Экономическая сущность налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налог на добычу полезных ископаемых - новое явление в российском налоговом праве. Он установлен гл. 26 Н К введен в действие с 1 января 2002 г. Налог на добычу полезных ископаемых заменил ранее действовавшую плату за право пользования недрами и перевел тем самым часть рентных платежей из неналоговых в налоговые доходы государства.

В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ископаемые являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.

В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.

Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся на основании российского законодательства пользователями недр.

Налоговым законодательством установлено два режима постановки на учет плательщиков данного налога:

1. По месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. (территория субъекта(ов) РФ, на которой расположен участок). Постановка на учёт осуществляется в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр — по месту нахождения участка, на территории соответствующего субъекта РФ.

2. По месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в случае, если добыча полезных ископаемых осущеcтвляется на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых. Постановка на учет производится по местонахождению организации (либо физического лица) — пользователя.

Объектом налога признаются следующие виды полезных ископаемых:

§ добытые из недр на территории РФ;

§ извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит обязательному лицензированию;

§ добытые из недр за пределами территории РФ.

К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения Налоговый кодекс(ст. 337) относит:

§ антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;

§ торф;

§ углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);

§ руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;

§ горно-химическое неметаллическое сырье;

§ природные алмазы и другие драгоценные камни;

§ соль природная и чистый хлористый натрий;

§ подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;

§ сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.

Не являются объектами налогообложения следующие виды полезных ископаемых:

§ общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальными предпринимателями и используемые ими непосредственно для личного потребления;

§ коллекционные геологические материалы (минералогические, палеонтологические и др.);

§ добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

§ извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если их добыча ранее подлежала налогообложению в установленном порядке.

Налоговая база  
Экономическая сущность налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. - student2.ru

стоимость добытых полезных ископаемых — в отношении всех полезных ископаемых, кроме нефти, газа, газового конденсата, угля.
количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении — при добыче угля, нефти, газа, газового конденсата.  

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

· исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;

· исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

· исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

Расчёты:

1.

Стоимость добытого полезного ископаемого
Количество добытого полезного ископаемого
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого
Выручка от реализации добытого полезного ископаемого
Количество реализованного добытого полезного ископаемого

2.

Расчётная стоимость единицы добытого полезного ископаемого
ИЛИ

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого  
Количество добытого полезного ископаемого
Цена без учёта НДС и акциза
Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого
Выручка от реализации полезного ископаемого

3.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов:

Прямые расходы Косвенные расходы Суммы косвенных и внереализационных расходов
Это материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация и суммы страховых взносов. Указанные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода (1 месяца), распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, прочие расходы. относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности (расходы на НИОКР, расходы, связанные с реализацией имущества, расходы на управление организацией, суммы налогов и сборов и т.п.). Указанные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Для определения расчетной стоимости отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, соответствующую доле этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, в единицах массы или объема.

Количество добытого полезного ископаемого определяется:

· прямым методом (с помощью измерительных средств и устройств)

· косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье)

В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершенкомплекс технологических операций по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

В случае применения прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого – количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь.Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы.

Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница междурасчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.

Данные потери в пределах утвержденных нормативов облагаются по ставке ноль процентов (ноль рублей).

Налоговые ставки:

Адвалорные ставки (как правило, в процентах) применяются к стоимостной налоговой базе. Специфические (например – в рублях за тонну) применяются к количеству добытого полезного ископаемого. Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей)

Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:

· полезных ископаемых в части нормативных потерь;

Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.

Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке.

· попутного газа;

· полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

· подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

· минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;

· подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях;

· полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах.

Наши рекомендации