Статья 41 Сведения о судимости
Каждое Государство-участник может принимать такие законодательные или другие меры, какие могут потребоваться для учета, на таких условиях и в таких целях, какие оно сочтет надлежащими, любого ранее вынесенного в другом государстве обвинительного приговора в отношении лица, подозреваемого в совершении расследуемого преступления, для использования такой информации в ходе уголовного производства в связи с преступлением, признанным таковым в соответствии с настоящей Конвенцией.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
629. В соответствии с положениями ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации («Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения») при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида, наряду с тяжестью преступления, возрастом, состоянием здоровья и другими обстоятельствами, должны учитываться сведения о личности подозреваемого или обвиняемого (см. Приложение I).
630. Статьей 79 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22.01.1993, установлено, что каждая из Договаривающихся Сторон будет ежегодно сообщать другим Договаривающимся Сторонам сведения о вступивших в законную силу обвинительных приговорах, вынесенных ее судами в отношении граждан соответствующей Договаривающейся Стороны, одновременно пересылая имеющиеся отпечатки пальцев осужденных. Каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет другим Договаривающимся Сторонам бесплатно по их просьбе сведения о судимости лиц, осужденных ранее ее судами, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны. Обмен соответствующими сведениями прожодится ежегодно.
631. Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 18.10.2008 № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения» установлено, что в пакет документов, необходимых для направления запроса о выдаче для уголовного преследования, должны входить, в том числе, сведения о судимостях и неисполненных приговорах, вынесенных в отношении лица (см. Приложение I). При направлении запроса о выдаче для исполнения приговора к запросу прилагается также заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.
632. Российская Федерация отметила, что согласно статье 12 УК России граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (см. Приложение I).
633. В соответствии с частью третьей статьи 60 Уголовного кодекса Российской Федерации обвинительный приговор, вынесенный другим государством, может рассматриваться судом как обстоятельство, характеризующее личность подсудимого (см. Приложение I).
634. Наличие наказания в виде штрафа по обвинительному приговору другого государства также принимается судом во внимание при назначении наказания за совершение нового преступления, санкция которого содержит альтернативные штрафу наказания, а также при определении его размера, поскольку это отражается на условиях жизни семьи подсудимого.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
635. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. Власти Российской Федерации привели положения статьи 99 Уголовно-процессуального кодекса «Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения». Положения данной статьи предусматривают, что при избрании меры пресечения учитываются сведения о личности подозреваемого или обвиняемого. Также российской стороной предоставлена информация о практике ежегодного получения сведений о привлечении к ответственности граждан РФ, а также о возможности получения информации о судимости лиц, привлекающихся к ответственности в РФ на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22.01.1993.
636. Данная норма Конвенции направлена на обеспечение всестороннего учета личности подозреваемого, в том числе и фактов предыдущего привлечения его в другом государстве к уголовной ответственности
637. По результатам странового визита Российская Федерация предоставила практическую информацию о принятии во внимания приговоров вынесенных в других странах запросах о помощи по уголовным делам (в том числе и по делам коррупционной направленности).
Статья 42 Юрисдикция
Подпункт 1 (a)
1. Каждое Государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, когда:
а) преступление совершено на территории этого Государства-участника; или
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
638. В соответствии со ст. 11 УК лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации подлежит уголовной ответственности по УК (см. Приложение I).
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
639. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. Согласно предоставленной информации в соответствии со статьёй 11 Уголовного кодекса РФ лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ.
640. Украинские эксперты считают, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данном подпункте.
Статья 42 Юрисдикция
Подпункт 1 (b)
1. Каждое Государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, когда:
b) преступление совершено на борту судна, которое несло флаг этого Государства-участника в момент совершения преступления, или воздушного судна, которое зарегистрировано в соответствии с законодательством этого Государства-участника в такой момент.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
641. Частью второй статьи 11 УК установлено положение, согласно которому преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие УК распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (см. Приложение I).
642. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внутренние морские воды Российской Федерации - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (см. Приложение I).
643. Территориальное море Российской Федерации – это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ (см. Приложение I).
644. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации.
645. К территории Российской Федерации относятся также континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Понятие континентального шельфа приведено в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". Исключительная экономическая зона определена Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
646. Исключительная экономическая зона Российской Федерации – это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
647. В качестве территории Российской Федерации рассматриваются также военные корабли, плавающие под флагом своего государства, военные воздушные суда независимо от места их нахождения; невоенные корабли и воздушные суда, находящиеся за пределами территории иностранных государств. В этой связи в соответствии с общепринятыми нормами международного права в части третьей статьи 11 УК включено правило о том, что лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По УК уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
648. Исключением из положений о действии уголовного закона в пространстве и территориального принципа о наказуемости всех лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации, по УК являются случаи совершения преступлений дипломатическими представителями иностранных государств и иными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом. Данное положение закреплено в части четвертой статьи 11 УК, согласно которой вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
649. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. Согласно предоставленной информации преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие УК распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
650. В качестве территории Российской Федерации рассматриваются также военные корабли, плавающие под флагом своего государства, военные воздушные суда независимо от места их нахождения; невоенные корабли и воздушные суда, находящиеся за пределами территории иностранных государств. В этой связи в соответствии с общепринятыми нормами международного права в части третьей статьи 11 УК включено правило о том, что лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По УК уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
651. Эксперты заключили, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данном подпункте.
Статья 42 Юрисдикция
Подпункт 2 (a)
2. При условии соблюдения статьи 4 настоящей Конвенции Государство-участник может также установить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступления, когда:
а) преступление совершено против гражданина этого Государства-участника; или
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
652. В части третьей статьи 12 УК установлен принцип, состоящий в распространении юрисдикции уголовного закона Российской Федерации на случаи, когда причиняется вред ее интересам, гражданину Российской Федерации или постоянно проживающему на территории Российской Федерации лицу без гражданства, вне зависимости от того, что преступление было совершено за пределами нашей страны (см. Приложение I).
653. Применение положений части третьей статьи 12 УК возможно лишь при условии, если совершившие преступления лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
654. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения сославшись на статью 12 Уголовного кодекса РФ.
655. Эксперты заключили, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данном подпункте.
Статья 42 Юрисдикция
Подпункт 2 (b)
2. При условии соблюдения статьи 4 настоящей Конвенции Государство-участник может также установить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступления, когда:
b) преступление совершено гражданином этого Государства-участника или лицом без гражданства, которое обычно проживает на его территории; или
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
656. В части первой статьи 12 УК закреплен принцип гражданства действующего уголовного закона. Граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать ее законы вне зависимости от места их нахождения. Поэтому, даже если ими совершено преступление вне пределов Российской Федерации, они несут уголовную ответственность по УК (см. Приложение I).
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
657. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. Согласно предоставленной информации в части первой статьи 12 Уголовного кодекса РФ закреплен принцип гражданства действующего уголовного закона, согласно которому граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. Также экспертами приняты во внимание положения статьи 11 Уголовного кодекса РФ.
658. Эксперты заключили, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данном подпункте.
Статья 42 Юрисдикция
Подпункт 2 (c)
2. При условии соблюдения статьи 4 настоящей Конвенции Государство-участник может также установить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступления, когда:
c) преступление является одним из преступлений, признанных таковыми в соответствии с пунктом 1 b ii) статьи 23 настоящей Конвенции, и совершено за пределами его территории с целью совершения какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с пунктом 1 а i) или ii) или b i) статьи 23 настоящей Конвенции, на его территории; или
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
659. К преступлениям, признанным таковыми в соответствии с пунктом 1(b)(ii) статьи 23, относятся участие, причастность или вступление в сговор с целью совершения преступлений, связанных с отмыванием денежных средств, покушение на их совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при их совершении (подпункты (a) и (b) пункта 1 статьи 23).
660. В соответствии со статьей 12 УК граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (см. Приложение I).
661. Таким образом, законодатель установил, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие на ее территории лица без гражданства несут уголовную ответственность за преступления, совершенные за пределами России во всех случаях, если их дело не рассматривалось иностранным судом.
662. Российская Федерации, ратифицировав Конвенцию ООН против коррупции, приняла на себя обязательство по признанию преступлений предикатными, даже когда они совершены за ее пределами, в соответствии с условиями, установленными статьей 24 "Сокрытие" Конвенции. Лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы, признается пособником в совершении преступления, на основании части пятой статьи 33 УК (см. Приложение I).
663. На основании части четвертой статьи 34 УК действия данного лица квалифицируются по соответствующей статье Особенной части УК в зависимости от совершенного преступления со ссылкой на часть пятую статьи 33 УК (см. Приложение I).
664. В случае, если лицо (группа лиц) заранее не обещало скрыть имущество, приобретенное преступным путем, т. е. не является соучастником преступления, ответственность наступает по соответствующей части статьи 175 "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем" УК (см. Приложение I). В данном случае, это преступление будет являться предикатным по отношению к легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества. Предикатные правонарушения включают преступления, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции какого-либо Государства-участника.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
665. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения ссылаясь на статьи 12, 33, 34 и 175 УК.
666. Проанализировав предоставленную информацию правительственные эксперты заключили, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данном подпункте.
Статья 42 Юрисдикция
Подпункт 2 (d)
2. При условии соблюдения статьи 4 настоящей Конвенции Государство-участник может также установить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступления, когда:
d) преступление совершено против этого Государства-участника.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
667. В соответствии с частью третьей статьи 12 УК уголовной ответственности по УК подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего на ее территории лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (см. Приложение I).
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
668. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. В соответствии с частью третьей статьи 12 УК уголовной ответственности по УК подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации ли постоянно проживающего на ее территории лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Экспертами также принимается во внимание положения части первой статьи 12 УК.
669. Эксперты заключили, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данном подпункте.
Статья 42 Юрисдикция
Пункт 3
3. Для целей статьи 44 настоящей Конвенции каждое Государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, находится на его территории и оно не выдает такое лицо лишь на том основании, что оно является одним из его граждан.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
670. Российская Федерация закрепила в своем законодательстве принцип невыдачи собственных граждан (статья 61 Конституции Российской Федерации, статья 13 УК, часть 5 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", пункт 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ "О ратификации Европейской Конвенции о выдаче 1957 г.) (см. Приложение I).
671. Вместе с тем в части первой статьи 12 УК закреплен принцип гражданства действующего уголовного закона. Граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать ее законы вне зависимости от места их нахождения. Поэтому, даже если ими совершено преступление вне пределов Российской Федерации, они несут уголовную ответственность по УК (см. Приложение I).
672. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
673. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. Российская Федерация закрепила в своем законодательстве принцип невыдачи собственных граждан (статья 61 Конституции Российской Федерации, статья 13 УК, часть 5 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", пункт 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ "О ратификации Европейской Конвенции о выдаче 1957 г.).
674. Эксперты заключили, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данном пункте.
Статья 42 Юрисдикция
Пункт 4
4. Каждое Государство-участник может также принять такие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, находится на его территории и оно не выдает его.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
675. Выдача лиц, совершивших преступление, может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на ее территории.
676. По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или причинило ему вред. Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права. При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.
677. Как отмечалось, выдача преступника осуществляется на основе национального законодательства и международных договоров и требует соблюдения ряда условий. Так, в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе принципа взаимности или в соответствии с международными договорами. Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.
678. Выдача лица, совершившего преступление, может быть произведена в случаях:
1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.
679. Выдача лица не допускается, если:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства,
национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.
680. В выдаче лица может быть также отказано, если:
1) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
2) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
3) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.
681. Выдача осуществляется по соответствующему запросу, который должен содержать:
1) наименование и адрес запрашивающего органа;
2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.
Кроме того, в соответствии с международными договорами, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой страны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая страна не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемое государство считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. В частности, такое положение содержится в Европейской конвенции о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), которую подписала Россия с оговорками и замечаниями, приведенными в Федеральном законе от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней".
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
682. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. В частности предоставлена информация о ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции о выдаче.
683. Выдача лиц, совершивших преступление, может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на ее территории.
684. По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или причинило ему вред. Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права. При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.
685. Согласно предоставленной информации в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе принципа взаимности или в соответствии с международными договорами. Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.
686. Обозревающие эксперты заключили, что Российская Федерация в целом приняла и осуществила меры, описанные в данном пункте. Для окончательных выводов целесообразным является получение текстов соответствующих нормативно-правовых актов.
Статья 42 Юрисдикция
Пункт 5
5. Если Государство-участник, осуществляющее свою юрисдикцию согласно пункту 1 или 2 настоящей статьи, получает уведомление или иным образом узнает о том, что любые другие Государства-участники осуществляют расследование, уголовное преследование или судебное разбирательство в связи с тем же деянием, компетентные органы этих Государств-участников проводят, в надлежащих случаях, консультации друг с другом с целью координации своих действий.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
687. Проведение консультаций между государствами-участниками в рамках международного сотрудничества при производстве по уголовным делам, в целях координации своих действий, взаимного обмена информацией по правовым вопросам осуществляется на основе уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
688. В главе 5 УПК РФ регламентирован порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями (см. Приложение I).
689. Так, в соответствии со статьей 453 УПК РФ международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства строится в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности (см. Приложение I).
690. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в п