оно осуществляет разведывательную деятельность, его отношения к выполняемой миссии.
Например, у некоторых может отсутствовать желание оказывать содействие ОРО или конкретному оперативнику; другие могут недооценивать своей значимости в борьбе с преступностью или, что очень опасно, переоценивать свои возможности в среде лиц, представляющих оперативный интерес. Немаловажное значение имеют и эмоциональное состояние обучаемого лица, его готовность в данный момент воспринимать подготовленный оперативником материал.
Наиболее важным показателем овладения лицами, оказывающими содействие ОРО, знаниями, умениями и навыками, является их использование для:
- получения новой информации, новых знаний;
- выработки умений в решении нестандартных задач, выдвигаемых практикой борьбы с преступностью.
В результате исследований ученых и обобщения выводов по рассматриваемой проблеме предлагаем вариант программы обучения лиц, оказывающих содействие ОРО. Первая часть должна быть посвящена изучению общих вопросов. Она предусматривает обучение содействующего лица независимо от его специализации и направлена на получение следующих знаний: отдельные положения УК, УПК; свои права и обязанности, определенные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, прежде всего ФЗ об ОРД, где предусмотрена социальная и правовая защита как лиц, содействующих ОРО, так и членов их семей и близких; способы конспиративной связи и передачи собранной информации, правила поведения в кругу близких, в среде проверяемых и разрабатываемых и иных лиц, представляющих оперативный интерес; наиболее распространенные способы преступлений и признаки, по которым можно выявить лиц, представляющих оперативный интерес (особенности поведения, употребляемый жаргон, образ жизни, словесный портрет, имеющиеся предметы и ценности), замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления. Вторая часть программы обучения должна быть рассчитана на конкретного обучаемого с учетом его личностных особенностей и выполняемых заданий. Вторая часть более динамична, чем первая, и постоянно корректируется в зависимости от продолжительности содействия лица ОРО, накопленных им определенных знаний и т.п.
Обобщенно такая программа может предусматривать изучение:
- оперативной обстановки — как в целом, так и на определенном объекте (территории);
- приемов установления контактов, доверительных отношений с интересующими ОРО лицами (привлекать к себе внимание, закреплять и продолжать начатое знакомство, находя для этого правдоподобные предлоги);
- приемов выведывания необходимой информации у лиц, представляющих оперативный интерес, путем использования их отрицательных черт (болтливость, тщеславие, доверчивость, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм), а также таких способов воздействия, при которых проверяемые, разрабатываемые теряют над собой контроль, становятся доверчивыми;
- приемов «компрометации в надежности» авторитетов, лидеров, иных участников ОПФ;
- способов документирования действий проверяемых и разрабатываемых (негласное, скрытое наблюдение, анализ их действий, осмотр предметов, вещей и документов и обеспечение им сохранности), в том числе с применением отдельных технических средств;
- способов оказания положительного воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений, впервые вставших на преступный путь (убеждение в невозможности или нецелесообразности» совершения преступления, неизбежности разоблачения и привлечения к уголовной ответственности и т.п.);
- приемов распознания дезинформации (проверяемые, разрабатываемые, в среду которых внедрен негласный сотрудник, могут предпринимать меры по выявлению лиц, содействующих ОРО).
Такова примерная программа обучения.
Воспитание лиц, оказывающих содействие ОРО, имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.
Опросы оперативников показали, что воспитательной работой с негласными сотрудниками они, как правило, занимаются только в тех случаях, когда те подают к этому повод (совершение проступка, срыв встречи, невыполнение задания и т.п.). Между тем приблизительно большинство опрошенных убеждены в том, что постоянное воспитательное воздействие на конфидентов необходимо. Потребность в таком воздействии обусловлена, с их точки зрения, отрицательным влиянием среды. Недооценка этого неминуемо может привести к отрицательным последствиям, скомпрометировать саму идею вовлечения граждан в оказание содействия. Результаты обучения легко можно проверить, определив, например, насколько то или иное лицо, содействующее ОРО, овладело приемами распознавания по определенным признакам лиц, представляющих оперативный интерес, или насколько совершенны его умения и навыки в использовании технических средств, исследовании предметов и документов и т.п.
Результаты воспитания проявляются не сразу — это относительно долгий процесс формирования личностных качеств, правил поведения, взглядов, которые еще неизвестно как отразятся на возможностях и способностях таких лиц. Наверное, наивно думать, что в негласном сотруднике следует воспитывать и прививать ему качества, не свойственные среде его обитания, стремиться отучить использовать некоторые выражения, манеру поведения, если, конечно, оперативник не ставит перед собой цели оторвать его от преступной среды. Влияние воспитания на результаты работы негласного сотрудника в большей степени, чем обучения, обусловлены средой постоянного общения, степенью ее воспитательного воздействия и, что очень важно, преступным прошлым негласного сотрудника, сформировавшим в нем определенные взгляды, черты характера. Существенное значение имеет и фактор времени. Так, процесс воспитания требует большего внимания, времени, и результаты его не столь очевидны. Лица, оказывающие содействие, как правило, обладают определенными житейскими, профессиональными знаниями, умениями и навыками или если даже у них установлены какие-либо пробелы в знаниях, несовершенство в умениях и навыках, то их можно с меньшими усилиями и в более короткий срок восстановить или обучить им. Остается только правильно использовать их в достижении цели. Иное дело воспитать за короткий период времени находчивость, инициативность, искренность, искоренить отрицательные черты характера и т.д.
Составление программы обучения определяется конкретными заданиями. Поэтому обучение необходимым знаниям, умениям и навыкам или их проверка, осознается и оперативником, и лицом, содействующим ОРО, как необходимая потребность и решается чаще всего совместными усилиями.
Следовательно, существует неразрывная связь между обучением и воспитанием. Действительно, воспитательные возможности в процессе обучения во многом определяются содержанием и направленностью изучаемых вопросов. Так, в наибольшей степени положительное воспитательное воздействие может быть реализовано в процессе формирования знаний, умений и навыков, в оценке различных общественных явлений, положительных результатов в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений, где роль содействующего лица особенно очевидна.
Иное дело, когда оперативник обучает приемам введения в заблуждение лиц, представляющих оперативный интерес, имитационным действиям, внешне похожим на преступные. Именно в таких ситуациях проявляется профессиональная зрелость оперативника, его умение положительно воздействовать.
Быть воспитателем лица, оказывающего содействие ОРО, — дело сложное, требующее от оперативника значительных усилий. Сложность состоит и в том, что при определенных условиях это лицо может и само оказывать влияние на оперативника (в силу разницы в возрасте, знания преступного мира, материального положения и т.п.). Оценка оперативником положительных результатов содействующих лиц, безусловно, имеет воспитательное воздействие, но следует также учитывать, что такие лица постоянно находятся в определенной среде, которая тоже оценивает их действия и поведение.
Содействие ОРО будет тем устойчивей, чем больше «удовлетворительных» результатов оно приносит, и наоборот, чем оно «невыгодней» лицу, оказывающему такое содействие, тем более сильным становится влияние преступной среды.
Однако (и это принципиально) содействующее лицо должно усвоить (и это в нем необходимо постоянно воспитывать), что добросовестное содействие ОРО для него более предпочтительно, и он должен поступать не так, как требует от него преступная среда. Участие в раскрытии преступлений становится его неотъемлемой потребностью, приносящей ему удовлетворение, поскольку сотрудники ОРО высоко оценивают его действия.
Действительно, оценочным показателем должно служить представление лица, оказывающего содействие о соответствии или несоответствии его поведения нормам, разделяемым и одобряемым стороной, с которой его связывает чувство «общности»; порицание будет восприниматься им как угроза быть изолированным этой стороной. Принцип индивидуального подхода к лицам, оказывающим содействие ОРО, проявляется в воспитательной работе в том, что на основе индивидуальных особенностей личности каждого содействующего лица надо выбрать и безошибочно применить наиболее эффективные формы воспитания.
Не следует отрицать, что определенная часть лиц привлекается к содействию на основе наличия как корыстных побуждений, так и компрометирующих материалов, что, безусловно, не может не отражаться на отношениях между оперативников и таким лицом и выборе приемов воспитания.
Необходимо также учитывать, что среди тех, кто согласился оказывать содействие ОРО, могут оказаться лица, специально засланные преступниками.
Выбор приемов воспитания немыслим без оценки отношения лиц к определенным ценностям, совершения тех или иных поступков. Оценивая те или иные поступки, оперативник решает, насколько они оправданы или допустимы. Эти понятия близки, но имеют и существенные различия. Так, оправданным можно считать поступок, выходящий за пределы общепринятых человеческих норм нравственности, морали, но который был совершен под влиянием обстоятельств (например, временное изъятие предметов, документов и передача их оперативнику для проведения исследования и определения их относимости к совершенному или подготавливаемому преступлению в целях его раскрытия или предупреждения).
Допустимость, напротив, опирается на объективные основания. Оперативник допускает в поведении негласного сотрудника (а в некоторых ситуациях поведение определяется заданием) такие действия, поступки, которые нежелательны или даже противоречат принципам воспитательной работы, но вызваны объективными основаниями (например, дезинформация разрабатываемых, употребление с ними спиртных напитков с целью вызвать их на откровенность и т.п.). Допустимыми ФЗ об ОРД (п. 4 ст. 16) признает и такие действия, при которых негласный сотрудник при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств вынужденно причиняет какой-либо вред обществу.
Несомненно, основное воспитательное значение имеет правильный выбор и использование выработанных практикой приемов воспитания, обусловленные наличием улица, оказывающего содействие, определенных положительных и отрицательных черт характера, его ролью в среде, где он выполняет задание ОРО.
Черты характера таких лиц (врожденные или приобретенные), как правило, известны оперативнику. При отсутствии у лица, содействующего ОРО, необходимых качеств оперативник должен стремиться воспитать их.
Действительно, каждый содействующий ОРО приобретает новое социальное положение, начинает выполнять весьма специфические роли. Обязанность оперативника - умело использовать черты характера данного лица применительно к той ситуации или роли, которую он выполняет. В противном случае от услуг этого лица лучше отказаться. Следовательно, для каждого лица, содействующего ОРО, подбираются строго индивидуальные методы воспитания на основе жизненной практики и данных соответствующих наук.
Убеждение — самый распространенный и один из наиболее эффективных методов воспитательного воздействия. Воспитатель Должен быть глубоко уверенным в том, что, убеждая содействующее лицо поступать определенным образом именно так, он правильно избрал такой метод, как убеждение.
Поощрение, как показывает практика, применяется главным образом в конкретных случаях достижения (как правило, негласным сотрудником) положительных результатов в целом или при успешном выполнении наиболее сложных и важных заданий. Основное значение поощрения в процессе воспитания состоит в том, что оперативник дает понять лицу, оказывающему содействие, что его поступки одобряются. Существуют различные виды поощрения. Исследование показало, что одно лишь материальное поощрение в виде выдачи денежной суммы может иметь скорее отрицательное, чем воспитательное воздействие. Необходимо учитывать, что для определенной категории негласных сотрудников денежное поощрение психологически вообще неприемлемо (имеются в виду случаи, когда негласный сотрудник, оказывая содействие, преследует свои цели). Следовательно, помимо материального поощрения необходимо использовать и иные виды стимуляции к активному содействию. Принуждение как метод воспитания должно соответствовать ситуации, вызвавшей необходимость прибегнуть к нему, и применяться не слишком часто. Используя меры принуждения, оперативник выражает свое отрицательное отношение к неправильным действиям и одновременно рекомендует, как следует действовать дальше. С одной стороны, несомненно, что использование принуждения в работе с лицами, оказывающими содействие ОРО, вызвано объективными обстоятельствами; с другой стороны, надо помнить, что эти меры принимаются по отношению к человеку, добровольно изъявившему желание оказывать содействие ОРО.
Нельзя не учитывать и того, что использование мер принуждения оказывает не всегда положительное влияние, ибо это уже разновидность наказания. Вопрос об использовании принуждения в практике руководства должен решаться каждый раз применительно к каждому конкретному случаю.
Таким образом, воспитание лиц, оказывающих содействие ОРО, — это определенное, целенаправленное и систематическое воздействие на них в целях формирования необходимых личностных качеств и навыков поведения, обеспечивающих надежное и эффективное содействие оперативным подразделениям ОРО.
Рассмотрим некоторые особенности руководства лицами, оказывающими содействие ОРО, в зависимости от вида их содействия.
Контакт оперативника с анонимом может быть непосредственным или опосредованным. Следовательно, у оперативника возникает возможность склонить анонима выйти «из тени», а возможно, и к даче свидетельских показаний.
Такое общение не отрицает выяснения, уточнения некоторых обстоятельств в представленной анонимом информации. Можно предложить анониму проделать эту работу — тогда у него возникнет потребность в еще одном контакте с оперативником. Иными слова ми, используется давно известный прием ОРД — постепенное вовлечение лица в постоянное содействие.
Процесс руководства является беспрерывным и начинается с момента установления оперативником первого контакта с кандидатом. Одновременно определяется и предмет руководства — в зависимости от первого впечатления оперативника о будущем негласном сотруднике.
Избирательность в руководстве определяется в основном неоднородностью аппарата негласных сотрудников.
Если конфидент относится к числу второстепенных участников преступной группы, неоднократно судим, хорошо знает образ жизни преступной среды и сам является в силу принадлежности к преступному миру носителем многих отрицательных привычек и наклонностей, программа руководства им будет отличаться от той, которая определена другому конфиденту — скажем, профессионалу в области финансового бизнеса. Руководя опытными конфидентами, оперативник тоже познает особенности определенных сфер деятельности, т.е. тоже обучается. Знание конфидентом преступной среды может оказаться полезным оперативнику, особенно начинающему. Но следует учитывать, что такие конфиденты требуют к себе повышенного внимания со стороны оперативника и систематического воспитания.
При всем этом следует руководствоваться следующим требованием: влияние оперативника на негласного сотрудника, безусловно, должно быть сильнее влияния на него преступной среды, в которой он находится.
Другая ситуация, тоже типичная для работы с конфидентами: к негласному сотрудничеству привлекается лицо, далекое от преступной среды, но в силу сложившихся обстоятельств оперативник намеревается именно это лицо использовать в раскрытии преступления.
Руководство таким конфидентом требует максимального внимания и прежде всего должно быть направлено на привитие ему качеств, позволяющих активно внедряться в ОПФ и выполнять поставленную задачу при строжайшем соблюдении конспирации. Сотрудники ОРО должны постоянно учитывать всю сложность положения негласных сотрудников среди преступного и иного окружения, отчетливо осознавая наличие риска в их работе; своевременно оказывать им помощь в противостоянии негативному влиянию этого окружения и в решении вопросов, возникающих при сотрудничестве с ОРО, обеспечивать правовую и социальную защиту в соответствии с законодательством; давать рекомендации относительно поведения в сложных ситуациях, в той или иной обстановке — иными словами, постоянно руководить негласными сотрудниками в соответствии с намеченной программой или возникшими ситуациями.
В целом при определении программы руководства каждым негласным сотрудником следует учитывать:
- основное направление его использования, т.е. его специализацию в борьбе с преступностью, характер выполняемой разведывательной работы; особенности оперативной обстановки с учетом среды, в которой действует негласный сотрудник; насколько она может оказать на него отрицательное воздействие в ходе выполнения им конкретного задания;
- неизбежность экстремальных, стрессовых ситуаций при выполнении заданий и способность негласного сотрудника выбрать правильную линию поведения;
- степень соответствия негласного сотрудника среде, в которой он осуществляет свою разведывательную деятельность (возраст, жизненный и преступный опыт, профессиональная подготовленность, уровень общего развития);
- общий стаж содействия ОРО.
Контроль за поведением лиц, оказывающих содействие ОРО, — неотъемлемая часть руководства. Потребность в такой функции возникает в силу существования иных функций и, как правило, зависит и изменяется по мере их изменения. Если представить формирование негласного аппарата и руководство им в виде нескольких взаимосвязанных элементов — планирование, привлечение к содействию, использование, обучение и воспитание, учет и анализ, — то контроль является объединяющим элементом: он возникает уже на этапе планирования формирования негласного аппарата и заканчивается решением вопроса о прекращении содействия ОРО. Контроль, в отличие от тесно связанного с ним учета, направлен не на подсчет количества содействующих лиц, а на определение их деятельности, результативности, т.е. качества решения оперативно-розыскных задач.