Суд и процесс в древних Афинах.

Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с пом. Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей:

Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.

Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах ра­бов и метэков.

Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д.

Гелиэя(суд присяжных) - одна из главных судебных ин­станций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жре­бием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государ­ства.

Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла ста­рые и принимала новые законы. Су­д второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанав­ливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом.

Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, дос­тигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать.

Судьи по демам в составе 40 человек , по 4 от каждой фи­лы. Разбирали иски ценой ниже 10 драхм, судом второй ин­станции по отношению к ним были диэтеты.

Коллегия одинадцати -подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Коллегия исагоговв составе 5 человек, которая под председательством архонта-эпонима рас­сматривала: "дела о приданом, когда обязанный вернуть его, не отдает... когда человек, заняв деньги под процент в одну драхму, не платит долга... когда кто-нибудь, желая открыть мастерскую на площади, займет у другого средства на обзаведение. Дела об оскорблениях, об обще­ствах, товариществах, о рабах и вьючных животных..." и т.д.

Специальные суды: морские, торговые, промышленные.

Большинство магистратовв целом может с успехом претендовать на роль судебного органа, так как они совмещали в своем лице судебные и административные полно­мочия.

УЧЕНИЕ ОБ ИСКАХ

Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершенно­летний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось.

Наиболее общими видами исков были иски частные и публичные (защита общих интересов). Изначально в письменной форме подавались некоторые публичные, а позднее все виды исков. Публичный процесс требовал объявления о нем народу, частный такой публикации не требовал. По публичным искам истцу не полагалось никакого возна­граждения, кроме морального удовлетворения от сознания ис­полненного гражданского долга. Частный иск предполагал материальную выгоду. От частного иска в отличие от публично­го, истец мог отказаться в любую минуту. Предъявление публич­ного иска не требовало уплаты судебной пошлины, тогда как процесс по частному иску не начинался без ее уплаты. Частные иски могли быть направлены против личности и иски о вещах.

СУДЕБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но фор­мальным Божьим Судом это не являлось.

Свидетельские показания (до IV в. до Р.Х. - устные, потом письменные, зачитывались в суде). Свидетелями не могли быть: лицо заинтересован­ное, недееспособное, лишенное прав, свидетель по слухам (не очевидец), женщина и дети. Допускались свидетельства со слов умерших, заочные показания от находящихся за грани­цей лиц, метэков и рабов (под пыткой). В качестве свидетельства можно было рассмотреть широко известный факт, знакомый суду. Лжесвидетельства наказывались.

Документы.Законы, дого­воры, завещания и т.п. акты.

Клятва и пытка – только как подтверждение основных доказательств - свидетельств и доку­ментов.

ВИДЫ ПРОЦЕССОВ(krisis)

Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближай­ший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца - следствие. На 4-й месяц ар­хонт определял, какому суду подлежит убийца - Ареопагу или эфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на от­крытом воздухе и ночью. Обвиняемый при произнесении речи стоял на "камне обиды", обвинитель - "камне непрощения". В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты. После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса голосовали решение. Если подавалось равное количе­ство голосов "за" и "против", обвиняемый считался оправдан­ным.

Суд в Гелиэе.Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, кото­рый имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отка­за явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к маги­страту, истец платил пошлину в зависимости от цены иска.

По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались. Доказатель­ства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам. Запрещалось за­тягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.).

День заседания гелиэи для окончательного рассмотрения дела определялся жребием. Окончательное заседание суда начиналось с зачитывания иска и возражений на него ответчика. Истцу и ответчику - право выступить (по частным искам – 1 вы­ступление, по публичным – 2). По окончании прений глашатай суда предлагал сторонам обжаловать действия друг друга. Затем судьи без обсуждения приступали к голосованию. Дело выиграно, если за него подавалось большинство голосов, при = голосов ответчик считался оправданным. Если в законе не указана санкция по этому делу, судьи по вынесении решения определяли ее - обычно следовали за санкцией, которую предлагал истец (обвинитель).

Законодательство Ликурга

Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.

Предание гласит, что готовя реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру”. Ликург называл все свои постановления ретрами, чтобы убедить всех, что они даны оракулом.

Исследователи считают эпоху законодательства царя Ликурга (IX в.) эпохой дорийского синойкизма. Синойкизм проявился и в том, что в Лаконике существовал только один город дорийцев - Спар­та, от названия которого получили свое прозвание и жители этой местности.

По совету Дельфского оракула Ликург разделил народ на филы и обы, ввел общегосударственный культ Зевса и Афины, учредил Совет старейшин из 30 членов, который сдерживал царскую власть (т.к. имел = ей право голоса) и поддерживал ее (становясь на сторону царя, чтобы дать отпор демократическим стремлениям). В народных собраниях никто не имел права высказывать своего мнения народ мог только принимать или отвергать предложения геронтов и царей.

Ликург ввел в государственную жизнь самый настоящий коммунизм, сделав собственником земли государство, которое распределяло земельные наделы только среди граждан. Отчуждать эти наделы запрещалось, если они становились вымо­рочными, то государство само заботилось об их судьбе. Известны постановления Ликурга против роскоши, против упот­ребления золота и серебра (приказал употреблять железную монету, но она была очень тяжелой и громоздкой + железные деньги не ходили в других государствах). Ликург разрешил строить спартиатам дома только при помощи пилы и топора.

Законы Ликурга не были писаными. Предполагалось, что они войдут в нравы и образ жизни, чтобы сжиться с ними навсегда.

Запретил вести войну с одними и теми же неприятелями, чтобы, привыкнув оказываться сопротивление, они не сделались воинственными.

Для проверки благосостоя­ния граждан учредил Сисситии - общественные обеды в среднем из 15 участвующих лиц, которые устраивались вскладчину. Каждый сиссит обязан со своего участка земли постав­лять определенное количество продуктов.

Она также постановил давать всему подрастающему поколению "спартанское воспитание" за гос.счет. Реформа была направлена на воспитание воинов. Слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость

Спарта просуществовала до 146 до РХ, оставаясь верной законам Ликурга в течение 5 веков. До этого времени ее государственное устройство не претерпело практически никаких изменений.

Наши рекомендации