Реализация права: понятие и виды.
Реализация права – это процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Можно иметь самое совершенное законодательство, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят. В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.
По степени активности субъектов выделяют четыре основные формы реализации права:
1) При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.
Особенности данной формы реализации заключаются в следующем: это в основном пассивная форма поведения субъектов; это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента; она касается главным образом правовых запретов; осуществляется вне конкретных правоотношений; происходит в большинстве случаев естественно, никак не фиксируется.
2) При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: распространяется в основном на обязывающие нормы; предполагает активные действия субъектов; отличается императивностью – могут последовать санкции; в большинстве случаев правоисполнительные действия, так или иначе фиксируются, оформляются. Например, воинская обязанность, обязанность платить налоги.
3) Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы. Например, гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.). Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях необходимо содействие упомянутых органов (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, и т.д.).
4) Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Применять нормы права - это значит применять власть. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы. Так, по мнению М.С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, тем самым якобы применил к нему норму права. Ученый, передавший в дар государству свою научную библиотеку, тоже применил соответствующую правовую норму. По мо мнению Малько и Матузова в первом случае гражданин исполнил свой гражданский долг; во втором - использовал предусмотренное законом право подарить любую вещь любой организации. Здесь нет элемента властности.
47. Стадии процесса применения норм права, акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
Стадии правоприменения — это относительно обособленные комплексы правоприменительных действий, последовательно направленные на достижение целей, связанных с обеспечением надлежащей реализации юридической нормы. Правоприменительный процесс можно условно поделить на три стадии: установление фактической основы дела; выбор и анализ юридической нормы; вынесение и документальное оформление правоприменительного решения. В старой редакции 5 стадий: + проверка толкование нормы права; контрольно-исполнительная стадия.
1. Установление фактической основы дела. По делу устанавливаются лишь две группы фактических обстоятельств. Основные факты, которые вытекают из диспозиций норм материального права и непосредственно влияют на юридическую оценку жизненной ситуации (факт наличия субъективного права, факт его нарушения и т. д.). Неустановление или неправильное установление таких юридических фактов влечет отмену принятого решения по делу. Вспомогательные факты, которые, не влияя непосредственно на, правовую оценку содеянного, лишь способствуют установлению истины по делу. К ним относятся различного рода доказательственные факты, способные после их установления судом послужить доказательством обстоятельств, входящих в предмет доказывания (факт нахождения правонарушителя в другом месте), процессуальные факты (определение подведомственности разрешения спора), а также проверочные факты, способные подтверждать или опровергать доказательства (факт заинтересованности свидетеля в результате разрешения спора).
2. Выбор и анализ юридической нормы. На этой стадии происходит юридическая квалификация содеянного. Юридическая квалификация — это деятельность уполномоченных на то субъектов по сопоставлению и юридической констатации реально происходивших фактических обстоятельств и их типовой модели, зафиксированной в правовой норме. Для этого правоприменитель первоначально устанавливает отрасль права, нормы которой регулируют данный случай, затем в рамках отрасли выявляет необходимый институт, а потом и конкретную норму права. При этом осуществляется «критика» данной нормы (действует ли она в настоящее время, распространяется ли она на данную территорию и данных субъектов и т. д.), толкуется его содержание.
3. Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения.Это – основная стадия, так как все предшествующие лишь готовят необходимый материал для вынесения правоприменительного акта. На этой стадии объединяются три основных потока информации: информация о реальных фактических обстоятельствах, требующих юридической оценки; информация, зафиксированная в нормах права (юридический состав деяния); социальная информация, выраженная в различных социальных нормах (религиозных, политических, моральных и т. д.), содержащих оценку такого рода деяний со стороны общества. На основе полученной информации правоприменитель дает окончательную юридическую оценку содеянного, оформив ее официальным юридическим актом.
Юридически значимый конфликт представляет собой своеобразное противоборство субъектов права, вынужденных отстаивать и обосновывать свою позицию перед правоприменителем. Обоснование этой позиции происходит в форме доказывания. Доказывание — это такая форма подачи информации, при которой всякое юридически значимое утверждение обосновывается доказательствами и в связи с этим приобретает достоверный, убедительный характер. Основная задача доказывания состоит в установлении истины. Истина — это свойство знаний об окружающей действительности, которое выражается в их соответствии с имевшими место реальными событиями. Доказательства — это сведения о фактах, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Акт применения норм права — это официальный акт, содержащий индивидуально-властное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу (приговор суда, приказ о принятии на работу и т. д.). Не изменяя содержания типичных предписаний общеобязательного нормативного акта, акт применения права служит средством их реализации и персонификации применительно к конкретным жизненным обстоятельствам. Требования к содержанию правоприменительного акта: законность; обоснованность; целесообразность (соответствующе наказание); справедливость.
Виды правоприменительных актов.По субъектам, осуществляющим применение права: акты федеральных органов власти и управления; акты органов власти и управления субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные акты.По предмету правового регулирования (по отраслям права): конституционно-правовые; административно-правовые; уголовно-правовые и т. д. По форме внешнего выражения: акты-документы, т. е. надлежаще оформленные решения компетентных органов, составленные в письменном виде; акты-действия (устные распоряжения руководителя, жесты регулировщика и т. п.).По времени действия: акты однократного действия (наложение штрафа); длящиеся (назначение пенсии и др.). По функциональному назначению: регулятивные; охранительные.