Типовые правила по страхованию судна и груза.

В соответствии с ними страхование может осуществляться на основании одного из 4 условий:

· с ответственностью за все риски (в этом случае возмещаются убытки, возникшие от любых случайностей и опасностей перевозки, за исключением случаев, исключающих ответственность страховщика)

· с ответственностью за частную аварию (в данном случае объем возмещения зависит от причины ущерба; возмещаются убытки, возникшие в результате стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, подмочки забортной водой; возмещается ущерб, возникший в результате пропажи перевозочного средства вместе с грузом, а также все убытки, возникшие в результате общей аварии)

· без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения

· с ответственностью за риски хранения на складах в месте отправления, ожидания погрузки и в месте назначения после выгрузки

В настоящее время наибольшую роль играют правила страхования, разработанные страховыми обществами.

Условия страхования грузов, разработанные объединением лондонских страховщиков. Данные правила применяются при страховании экспортно-импортных грузов, и на практике эти правила именуются оговорками.

Под оговоркой традиционно понимается минимальный перечень условий страхования, который составляет основу конкретного договора. В настоящее время данные правила признаны в большинстве стран мира и положены в основу правил страхования большинства страховых компаний мира. Есть редакция правил 2009 г.

Согласно правилам, существуют 3 оговорки для страхования:

· оговорка А – обеспечивает наибольшее покрытие рисков; все риски гибели или повреждения застрахованного груза, за исключением ряда условий, которые являются общими для всех оговорок

· оговорка Б – обеспечивает покрытие от следующих рисков:

1. гибель или повреждение застрахованного груза, произошедшие вследствие пожара или взрыва, посадки на мель, опрокидывания судна и в иных случаях, когда судно тонет; в результате столкновения судна с любым объектом, за исключением контакта с водой

2. гибель или повреждение груза вследствие общей аварии, в результате выбрасывания или смытия груза за борт; в результате подтечки воды в контейнер с грузом

3. все убытки, возникшие в результате стихийных бедствий (землетрясение)

4. потеря груза, в результате падения за борт при погрузке или загрузке

· оговорка С – обеспечивает минимальное покрытие рисков, а именно повреждение или утрата груза в результате стихийного бедствия, посадки на мель, столкновения с любым объектом, общей аварии и выбрасывание груза

В практике страхования существуют 2 основных принципа формирования рисков, обеспечивающих страховую защиту:

1. построен по методу исключения – груз страхуется от всех рисков, за исключением некоторых. По этому принципу построена оговорка А лондонских страховщиков и условия с ответственностью за все риски Типовых правил. При страховании на данных условиях не возмещаются убытки в следующих случаях:

· всякого рода военные действия или их последствия

· в результате прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, либо радиоактивного заражения

· по договору страхования в результате умысла или грубой небрежности страхователей или выгодоприобретателя или их представителей

· в результате влияния температуры или в результате естественных качеств груза

· несоответствие упаковки груза установленным правилам

· в результате огня или взрыва вследствие перевозки взрывоопасных веществ

· недостача груза при целостности наружной упаковки

· косвенные убытки страхователя

· в результате повреждения груза червями, грызунами и насекомыми

2. построен на методе включения, т.е. груз считается застрахованным только от тех рисков, которые прямо перечислены (оговорки Б и С)

По согласованию сторон могут быть застрахованы риски, которые обычно являются исключениями.

При заключении договора страхования, условия договора могут быть определены стандартными правилами, принятыми страховщиком, либо объединением страховщиков (ст. 943 ГК). Соответственно, при этом в договоре должна быть ссылка на такие правила, а сами правила должны быть изложены либо в договоре, либо должны быть приложены к договору. Вместе с тем, в отношении правил лондонских страховщиков действует презумпция, что они известны в коммерческих кругах. Соответственно, при ссылке в договоре на данный документ, прикладывать их текст не требуется.

Наши рекомендации