Экономическая сущность налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Налог на добычу полезных ископаемых - новое явление в российском налоговом праве. Он установлен гл. 26 Н К введен в действие с 1 января 2002 г. Налог на добычу полезных ископаемых заменил ранее действовавшую плату за право пользования недрами и перевел тем самым часть рентных платежей из неналоговых в налоговые доходы государства.
В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ископаемые являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.
В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.
Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.
Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся на основании российского законодательства пользователями недр.
Налоговым законодательством установлено два режима постановки на учет плательщиков данного налога:
1. По месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. (территория субъекта(ов) РФ, на которой расположен участок). Постановка на учёт осуществляется в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр — по месту нахождения участка, на территории соответствующего субъекта РФ.
2. По месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в случае, если добыча полезных ископаемых осущеcтвляется на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых. Постановка на учет производится по местонахождению организации (либо физического лица) — пользователя.
Объектом налога признаются следующие виды полезных ископаемых:
§ добытые из недр на территории РФ;
§ извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит обязательному лицензированию;
§ добытые из недр за пределами территории РФ.
К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения Налоговый кодекс(ст. 337) относит:
§ антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;
§ торф;
§ углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);
§ руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
§ горно-химическое неметаллическое сырье;
§ природные алмазы и другие драгоценные камни;
§ соль природная и чистый хлористый натрий;
§ подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
§ сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.
Не являются объектами налогообложения следующие виды полезных ископаемых:
§ общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальными предпринимателями и используемые ими непосредственно для личного потребления;
§ коллекционные геологические материалы (минералогические, палеонтологические и др.);
§ добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
§ извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если их добыча ранее подлежала налогообложению в установленном порядке.
Налоговая база |
стоимость добытых полезных ископаемых — в отношении всех полезных ископаемых, кроме нефти, газа, газового конденсата, угля. |
количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении — при добыче угля, нефти, газа, газового конденсата. |
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:
· исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
· исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
· исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.
Расчёты:
1.
Стоимость добытого полезного ископаемого |
Количество добытого полезного ископаемого |
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого |
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого |
Выручка от реализации добытого полезного ископаемого |
Количество реализованного добытого полезного ископаемого |
2.
Расчётная стоимость единицы добытого полезного ископаемого |
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого |
Количество добытого полезного ископаемого |
Цена без учёта НДС и акциза |
Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого |
Выручка от реализации полезного ископаемого |
3.
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов:
Прямые расходы | Косвенные расходы | Суммы косвенных и внереализационных расходов |
Это материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация и суммы страховых взносов. Указанные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода (1 месяца), распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). | относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, прочие расходы. | относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности (расходы на НИОКР, расходы, связанные с реализацией имущества, расходы на управление организацией, суммы налогов и сборов и т.п.). Указанные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. |
Для определения расчетной стоимости отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, соответствующую доле этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.
Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется:
· прямым методом (с помощью измерительных средств и устройств)
· косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье)
В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершенкомплекс технологических операций по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В случае применения прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого – количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь.Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница междурасчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.
Данные потери в пределах утвержденных нормативов облагаются по ставке ноль процентов (ноль рублей).
Налоговые ставки:
Адвалорные ставки (как правило, в процентах) применяются к стоимостной налоговой базе. | Специфические (например – в рублях за тонну) применяются к количеству добытого полезного ископаемого. | Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) |
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:
· полезных ископаемых в части нормативных потерь;
Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.
Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке.
· попутного газа;
· полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
· подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
· минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;
· подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях;
· полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах.