Понятие и значение правовой основы оперативно-розыскной деятельности
Современный период правового регулирования оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту – ОРД) в Республике Беларусь можно назвать наиболее значимым, так как с правового регулирования негласной работы в основном на подзаконном уровне сделан резкий скачок на уровень законодательной регламентации.
Характерные черты и особенности данного этапа:
· закрепление общих правил ОРД на развивающем уровне правового регулирования вместо подзаконного (т.е. перераспределение нормативно-правового материала с ведомственного на законодательный уровень);
· выделение основных правил ОРД из ранее имевшегося в подзаконных актах конгломерата правовых предписаний и их обособление в оперативно-розыскном законе, т.е. начало процесса кодификации правовых норм ОРД (в Законе Республики Беларусь «Об ОРД»);
· резкое усиление значения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД;
· необходимость учета в правовой регламентации отдельных направлений ОРД такого фактора, каким является непосредственное действие конституционных норм;
· нормативное закрепление неразрешенного противоречия между старым и новым пониманием цели ОРД: в “узком” смысле слова - между необходимостью борьбы с преступностью и защите человека и общества от преступных посягательств; в “широком” смысле слова – между необходимостью борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью “противника и враждебных элементов” (получением информации о них) и обеспечением безопасности личности, общества и государства;
· законодательное определение ОРД;
· существенное законное расширение субъектов (государственных органов), наделенных правами на осуществление ОРД и резкое обострение необходимости правовой регламентации, с одной стороны, специфики каждого из субъектов (включая раздел сфер влияния), а с другой – выделение общих правовых положений, единых для всех субъектов, осуществляющих ОРД;
· правовая регламентация вневедомственного контроля и надзора за состоянием законности в ОРД;
· включение в сферу правового регулирования общественных отношений, которые ранее не подвергались воздействию права, например, возникающие в сфере частной детективной деятельности.
1.1 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности
Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об ОРД» (“Правовая основа оперативно–розыскной деятельности”) такую основу составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства Республики Беларусь. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции издают по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
ОРД как государственно-правовая функция базируется на системе норм, содержащихся в различных источниках, разной регулятивной значимости. Правовое регулирование отношений, возникающих в этой деятельности, обеспечивает режим законности, направленность оперативно-розыскных мер на охрану законных прав и интересов граждан, общества, государства. В нормах права, на которых основана ОРД, учтены научно познанные закономерности преступности, особенности совершения уголовно-наказуемых деяний и маскировки правомерной деятельности, а также наиболее эффективные организационно-тактические варианты осуществления оперативно-розыскных мер.
Под правовой основой ОРД следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности.
В настоящее время ситуация с правовым регулированием ОРД изменяется в наилучшую сторону несмотря на то, что оно только формируется. Тем не менее, пока нельзя утверждать, что законотворческий процесс закончен и определены как оптимальные границы правового регулирования ОРД, так и его уровни.
Под правовой основой ОРД понимается содержащаяся в законах и подзаконных нормативных актах система правил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели и место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.
В иных видах правоохранительной деятельности вопрос о правовых основах не ставится. Такое положение обусловлено тем, что этим видам деятельности соответствуют аналогичные отрасли права (уголовно-процессуальная, административно-процессуальная и т.д.). ОРД по своему содержанию носит комплексный многоуровневый характер. Отношения, возникающие при ее осуществлении, частично регулируются самостоятельными отраслями права. Конспиративный характер ОРД обуславливает необходимость принятия закрытых (в основном ведомственных) нормативных актов. Именно поэтому правовая основа ОРД имеет сложную структуру, в которой выделяют правовые основы в широком и узком смысле данного понятия.
«Ядро» правовой основы ОРД составляют нормы самого Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июня 1999 г., который был принят Палатой Представителей 24 июня 1999 г. и одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г. Это действующий нормативный правовой акт высшей юридической силы. Он регулирует общественные отношения в области ОРД, а также в сфере некоторых иных видов деятельности правоохранительных органов и спецслужб республики, которые взаимосвязаны с оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, разведывательной и контрразведывательной деятельностью, а также определяет не только содержание оперативно-розыскной деятельности, но и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.Правовую основу в широком смысле составляют нормы, которые непосредственно не регулируют ОРД, однако содержат общие положения, имеющие принципиальное, основополагающее значение для ее осуществления. В первую очередь это нормы Конституции Республики Беларусь, которые содержат предписания о гарантиях прав и интересов граждан и общества, охране экономической основы государства.
Сюда же относятся нормы права, которые содержат указания о необходимости применения оперативно-розыскных мер, устанавливают основания уголовной ответственности, определяют перечень преступных деяний и ответственность за их совершение. Речь идет в первую очередь о нормах уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но они, как и первые, непосредственно ОРД не регламентируют.
Так, в уголовно-процессуальном законодательстве определяются: задачи уголовного судопроизводства: обстоятельства, подлежащие доказыванию; поводы и основания для возбуждения уголовного дела; понятие и виды судебных доказательств и т.д. Нормы уголовного закона определяют понятие преступления; устанавливают основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности; формируют составы конкретных преступлений и т.д. Все это служит ориентиром в организации и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений.
К данной группе законодательных актов следует отнести Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей», Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О прокуратуре».Правовую основу в узком смысле данного понятия составляют нормативно-правовые положения, непосредственно регламентирующие оперативную работу. Данные нормы содержатся как в законах, так и в подзаконных и ведомственных актах. Причем последним принадлежит доминирующая роль в нормативной регламентации.
К числу правовых норм данной категории в первую очередь относятся нормы Закона «О милиции». Так в ст. 16, определяющей права милиции, говорится о возможностях применения технических средств в целях предупреждения и раскрытия преступлений, праве на производство досмотра граждан, транспортных средств и помещений, получения информации от должностных лиц и граждан и т.д. Ст. 17 Закона «О милиции» определяет цели ОРД, регламентирует отдельные аспекты применения оперативно-розыскных мер.
Закон «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» содержит ряд важных положений, непосредственно связанных с оперативно-розыскной функцией соответствующих оперативных аппаратов. Например, ст. 9 устанавливает основные направления деятельности органов государственной безопасности; ст. 12 конкретизирует задачи, решаемые с помощью оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы с преступностью, ст. 14 определяет права органов госбезопасности, в т.ч. и на осуществление различных оперативно-розыскных мероприятий; ст. 22 посвящена регламентации отношений с лицами, содействующими органам госбезопасности; и т.д.
Закон «О пограничных войсках Республики Беларусь» предусматривает организацию и ведение ОРД в качестве самостоятельной задачи погранвойск (ст. 2); предоставляет право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, осуществление административного задержания и досмотра граждан, подозреваемых в совершении правонарушений, а также на осуществление иных действий по обеспечению должного правопорядка на обслуживаемой территории.
К числу законодательных актов, составляющих правовую основу ОРД, так же относятся Законы «О государственных секретах», Декреты, Указы Президента Республики Беларусь по вопросам обеспечения борьбы с преступностью и охраны правопорядка. Например, Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2004 г. № 75 «О государственной программе по усилению борьбы с преступностью но 2004 – 2005 годы»; Декрет Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. №3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми»; Указ Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. №692 «Об утверждении положения о министерстве Республики Беларусь»; Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2000 г. №575 «Об утверждении положения о коллегии Министерства внутренних дел и т.д.Специфические особенности ОРД и в первую очередь ее конспиративный характер обуславливаю необходимость ведомственного нормативного регулирования широкого спектра вопросов применения сил, средств и методов ОРД. Согласно ч.1 ст. 17 Закона «Об ОРД» сведения о системе и конкретных аспектах организации и тактики ОРД относятся к государственной тайне и подлежат рассекречиванию на основаниях и в случаях, предусмотренный законодательством Республики Беларусь. Именно поэтому ч. 2 ст. 5 уполномочивает органы, осуществляющие ОРД, издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Эти нормативные акты издаются на основании и во исполнение действующего законодательства для конкретизации требований Закона по отношению к различным институтам в ОРД.
Нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, имеют закрытый (конфиденциальный) характер. В этой связи для соблюдения законности в ОРД ч. 2 ст.5 устанавливает специальный порядок (обязательное согласование с Генеральным прокурором Республики Беларусь).
Таким образом, правовая основа ОРД носит комплексный характер. Она не исчерпывает себя отмеченными ранее законодательными актами, так как их перечень гораздо шире и многограннее. Однако все перечисленные акты являются основополагающими в правовой регламентации ОРД.