Статья 36 Специализированные органы

Каждое Государство-участник обеспечивает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, наличие органа или органов или лиц, специализирующихся на борьбе с коррупцией с помощью правоохранительных мер. Такому органу или органам или лицам обеспечивается необходимая самостоятельность, в соответствии с основополагающими принципами правовой системы Государства-участника, с тем чтобы они могли выполнять свои функции эффективно и без какого-либо ненадлежащего влияния. Такие лица или сотрудники такого органа или органов должны обладать надлежащей квалификацией и ресурсами для выполнения своих задач.

а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи

519. В системе органов прокуратуры России образована вертикально интегрированная независимая структура - сформированы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, которые результативно функционируют с 2007 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и прокуратурах субъектов Российской Федерации. Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой системы прокуратуры Российской Федерации.

520. Задачами новых подразделений являются организация и осуществление эффективного прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, привлечение к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении преступлений коррупционной направленности, защита и восстановление нарушенных в результате коррупционных проявлений прав граждан, организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

521. В целях регламентации их деятельности изданы приказы Генпрокуратуры России от 15.05.2010 № 208 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» и от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции». Ими утвержден Комплексный план мероприятий по противодействию коррупции на 2011-2012 гг., разработанный с учетом поручений, содержащихся в Национальном плане противодействия коррупции, конкретизированы формы, сроки осуществления плановых мероприятий, определены ответственные за их исполнение соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, намечены основные направления усиления прокурорского надзора в данной сфере.

522. Прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур также разработаны и приняты долгосрочные планы мероприятий по противодействию коррупции.

523. Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

524. Национальным планом противодействия коррупции на органы прокуратуры возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, направленная, в первую очередь, на повышение эффективности межведомственного взаимодействия всех заинтересованных служб.

525. В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567.

526. Координационная деятельность прокуратуры в этой сфере направлена прежде всего на обеспечение осуществления всеми правоохранительными органами на постоянной основе работы по повышению эффективности их деятельности, совершенствованию ведомственных нормативных правовых актов, направленных на снижение уровня коррупции, в том числе внутри правоохранительной системы.

527. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (см. Приложение I).

528. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

529. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

530. Согласно статье 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (см. Приложение I).

531. Кроме того, в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в 2008 году создан Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

532. Органы федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности) в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации.

533. В структуре ФСБ России создано и функционирует подразделение, осуществляющее борьбу с коррупцией в федеральных органах государственной власти и организующее деятельность соответствующих подразделений территориальных органов безопасности по борьбе с коррупцией в органах государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе борьбы с коррупционными преступлениями осуществляется в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» с учетом подследственности уголовных дел о данных преступлениях, определенной статьей 151 УПК России.

534. Вопросы надлежащего кадрового и ресурсного обеспечения подразделений по борьбе с коррупцией, а также уровня квалификации их сотрудников находятся в поле зрения руководства ФСБ России, регулярно рассматриваются на заседаниях Коллегии ФСБ России, совещаниях руководства ФСБ России, на региональных и межрегиональных совещаниях руководителей органов безопасности.

535. Образовательными учреждениями ФСБ России разработаны и реализуются программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации оперативного состава органов безопасности, в которых рассматриваются правовые, организационные и тактические вопросы борьбы с коррупцией.

536. Потребность органов безопасности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров по вопросам борьбы с коррупцией ежегодно изучается кадровыми подразделениями ФСБ России и учитывается при определении количества и наполнения соответствующих учебных потоков в образовательных учреждениях ФСБ России на следующий учебный год.

537. Что касается системы органов внутренних дел, то в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в структуре центрального аппарата МВД России созданы Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и Главное управление собственной безопасности МВД России.

538. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в области противодействия преступлениям коррупционной направленности.

539. Главное управление собственной безопасности МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия коррупции в системах МВД России и ФМС России. В целях обеспечения дополнительных гарантий независимости работы ГУСБ оно подчинено непосредственно Министру внутренних дел Российской Федерации.

540. Соответствующие подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и противодействии коррупции, а также подразделения собственной безопасности образованы в территориальных органах МВД России (приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»).

541. Функция обеспечения и осуществления противодействия коррупции возложена также на подразделения собственной безопасности территориальных органов МВД России на региональном уровне.

542. В Следственном комитете Российской Федерации утвержден План по борьбе с коррупцией. С первых дней работы Следственного комитета с целью организации единообразной и эффективной работы перед следственными подразделениями поставлена задача по противодействию коррупции, выявлены проблемы, с которыми сталкиваются следователи при расследовании преступлений данной направленности, выработаны способы разрешения этих проблем с установлением постоянного контроля за их устранением.

543. Проведены организационно-штатные мероприятия, созданы специальные подразделения, в компетенцию которых входит контроль (мониторинг) за расследованием всех преступлений коррупционной направленности (включая проверку законности и обоснованности принимаемых процессуальных решений, дача указаний по направлению расследования) и выработка единого подхода к выявлению и пресечению данных преступлений.

544. Указанные подразделения созданы на уровне центрального аппарата Следственного комитета, а также в аппаратах следственных подразделений по субъектам Российской Федерации. Подготовлены методические рекомендации по вопросам расследования преступлений коррупционной направленности, а также совершенных лицами особого правового статуса, которые направлены во все подразделения Следственного комитета Российской Федерации.

545. Следует также учитывать, что в 2010-2011 годах в Российской Федерации была организована переподготовка и повышение квалификации свыше 1500 федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

546. В 2011 году в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования порядка 15000 гражданских служащих прошли обучение по антикоррупционной проблематике.

b) Комментарии в отношении осуществления статьи

547. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. В частности, в Отчёте представлена информация о создании в структуре органов прокуратуры вертикали специализированных подразделений по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Задачами новых подразделений являются организация и осуществление эффективного прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, привлечение к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении преступлений коррупционной направленности, защита и восстановление нарушенных в результате коррупционных проявлений прав граждан, организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

548. Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены достаточные гарантии, направленные на обеспечение самостоятельности органов прокуратуры в целом.

549. Экспертам была предоставлена весьма полезная информация о наличии отдельных подразделений федеральной службы безопасности по борьбе с коррупцией, как на центральном, так и на территориальном уровнях.

550. Кроме этого, предоставлена информация о создании в структуре центрального аппарата МВД России Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и Главного управления собственной безопасности МВД России, которые являются самостоятельными структурными подразделениями. Соответствующие подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, а также подразделения собственной безопасности образованы в территориальных органах МВД.

551. Также подразделения, в компетенцию которых входит контроль (мониторинг) за расследованием всех преступлений коррупционной направленности созданы в центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации и аппаратах субъектов следственных подразделений по субъектам Российской Федерации.

552. По результатам странового Российской Федерацией были предоставлены Положения о втором управлении по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти в сфере экономики) Главного управления Следственного комитета РФ по г. Санкт-Петербургу от 17 января 2011 г. (рассл коррупции) и по Удмуртской Республики от 19 апреля 2012 г. в сферу компетенции которых входит борьба с коррупцией.

553. Также Российской Федерацией была предоставлена информационно-аналитическая справка о системе обучения и повышении квалификации сотрудников следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в сфере противодействия коррупционным преступлениям (см. Приложение IX).

554. Обозревающие эксперты, принимая во внимания предоставленную информацию о специализации следователей, ответственных за расследование коррупционных преступлений, пришли к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования специализации следователей и системы их профессиональной подготовки.

Наши рекомендации