Тема 2.4. Гражданское общество и проблема становления правового государства в России
I. Задания для самостоятельной работы
Известно, что развитое гражданское общество может существовать при наличии правового государства. К числу отличительных признаков правового государства относятся: верховенство закона, реальность прав и свобод индивидов, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
А куда относится легитимное применение государством силы на данной территории? Свой ответ обоснуйте и зафиксируйте в тетради.
2) Определите свое отношение к возможному спору, в котором одна позиция заключается в том, что в правовом государстве существует приоритет и верховенство закона, а вторая исходит из незыблемости свободы личности, ее прав и интересов как основы правового государства. Аргументируйте свою позицию.
3) Какие признаки правового государства еще не получили в России должного развития?Приведите примеры.
Закончите фразу.
Принципами гражданского общества являются: а) равенство прав и свобод; б) свобода объединений; в) экономическая автономия субъектов; г) политическая свобода СМИ; д)________________; е) _______________.
5) Известный юрист профессор В.А. Туманов выделяет пассивную и активную формы правового нигилизма.Приведите примеры каждой из этих форм.
6) Соотнесите содержание колонок по проблеме «содержание принципов законности и их сущность»:
Принцип верховенства закона | Понимание и применение нормативно-правовых актов на территории всей страны должно быть одинаковым | ||
Принцип единства законности | В процессе реализации правовых норм все субъекты права в равной степени должны соблюдать законы и нести юридическую ответственность за их нарушение | ||
Принцип равенства перед законом | Отступление от требований закона по мотивам целесообразности, пользы, выгоды является недопустимым | ||
Принцип недопустимости подмены законности целесообразностью | В процессе правотворчества ни один из его субъектов не может издать нормативно-правовые акты, противоречащие закону; если в процессе реализации права правоприменительный орган сталкивается с ситуацией, когда нормативно-правовой акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение на основе последнего |
II. Рекомендации по выполнению заданий
Задания по содержательной линии «Гражданское общество и проблема становления правового государства в России» определяют уровень владения основными понятиями: «правовое государство», «социальное государство», «гражданское общество», «законность», «правовой режим», «гарантии», «правоохранительная система», «деформация», «правопорядок», и др.
Для выполнения заданий следует обратить внимание на соответствующий материал учебников и рекомендованную дополнительную литературу.
При рассмотрении данной темы следует учесть, что правовое государство – как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика – имеет долгую и поучительную историю. В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и в средневековой Европе, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновении нового социально-политического строя. Необходимо проанализировать известные подходы к определению понятия «правового государства» и его признакам (принципам).
Необходимо обратить внимание на предпосылки создания и функционирования (основы) правового государства, к числу которых относятся: производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства; режим демократии, конституционализма и парламентаризма; высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества; гражданское общество и т.д.
Действующая Конституция РФ, конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права. Однако процесс формирования правового государства в России сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. Следует определиться с основными препятствиями на пути построения правового государства в России, а также установить возможные пути их преодоления.
При рассмотрении данной проблемы, помните, что в настоящее время одним из приоритетных направлений в правоведении является изучение вопросов реализации законности в России.
Данные исследования представляются чрезвычайно важными, даже не столько с их теоретической направленности, сколько с практической точки зрения, связанной с необходимостью претворения в жизнь провозглашенных в Российской Федерации принципов построения правового государства, гражданского общества, признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Следует уяснить содержание понятия «законность». Учтите, что законность – это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом. Учтите, что в современной юридической литературе существует несколько точек зрения относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия (Н.В. Витрук, В.В. Лазарев, А.Ф. Черданцев и др.).
Значительное внимание уделите категории «правопорядок», который представляет собой фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, возникшее в результате воплощения в жизнь правовых предписаний. Уясните для себя, как соотносятся правопорядок и законность.
При изучении категории «правосознание», помните, что форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Выясните, какими существенными особенностями характеризуется правовое сознание. Уясните содержание основных функций и структурных элементов правосознания. Учтите, что в зависимости от того или иного критерия (субъекты, уровень отражения правовой действительности) правосознание может быть: индивидуальным, групповым и общественным; обыденным, профессиональным, научным).
Особое внимание уделите понятию, структуре и видам правовой культуры. Детально проанализируйте понятие и формы правового воспитания.
После изучения данной темы ответьте на предложенные ниже вопросы для самоконтроля.