Статья 39 Сотрудничество между национальными органами и частным сектором
Пункт 2
2. Каждое Государство-участник рассматривает вопрос о том, чтобы поощрять своих граждан и других лиц, обычно проживающих на его территории, сообщать национальным следственным органам и органам прокуратуры о совершении какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с настоящей Конвенцией.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
615. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества (см. Приложение I).
616. На официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет функционирует специальный раздел «Борьба с коррупцией», в котором граждане, организации частного сектора и финансовые учреждения могут оставить сообщение о готовящимся или совершенном коррупционном преступлении или правонарушении. Указанные обращения рассматриваются органами прокуратуры в порядке и в сроки, установленные законом. Аналогичные разделы созданы на Интернет-сайтах других правоохранительных органов.
617. Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, уполномоченные ее осуществлять, вправе устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (пункт 2 часть 1 статьи 15, статьи 17-18) (см. Приложение I).
618. Полиции предоставлено право поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении возложенных на нее обязанностей (пункт 34 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции») (см. Приложение I).
619. Кроме того, согласно статье 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущем его увольнение с государственной службы либо привлечение к иным видам ответственности (см. Приложение I). Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» государственный служащий может уведомлять об обращениях к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений не только представителя нанимателя (работодателя), но и иные государственные (в том числе правоохранительные) органы.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
620. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. Так, Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» предусматривают возможность привлечения граждан к сотрудничеству с правоохранительными органами, а также предусматривают поощрение такого сотрудничества.
621. Эксперты считают, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данном пункте.
Статья 40 Банковская тайна
Каждое Государство-участник обеспечивает, в случае внутренних уголовных расследований в связи с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, наличие в рамках своей внутренней правовой системы надлежащих механизмов для преодоления препятствий, которые могут возникнуть в результате применения законодательства о банковской тайне.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
622. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» справки по счетам и вкладам физических лиц, по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией судам и органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (см. Приложение I).
623. В основу системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в Российской Федерации положен принцип направления информации подотчетными организациями в ПФР. Подотчетными организациями в соответствии со ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ являются, в частности, банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, организации федеральной почтовой связи (см. Приложение I).
624. В Федеральном законе № 115-ФЗ содержатся нормы, направленные на то, чтобы нормы законодательства о защите информации ограниченного доступа, не служили препятствием для реализации Рекомендаций ФАТФ. В соответствии с п.8 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ представление в уполномоченный орган работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений и документов в отношении операций и в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).
625. Статья 9 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривает, что предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и Банком России в целях и порядке, которые предусмотрены указанным Законом, не является нарушением вышеуказанных тайн.
626. Кроме того, ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. При этом, часть шестая статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что банковская тайна не распространяется на информацию по операциям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц предоставляемую кредитными организациями в уполномоченный орган в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом № 115-ФЗ.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
627. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. Согласно предоставленной информации Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает предоставление кредитными организациями справок по счетам юридических лиц, счетам и вкладам физических лиц следственным органам (по делам, находящимся в их производстве и при наличии согласия руководителя следственного органа) и судам. Также определенная информация об осуществляемых физическими или юридическими лицами операциях предоставляется кредитными организациями уполномоченному органу в области финансового мониторинга.
628. Эксперты считают, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данной статье.