Развитие права в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).
К началу гражданской войны были созданы основы советского права, однако на этом его развитие не остановилось.
Уголовное право в период Гражданской войны характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами советской власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деятельности революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с «революционным правосознанием», что вело к произволу и, по сути, представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам. Наркомюст в 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР.Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел.Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Широко применялось условное осуждение как имеющее воспитательное значение.Специфика Особенной части уголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на«обычные», характерные для любой исторической обстановки, и «государственные, контрреволюционные преступления», направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер. Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революции и было спецификой отдельной страны.
Гражданское право. В декретах Советской власти центральное место занимает институт права собственности. Законодательство знает две формы собственности: государственную и частную. Продолжается национализация различных объектов собственности. В августе 1918 г. был издан Декрет об отмене права частной собственности на недвижимости в городах, в ноябре 1918 г. национализированы торговые оптовые и розничные предприятия и страховые компании, а в 1920 г. - средние и мелкие промышленные предприятия. По декретам, принятым 26 ноября 1918 г. и 30 июня 1919 г., могли объявляться достоянием республики произведения творческого труда (научные, литературные, музыкальные, художественные), а также изобретения. Статус частной собственности также менялся. Из "священной и неприкосновенной" она превратилась в наименее защищенную законом. Распространенными в годы войны были «реквизиция» и "контрибуция", ограничивалось право распоряжения имуществом.
Семейное право. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) был утвержден ВЦИК в 1918 г. Признание государством лишь гражданского брака. Устранялись препятствия для вступления в брак: разноверие, монашество, обет безбрачия. Единый возраст для вступления в брак - 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Расширен круг лиц, между которыми могли заключаться браки (снимался запрет вступать в брак со свойственниками и с дальними родственниками). Брак мог заключаться любое число раз. В Кодексе оговаривалось, что перемена гражданства могла последовать только по специально выраженному желанию жениха или невесты. Жена не обязана была следовать за мужем в случае перемены им места жительства. Принцип раздельной собственности мужа и жены. Внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке. Отмена института усыновления.
Трудовое право. Важнейшим нормативным актом этого периода стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.). Впервые было провозглашено право гражданРСФСР на труд. Закреплены основные положения, регулирующие порядок найма на работу и увольнения с нее, рабочее время и время отдыха, организацию охраны труда. Действие Кодекса распространялось не только на государственные предприятия, но и на частные. Конечно, многое из провозглашенного Кодексом не могло быть проведено в жизнь в обстановке гражданской войны и интервенции. Всеобщая трудовая повинность, т.е. устанавливалась обязательность труда для всех трудоспособных. Всем трудящимся гражданам выдавали трудовые книжки, которые со временем должны были стать единственным удостоверением личности. Согласно Декрету СНК РСФСР 1918 г. "О трудовых книжках для нетрудящихся" выдача продовольственных карточек обусловливалась наличием трудовой книжки и соответствующих отметок в ней об отбывании трудовой повинности. Условия гражданской войны наложили определенный отпечаток на методы привлечения к трудовой повинности. Руководствуясь Декретом СНК РСФСР 1918 г. "Об отделах распределения рабочей силы", государство сосредоточило в своих руках все сведения о наличии рабочих мест и безработных. Устройство на работу осуществлялось только через государственные органы учета и распределения рабочей силы. При этом свобода заключения и расторжения трудовых договоров была в определенной мере ограничена. Было издано Постановление СНК РСФСР 1918 г. "О воспрещении безработным отказываться от работы". Гражданская война заставила увеличить в ряде случаев рабочий день и отменить отпуска. Детский труд запрещался, однако из-за увеличения детской безнадзорности практика пошла по допущению детского труда, за исключением подземных и вредных для здоровья работ. Социальное страхование в связи с проведением политики военного коммунизма не действовало. Взамен социального страхования было введено социальное обеспечение из государственного бюджета для нетрудоспособных и безработных.
Земельное право в годы гражданской войны развивало принципы первых декретов о земле. Положение ВЦИК "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию" 1919 г., на основе национализации земли вводило понятие "единый государственный земельный фонд". Главное внимание в законодательстве во время гражданской войны уделялось развитию коллективного землепользования – коммуны, артели, товарищества и пр.
Создание СССР.
Образование СССРопределялось следующими причинами: 1)необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;2)объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.Политической предпосылкойобразования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкойявлялась общественная собственность на средства производства.
Обсуждение проекта объединения советских республик явилось I этапом образования СССР. Предложения о форме государственного устройства: конфедеративное (предложение Ленина), унитарное (предложение Сталина). В августе 1922 г. оргбюро ЦК РКП (б) из своего состава сформировало специальную комиссию для разработки формы объединения. Таковой была признана федеративная, объединяющая равноправные суверенные республики (СССР). Специальная комиссия подготовила проект Договора об образовании СССР. После обсуждения проекта основные пункты Конституции были приняты и в ноябре 1922 г. разосланы в республики на обсуждение.
II этапом образования СССР стало обсуждение проекта Договора и его подписание 29 декабря 1922 г. представителями независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР). 30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР. Первыми председателями ЦИК СССРбыли избраны председатели ЦИК союзных республик: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Н. Н. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР. Первое правительство СССРбыло образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Ленин.
Последующие развитие СССР – III этап. Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Первоначально Бухарская и Хорезмская не были советскими республиками и не вошли в состав СССР. Туркестанская входила в состав РСФСР на правах автономной республики. В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов разделили республики на Узбекскую ССР (присоединилась к СССР в 1925 г.), Туркменскую ССР (в 1925 г.), Таджикскую АССР (вошла в состав УзССР в 1926 г., в 1931 г. – в состав СССР), Киргизскую АССР.
В 1936 г. вошли Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР. Были преобразованы Казахская и Киргизская республики из автономных республик РСФСР в союзные. 1940 г. – Латвийская, Литовская, Эстонская ССР.
В 1940 г. оформился состав СССР (16 союзных республик): РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Туркменская, Таджикская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-финская, Латвийская, Литовская, Эстонская, Молдавская ССР.