В ходе выполнения поручений.
Содержание
Введение………………………………………………………….................. | |||
Глава 1 Теоретические аспекты организации трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………. | |||
1.1 | Трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования…………………………………………………………... | ||
1.2 | Роль поручений в трудовом воспитании детей младшего возраста………………………………………………………………. | ||
1.3 | Особенности поручений в младших группах……………………… | ||
Вывод……………………………………………………………………….. | |||
Глава 2 Система педагогической работы по организации поручений с дошкольниками в детском саду…………………………………………. | |||
2.1 | Анализ современных образовательных программ в разделе «Труд»………………………………………………………………… | ||
2.2 | Условия организации поручений и обязанностей детей дошкольного возраста……………………………………………… | ||
2.3 | Методика руководства поручениями с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………….. | ||
Вывод……………………………………………………………………….. | |||
Заключение…………………………………………………………………. | |||
Список литературы………………………………………………………… | |||
Приложение | |||
Приложение 1. Задачи трудового воспитания младших дошкольников.. | |||
Приложение 2. Перспективное планирование образовательной области «Труд» (первая младшая группа)………….……………………………... | |||
Труд становится великим воспитателем,
Когда он входит в жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость и любознательность,
рождает новую красоту в окружающем мире,
побуждает первое гражданское чувство – чувство
созидателя материальных благ,
без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Введение
Трудовое воспитание одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка – дает возможность решать широкие педагогические задачи. Труд уже в младшем возрасте влияет на развитие самостоятельности детей. «Программа в детском саду» рекомендует три формы организации труда детей дошкольного возраста: трудовые поручения, дежурства и коллективный труд всей группы. Каждый из названных форм организаций имеет свои особенности и разное соотношение на разных ступенях дошкольного детства. Чтобы выявить возможности трудовых поручений для решения задач нравственного воспитания, необходимо определить, что следует понимать под трудовым поручением, в чем заключены его специфические особенности в отличие от других форм организации.
Трудовые поручения – это возложения на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с действиями коллектива. Трудовые поручения для дошкольника полезная и важная деятельность, где главной задачей является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.
Трудовые поручения необходимо отличать от трудовых обязанностей. И не только по тому, что это кратковременный, эпизодический труд. Трудовые поручения отличаются своеобразием самой трудовой деятельности и положением ребенка в ней. Смысл обязанностей заключается, прежде всего, в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда, когда нет желания. При выполнении обязанностей многое исходит от самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом выполнять личную инициативу, творчество, смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнять эту работу. Однако, чтобы у ребенка проявились эти качества, ему необходим некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволит, освоит содержание его деятельности. Такая подготовка осуществляется посредствам разнообразных поручений, тех, что войдут впоследствии в круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не будет готов к более сложной для него деятельности.
Как показали исследования Я.З. Неверович, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.В. Кондратовой, наилучшие результаты в воспитании положительного отношения к людям и их труду оказываются не только при непосредственном трудовом общении детей с взрослыми, но и со сверстниками. Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести его до конца. Участие взрослого позволяет расширить содержание хозяйственно-бытового труда, в который можно включить детей, что устраняет его однообразие. В работах В.Г. Нечаевой рассматривается воспитательное значение труда. Трудовые поручения заключают в себе большие воспитательные возможности. Давая поручения, воспитатель всегда ставит перед ребенком конкретную цель. Поручения весьма многообразны. Они могут быть простые и сложные, кратковременные, эпизодические и длительные. Индивидуальные или коллективные. Особенно ценны (в плане подготовки несение обязанностей) длительные поручения, когда дети несут ответственность за какую-то работу определенный срок (день, два, три).
Объект исследования: трудовая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: поручение как форма трудовой деятельности дошкольников.
Проблема: каковы эффективные условия и методы организации руководства трудовыми поручениями среди младших дошкольников.
Цель исследования: изучение особенностей как одной из форм организации трудовой деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования.
2. Определить роль поручений и их особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать современные образовательные программы по разделу трудовое воспитание.
4. Выявить условия организации и методику руководства поручениями.
Работа состоит из двух глав, носит теоретический характер. В первой главе раскрываются теоретические аспекты развития трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста, рассматривается роль поручений в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, через организацию трудовых поручений, в которых выделены особенности трудовой деятельности. Во второй главе отражена система педагогической работы по организации поручений с детьми дошкольниками детского сада, анализируя современные образовательные программы, в разделе трудовое воспитание, определены условия для организации трудовой деятельности в ДОУ и методика руководства трудовыми поручениями с детьми дошкольного возраста. Представлены выводы по изучаемой теме, в приложении предоставлены Таблицы с различными задачами трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Теоретические методы исследования; анализ, сравнение, систематизация, обобщение материала на основе изучения педагогической и методической литературы.