Понятие и основные признаки государства.
Н. Коркунов определяет государство, как общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства Л. Гумплович – естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка. Е. Трубецкой – союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Общим во всех определениях выступают такие характеристики, как народ, публичная власть и территория. Необходимо только помнить, государство далеко не всегда в своей политике воплощает волю всего народа. Бывает, что оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п.
По мнению Матузова и Малько, государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Признаки:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия);
2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью всех людей, населяющих его территорию, возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);
4) право (так как оно юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода);
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;
11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.
Сущность государства.
Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Если рассматривать сущность государства только с формальной стороны, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности, что в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
1) Классовый подход выступает хронологически первым. Согласно данному подходу государство является организацией политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, что вызывает сопротивление у других классов. Отсюда проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные государства во многом по своей сути выступают классовыми.
2) Общечеловеческий (общесоциальный) подход является более прогрессивным. Согласно данному подходу государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.
3) Религиозный подход определяет государство, как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.
4)Национальный подход определяет государство как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими государствами, в действительности проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.
5) Расовый подход определяет государство как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида (политика расовой сегрегации), правящие круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.