Механизм государства: понятие и структура.

Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также некоторые структуры государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует так же научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике (назначение, порядок образования), а под механизмом государства - те же органы, но в динамике (деятельность органов, их взаимосвязь. (Лазарев, Липень).

Характерные черты механизма государства:он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;его целостность обеспечивается едиными целями и задачами;его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя:

1)государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2)государственные организации - это такие подразделения механизма государства ("материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3)государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4)государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5)государственных служащих (чиновников). В зависимости от полномочий они делятся на: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи, преподаватели, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6)организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

На механизм государства оказывают влияние внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности) и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет включать сложную структуру механизма государства; в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; и т.д.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки: самостоятельный элемент механизма государства; действует от имени государства и по его поручению; образован и функционирует на основе нормативных правовых документов; на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом"; имеет соответствующую компетенцию; обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа; в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица; действует на определенной территории.

Виды государственных органов. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев: по порядку образования – избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.); по форме реализации государственной деятельности - на законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы; по иерархии - на центральные, республиканские и местные; по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные; по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

14. Политическая система общества: понятие и структура. Место и роль государства в политической системе об­щества.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система общества зависит от характера общественной среды, обладает относительной самостоятельностью и в целом способствует осуществлению политической власти.

Компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и опыта.

Функции политической системы:обеспечение политической власти социальной группы или большинства членов данного общества;управление различными сферами жизнедеятельности людей;мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач;интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида) и др.

Место государства в политической системе общества. Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно: выступает в качестве единственного официального представителя всего народа; является единственным носителем суверенитета; обладает специальным аппаратом; имеет силовые структуры; обладает, как правило, монополией на правотворчество; владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта); определяет главные направления развития общества.

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, выражаются интересы большинства людей);аккумулирует волю общества, всех его политических сил;делает политическую систему стабильной (законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов);устанавливает правовые формы организации и функционирования государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих политических сил и т.д.

Субъекты политической системы общества:

1) Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Оно самостоятельно от органов государственной власти в решении местных проблем. Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы.

2) Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Основное назначение – завоевание государственной власти. Функции: выявление и удовлетворение интересов больших социальных групп; активизация и интеграция определенной части людей; подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников; разработка партийной идеологии; и т.п.

3) Общественно-политическое движение - это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Движение в отличии от партии имеет целью решение одной какой-либо проблемы; оно не стремятся к власти; не имеет четкой внутренней иерархии.

4) Группа давления - общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Это - формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.). Группы давления могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий.

Наши рекомендации