Характеристика правоотношений социального партнерства.
Характеристика правоотношений социального партнерства.
Социальное партнерство в сфере труда (по ТК 23ст). Трудовой кодекс РФ значительно развил законодательство о социальном партнерстве в разделе 2 “Социальное партнерство в сфере труда” (гл. 3–8), объединившем ст. 23–55.
Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:1)работники; 2)работодатели; 3)представители работников; 4)представители работодателей; 5)органы государственной (исполнительной) власти; 6)органы местного самоуправления. Социально-партнерские правоотношения по ϲʙᴏему характеру — организационно-управленческие.
Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства.
Органы исполнительной власти выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ в трудовой сфере. Органы местного самоуправления, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).
Государство занимается правотворчеством.
Понятие субъектов социального партнерства.
Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:
1)работники; 2)работодатели; 3)представители работников; 4)представители работодателей; 5)органы государственной (исполнительной) власти; 6)органы местного самоуправления.
Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны. Поскольку, представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства не является.
Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства, они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Органы местного самоуправления, будучи участниками отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).
Государство в лице правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т.е. регулирует нормами права эти отношения. Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей — установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.
Порядок проведения коллективных переговоров.
Комиссии по регулированию социально-трудовых споров создаются по решению работников и работодателей из наделенных необходимыми полномочиями представителей данных сторон.
Согласно Закону № 92-ФЗ, каждое официально зарегистрированное объединение работников, работодателей или профессиональных союзов, имеет право отправить одного своего представителя для участия в деятельности этой комиссии.
Содержание коллективного договора.
Глава 7, Статья 40. Коллективный договор
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
· формы, системы и размеры оплаты труда;
· выплата пособий, компенсаций;
· механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
· занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
· рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
· улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
· соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
· экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
· гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
· оздоровление и отдых работников и членов их семей;
· частичная или полная оплата питания работников;
· контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
· отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
· другие вопросы, определенные сторонами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ТК РФ, Гл. 7, Ст. 42)
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
Глава 7, Статья 43. Действие коллективного договора
Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Комментарий к ст. 55
1. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора и соглашения установлена федеральным или региональным законодательством. Статьей 5.31 КоАП РФ в случаях невыполнения или нарушения коллективного договора и соглашения предусмотрена административная ответственность для лиц, представляющих работодателя, в виде штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. За аналогичные нарушения работники и их представители к ответственности по КоАП РФ не привлекаются.
2. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ в случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти и местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или не достижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом (ст. 38 ТК РФ).
3. Наряду с вышесказанным Закон г. Москвы "О социальном партнерстве" от 22 октября 1997 г. N 44 за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору допускает возможность привлечения к ответственности, помимо представителей работодателя, и других лиц. Должностные лица органов власти и местного самоуправления, работники руководящих органов профсоюзов, а также лица, представляющие работодателя, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного соглашения или коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной ответственности. Сторона, а также соответствующий орган системы социального партнерства (ст. 35 ТК РФ) вправе направлять требование о привлечении указанных лиц к ответственности органам (лицам), в компетенцию которых входит принятие соответствующего решения. Требование подлежит рассмотрению в течение 30 календарных дней со дня его получения, после чего заявителю должен быть дан ответ о принятых мерах или основаниях к отказу в его удовлетворении.
Более того, в соответствии с вышеназванным Законом стороны могут сами устанавливать условия, порядок и меры договорной ответственности за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если она не противоречит законодательству Российской Федерации. В рамках этой ответственности орган социального партнерства наделяется полномочиями по применению санкций, включая денежные выплаты. Если правовыми актами возложены имущественные обязательства на стороны, то ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение может наступать по нормам гражданского законодательства Российской Федерации.
Подобный порядок привлечения к ответственности лиц, виновных в неисполнении законодательства о социальном партнерстве, предусмотрен и Законом Московской области "О социальном партнерстве в Московской области" от 31 марта 1999 г. N 15/99-03.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Иерархия соглашений.
Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Комментарий к ст. 55
1. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора и соглашения установлена федеральным или региональным законодательством. Статьей 5.31 КоАП РФ в случаях невыполнения или нарушения коллективного договора и соглашения предусмотрена административная ответственность для лиц, представляющих работодателя, в виде штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. За аналогичные нарушения работники и их представители к ответственности по КоАП РФ не привлекаются.
2. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ в случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти и местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или не достижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом (ст. 38 ТК РФ).
3. Наряду с вышесказанным Закон г. Москвы "О социальном партнерстве" от 22 октября 1997 г. N 44 за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору допускает возможность привлечения к ответственности, помимо представителей работодателя, и других лиц. Должностные лица органов власти и местного самоуправления, работники руководящих органов профсоюзов, а также лица, представляющие работодателя, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного соглашения или коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной ответственности. Сторона, а также соответствующий орган системы социального партнерства (ст. 35 ТК РФ) вправе направлять требование о привлечении указанных лиц к ответственности органам (лицам), в компетенцию которых входит принятие соответствующего решения. Требование подлежит рассмотрению в течение 30 календарных дней со дня его получения, после чего заявителю должен быть дан ответ о принятых мерах или основаниях к отказу в его удовлетворении.
Более того, в соответствии с вышеназванным Законом стороны могут сами устанавливать условия, порядок и меры договорной ответственности за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если она не противоречит законодательству Российской Федерации. В рамках этой ответственности орган социального партнерства наделяется полномочиями по применению санкций, включая денежные выплаты. Если правовыми актами возложены имущественные обязательства на стороны, то ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение может наступать по нормам гражданского законодательства Российской Федерации.
Подобный порядок привлечения к ответственности лиц, виновных в неисполнении законодательства о социальном партнерстве, предусмотрен и Законом Московской области "О социальном партнерстве в Московской области" от 31 марта 1999 г. N 15/99-03.
Партнерства.
ТК РФ гл 61 ст 407
Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:
производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
организует подготовку трудовых арбитров.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:
производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;
содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:
проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.
Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА
В разных странах Запада процесс формирования двустороннего партнерства, а затем и трипартизма протекал по-разному, со своими особенностями. В зависимости от уровня переговорных процессов можно выделить три основные модели социального партнерства.
Первая модель сформировалась на севере Европы — в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Она характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень предприятия.
Вторая модель социального партнерства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Эта модель характерна для Канады и США, Японии, ряда стран Латинской Америки. Объединения предпринимателей, как и профсоюзов, через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а уже через него — на отношения между социальными партнерами.
Третья модель типична для Центральной Европы (Германия, Австрия и др.). Она может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. В третьей модели главный акцент в социальном партнерстве ставится на его отраслевом уровне. На уровне же всей страны в целом совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными.
Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях. Коллективные же договоры на предприятиях, как правило, не заключаются. Предприятия при этом ориентируются на параметры отраслевого соглашения и руководствуются им.
Одной из форм реализации такой модели является так называемое "образцовое" соглашение, которое создается и заключается в промышленной отрасли и служит затем своего рода ориентиром для других. Широко применяется эта модель в Голландии и Швейцарии.
Если первым критерием классификации социального партнерства выше рассмотрен уровень переговорных процессов, то вторым критерием классификации социального партнерства в разных странах рассматривается уровень участия работников по представительству их интересов в партнерских отношениях. Здесь тоже выделяются три основные модели:
Модель профсоюзного представительства: профсоюзы по закону являются представителями работников, притом часто и той части работников, которые не являются членами профсоюзов. Эта модель представлена в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах.
Эта модель может рассматриваться в виде подмоделей, когда:
а) профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью;
б) профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью.
Модель чистого представительства: трудовой коллектив выбирает своих собственных представителей в совет (или комитет) предприятия, которые и ведут переговорный процесс с работодателем. Правда, в основном такой совет (комитет) имеет консультативно-информационные полномочия. Степень обязательности учета мнений совета работодателем должна быть специально определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах.
Модель смешанного представительства: в советы, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия совета более широкие, так как совет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Правда, круг вопросов, по которым могут приниматься решения (трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени), должен специально оговариваться законодательством либо соглашением. (БЕЛЬГИЯ, ФРАНЦИЯ, ДАНИЯ)
Право на забастовку.
ст.409
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 настоящего Кодекса) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 настоящего Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие
Исполнение решений КТС
Характеристика правоотношений социального партнерства.
Социальное партнерство в сфере труда (по ТК 23ст). Трудовой кодекс РФ значительно развил законодательство о социальном партнерстве в разделе 2 “Социальное партнерство в сфере труда” (гл. 3–8), объединившем ст. 23–55.
Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:1)работники; 2)работодатели; 3)представители работников; 4)представители работодателей; 5)органы государственной (исполнительной) власти; 6)органы местного самоуправления. Социально-партнерские правоотношения по ϲʙᴏему характеру — организационно-управленческие.
Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства.
Органы исполнительной власти выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ в трудовой сфере. Органы местного самоуправления, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).
Государство занимается правотворчеством.