Государственные органы, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность
Определение государственного органа, полномочного осуществлять ОРД. Таким субъектом выступает оперативно-розыскной орган — функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенного правоохранительного органа (МВД России и др.) или специальной службы России (СВР России и др.) система его оперативных подразделений и должностных лиц, включая первых руководителей, предназначенная непосредственно полностью или частично осуществлять ОРД или ее контролировать (оперативно-розыскной орган в ФЗ об ОРД назван как «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность»). ОРО решают определенные ФЗ об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами России (см. ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о прокуратуре координатором деятельности ОРО в борьбе с преступностью выступает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Система оперативно-розыскных органов. Согласно ФЗ об ОРД (с изменениями на 2003 г.) в России насчитывается восемь ОРО, компетентных проводить ОРД.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 право непосредственного и полного осуществления ОРД на территории РФ предоставлено восьми ОРО. Ими являются оперативные подразделения:
- органов внутренних дел РФ;
- органов Федеральной службы безопасности;
- федеральных органов государственной охраны;
- таможенных органов РФ;
- Службы внешней разведки РФ;
- Министерства юстиции РФ;
- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Законодатель особо обратил внимание правоприменителей на то, что в России никто, кроме указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД подразделений государственных органов, не вправе осуществлять ОРД комплексно, с применением всего арсенала средств и методов ОРД. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД право на частичное осуществление ОРД предоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России (ГРУ ГШВС).
Законодатель поставил специальные условия для проведения ОРМ подразделениями ГРУ.
Во-первых, ОРМ ими проводятся только в целях обеспечения их безопасности.
Обеспечение безопасности - это организация и реализация системы мер различного характера с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию государственного органа:
возникающих в деятельности самого органа: обнаружение среди сотрудников отдельных коррумпированных лиц, а также лиц, замышляющих, готовящих или совершающих должностные преступления; недопущение наступления последствий возможных правонарушений сотрудников органов внешней разведки, могущих повлечь ущерб безопасности государственного органа;
идущих извне: выявление устремлений спецслужб иностранных государств, иностранных организаций к органам внешней разведки; обнаружение отдельных лиц, замышляющих, готовящих или совершающих преступления против органа внешней разведки (в состав которого входят оперативные подразделения) или против его сотрудников; предупреждение и пресечение попыток их проникновения в систему органов обеспечения безопасности РФ или оказания негативного влияния на ее деятельность.
Во-вторых, ОРМ проводятся ГРУ только в случае, если их проведение не затрагивает полномочий органов, осуществляющих ОРД полностью.
Отличие ОРО от правоохранительного органа и некоторых иных субъектов. Российское оперативно-розыскное сообщество.
ОРО следует отличать от некоторых других государственных и негосударственных субъектов. Так, отличие ОРО от правоохранительных органов заключается в том, что, с одной стороны, не все ОРО являются сугубо правоохранительными (ими нельзя назвать ГРУ), а с другой — не все правоохранительные органы являются ОРО (в частности, органы прокуратуры не полномочны осуществлять ОРД).
Отличны ОРО и от субъектов дознания, в частности, в число последних входят такие субъекты, которые в соответствии с ФЗ об ОРД не являются ОРО: дознаватели органов службы судебных приставов; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ (см. ч. 1 и ч. 3 ст. 40, ч. 3 ст. 151 УПК). Весомо отличие ОРО от российских контрразведывательных и разведывательных органов. Согласно действующему ФЗ не все ОРО одновременно являются и контрразведывательными, и разведывательными — и первыми, и вторыми одновременно выступают только органы ФСБ России, СВР России и ГРУ ГШ ВС РФ.
§ 2. Оперативное подразделение как субъект, непосредственно осуществляющий оперативно-розыскную деятельность
Определение оперативного подразделения и его юридическая характеристика. Оперативное подразделение — это организационно-штатное звено, входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами.
Оперативные подразделения конкретного ОРО структурированы в соответствующие организационно-административные единицы. Это может быть оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное или информационно-аналитическое отделение (группа), отдел, служба, управление, главное управление, а равно подразделение собственной безопасности и др. В различных ОРО неодинаково определены структура оперативных подразделений и их названия, что вызвано спецификой решения конкретных задач ОРД. Перечень оперативных подразделений определяется нормативными правовыми актами соответствующих ОРО, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД.