Появился сельский пролетариат - батрачество. Сельская буржуазия - кулаки - наряду с помещиками эксплуатировали бедняков.
Важным последствием развития капитализма в России явилось формирование двух новых классов - буржуазии и пролетариата, которые выходят на политическую арену, активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы. Политическую власть пока крепко держат в своих руках дворяне-помещики. Рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации.
В 90-е гг. возникают социал-демократические рабочие организации. Назревают условия для создания в России политической партии рабочего класса. В 1898 г. созывается I съезд Российской социал-демократической рабочей партии. В 70-е гг. появляется народническое движение.
Формирование новых общественных классов порождало и принципиально новые классовые антагонизмы, борьбу труда с капиталом. Уже в 30 - 40-е гг. возникает рабочее движение. Царизму приходится учитывать этот новый фактор в своей политике: в 1835 и 1845 гг. издаются первые законы о труде, охраняющие элементарные права рабочих, хотя и в ничтожной степени.
Образование новых классов происходило в рамках прежней сословной системы. Деление общества на сословия оставалось, в принципе, незыблемым. Несмотря на все сдвиги в экономике, правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако пришлось сделать маленькую уступку растущей буржуазии. В 1832 г. было введено новое состояние в составе сословия городских жителей - почетное гражданство.
В развитии формы государственного единства в данный период можно отметить две взаимосвязанные тенденции: к усложнению, вызванную расширением территории империи, и к упрощению, обусловленную политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в определенной мере русификации национальных окраин. Причем архаичные, чисто феодальные формы государственного единства (сюзеренитет-вассалитет) сменяются свойственными буржуазному государству отношениями административной инкорпорации, унитаризма, хотя процесс этот не будет доведен до конца.
Некоторые отечественные авторы полагают, что уже в данный период феодальное государство в России сделало известный шаг по пути превращения в буржуазную монархию. С этим можно согласиться с той лишь оговоркой, что это, скорее, не шаг, а шажок. Но совершенно бесспорно, что в середине XIX в. феодальная государственность в России вступила в полосу сильнейшего кризиса. Нужны были перемены. И эти перемены вскоре были произведены буржуазными реформами 60 - 70-х гг.
30. Общественный строй в период кризиса абсолютизма в России.
Обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства. В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции с капиталистической мануфактурой, с буржуазной организацией производства. Мануфактура сменяется фабрикой. В данный период начинается промышленный переворот.
Наемный труд создавал стимул для повышения производительности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условиях феодализма, крепостничества. Всесторонний нажим на крестьянина порождает лишь рост сопротивления. Постепенно складываются основные классы буржуазного общества - капиталисты и наемные рабочие, буржуазия и пролетариат.
Буржуазия- из купечества и верхушки крестьянства. Пролетариат - из ремесленников и городского низа, крестьянства.
Образование новых классов происходило в рамках прежней сословной системы. Деление общества на сословия оставалось. В 1832 г. было введено новое состояние в составе сословия городских жителей - почетное гражданство – неподатное сословие. В 1803 г. был принят известный Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 г. разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности, в 1848 г. крестьянам разрешили покупать недвижимое имущество. Очевидно, что эти шаги к раскрепощению крестьян существенных изменений в их правовое положение не внесли.
Крестьянство. Облагались подушной податью и др. повинностями, несли рекрутскую повинность, могли подвергаться телесным наказаниям, выполняли барщину и оброк. Крестьяне делились на:
· Вотчинных (находились в личной зависимости от помещика, несли в его пользу феодальные повинности).
· Государственные (несли феодальные повинности в пользу государства).
· Удельные (крестьяне, которые проживали на землях царской фамилии).
· Экономические (бывшие монастырские, фактически слились с государственными).
· Посессионные (были прикреплены к мануфактурам, не могли продаваться отдельно от предприятия).
· Приписные (были обязаны вместо уплаты оброчной и подушной подати работать на фабриках). Приписные сливаются с посессионными.
По указу 1801 г. могли стать собственниками земли, но без крестьян (все, кроме помещичьих). 1803 г. – указ «о вольных хлебопашцах». Помещики могли отпускать на волю крестьян с наделением их землёй за выкуп. Указы 1804 «о лифляндских крестьянах» и 1805 «о эстляндских крестьянах» - помещики были обязаны отпустить крестьян этих областей на волю за выкуп без земли. Они становились арендаторами.
Казачество. 1801 г. «Положения казачьих войск» - этот документ завершил законодательное оформление казачества как сословия. Взрослое мужское население с 18 до 50 лет было обязано нести военную службу, со своим обмундирование, оружием и лошадью. Освобождены от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний. 1869 г. – закреплялось общинное владение станичными землями, из которых казаки наделялись паем. В 1874 г. срок службы ограничен до 20 лет.
Классовое и сословное деление российского общества дополнялось делением этническим. Права русских первоначально получили и польские феодалы. Молдавские бояре в Бессарабии приобрели права российских дворян. Инонациональные крестьяне имели определенные преимущества перед великорусскими. В Прибалтике раскрепощение крестьян было проведено раньше, чем в Центральной России. Личная свобода сохранилась за крестьянами Царства Польского и Финляндии.
Интеллигенция – слой образованных людей, начинает складываться ещё при Петре I. Этот слой был крайне немногочисленным – к концу 19 в. 1%. Состояла из весьма разнородных групп – разночинцы.
31. Государственный строй в период кризиса абсолютизма в России.
Вся власть была сосредоточена в руках одного лица - императора всероссийского. Император стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь.
Получив от императора поручение разработать проект преобразования государственного механизма, М.М. Сперанский предложил создать Государственную думу - представительный орган, избираемый собственниками недвижимости, которому вручались законосовещательные прерогативы. Одновременно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет -законосовещательные и вместе с тем административные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Государственный совет в 1810 г. был создан. Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Ни один проект не может стать законом без утверждения его императором. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.
Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов: департамента законов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался сам император.
Министерства иностранных дел, военное, финансовое, юстиции и др. Круг министерств на протяжении рассматриваемого периода менялся. Утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи. При министре предусматривался коллегиальный орган - совет министра. Он не был даже совещательным, а скорее, лишь подготовительным органом, куда стекались все материалы из департаментов министерства, идущие на подпись министру.
Комитет министров - совещательный орган при царе, имевший прежде всего межведомственные и надведомственные функции, т.е. он решал вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра.
Собственная его императорского величества канцелярия. Судьбы государства вершила небольшая кучка людей, находившихся в непосредственном подчинении царя. При Николае I в этой Канцелярии было создано шесть отделений. Тайная полиция. Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением – переименован в Комитет общественной безопасности, которому вменялась в обязанность и перлюстрация частных писем.
Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинах группы губерний возглавлялись генерал-губернаторами. Во главе уездов стояли капитан-исправники, осуществлявшие свои функции совместно с нижним земским судом, который был не судебным, а полицейским органом. Уезды делились на станы. Для управления казенными крестьянами были созданы волости. Во главе волостей стояли волостные правления из волостного головы, старост и писаря.
Создание военных поселений. Громадные расходы на армию побудили к попытке поставить армию на самообеспечение. А.А. Аракчеева в нескольких губерниях государственные крестьяне стали переводиться на режим военных поселенцев. Военные поселения в конце концов трансформировались как бы в подсобные хозяйства. Работая в них, солдаты, освобожденные от строя, обеспечивали производимой продукцией определенные воинские части. В конце данного периода в свете надвигающихся реформ эти поселения были вообще упразднены.