Тема 3.4. Основы семейного права
I. Задания для самостоятельной работы
1) К какой группе (имущественных или неимущественных) относятся данные семейные отношения:
а) выбор родителями школы для обучения ребенка;
б) подарок от детей в день серебряной свадьбы родителей;
в) решение вопроса о месте жительства ребенка в случае раздельного проживания родителей.
2) В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Стуковых, гражданка Стукова попросила не включать в общую собственность картину ХIХ в., полученную а наследство от деда, автомобиль, приобретенный во время брака на средства, которые она заработала во время брака на средства, которые она заработала в загранкомандировке и золотые серьги, которые носила только она, следовательно, они ее личное имущество, не подлежащее разделу.Как поступит суд?
3) Приведите примеры пользования правами самостоятельно, а в каких случаях – с разрешения родителей.
С рождения ребенок имеет право на бесплатную медицинскую помощь.
Ребенок имеет право на выбор места жительства, но, представляя его интересы, родители это делают за него сами.
Ребенок имеет право собственности.
Во всех случаях имущественные права ребенка осуществляются и защищаются его родителями до достижения ребенком совершеннолетия.
4) После развода супругов Сидоровых, жена, оставшаяся с тремя детьми 19, 15 и 13 лет подала заявление в суд на взыскание алиментов с бывшего мужа.Определите размер алиментов, если его заработок составляет 10 тыс. руб.
Решите задачи, используя статьи Семейного кодекса.
1. При расторжении брака между супругами возник спор о разделе имущества, которое они нажили за 25 лет совместной жизни. За время совместного проживания муж приобрел большую научную библиотеку по специальности, а для жены был приобретен рояль. Муж претендовал на библиотеку и жилой дом жены, который был ею получен по наследству до вступления в брак.
Каким будет решение суда по разделу имущества?
2. Гражданин Гаврилов обратился в суд с иском к жене о передаче ему на воспитание двух его детей и о лишении родительских прав жены. В исковом заявлении указано, что ответчица систематически пьет, ведет аморальный образ жизни, не работает, бьет детей. За детьми ухаживает он сам и его
престарелая мать.
Какое последствие влечет за собой лишение родительских прав?
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная)
1. Основные институты семейного права: общая характеристика.
2. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
К семинарскому занятию
Перед изучением данной темы внимательно ознакомьтесь с рекомендованной литературой и выполните предложенные выше тренировочные и контрольные задания по содержательной линии «Основы семейного права», используя соответствующие статьи Семейного кодекса РФ.
Прежде всего, установите предмет, метод и задачи семейного права. Проанализируйте содержание важнейших функций семьи (репродуктивная, экономическая, защитная, воспитательная и образовательная, эмоциональная, функция социализации), категории являющейся центральной в данной отрасли права. Установите предмет правового регулирования в семейном праве. Раскройте характер источников и содержание принципов семейного права, в частности таких как: добровольность брачного союза мужчины и женщины; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии и др.
Внимательно исследуйте порядок и условия заключения и расторжения брака. Особое внимание обратите на личные и имущественные права и обязанности супругов, а также личные и имущественные права и обязанности родителей и детей. Весьма значимой является проблема ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей (ст. 81 СК РФ), воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 124-144 СК РФ).
Уясните содержание правомочий органов опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ), а также порядок усыновления (удочерения), проанализировав ст. 145-150 СК РФ. Проанализируйте такие правовые формы защиты личных и имущественных интересов граждан, как «опека» и «попечительство».
Значительное внимание уделите такому виду защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, как «приемная семья». Для этого проанализируйте содержание ст. 151-155 СК РФ. Установите, какие требования предъявляются к приемным родителям, а также какими правами обладают дети, переданные в приемную семью (ст. 55-57 СК РФ).
После изучения темы проверьте свои знания и ответьте на вопросы для самоконтроля, приведенные ниже.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
Основная литература
1. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юрист, 2009.
2. Теория государства и права: учебник/ отв. ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2009.
3. Теория государства и права: учебник/ отв. ред. В.Д. Перевалов. - М.: НОРМА, 2007.
4. Теория государства и права: учебник/ под. ред. В.К. Бабаева. М.: Юрист, 2007.
5. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник/ В.И. Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Дополнительная литература
1. Абрамов, В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка// Государство и право. - 2006. - № 6.
2. Права ребенка в России (Теоретический аспект)/ под ред. Н.И. Матузова. - М., 2006.
3. Право: курс лекций для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент»/ отв. ред. Н.М. Чистяков. - М., 2010.
4. Семейное право России: учебник/ под ред. Ю.Ф. Беспалова, О.Л. Егоровой, О.Ю. Ильиной. – М., 2009.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что относится к имущественным отношениям в семье?
2. Что входит в состав семейных правоотношений?
3. Каковы принципы семейного права?
4. Какие личные неимущественные права имеют муж и жена?
5. Каковы виды возможного правового режима собственности в семейных отношениях?
6. какова ответственность в случае неуплаты алиментов?