Понятие и виды подведомственности.

Подведомственность – это свойство дел, которые в силу закона отнесены к ведению того или иного государственного органа или общественной организации.

Понятие "подведомственность" употребляется еще и в других смыслах: а) как предпосылка права на обращение в суд и б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных нормативных правовых актах, определяющих ту или иную форму защиты права.

Виды подведомственности:

1) Исключительная подведомственность – дело подведомственно только какому-то одному органу, и никакому больше. Пример – дела о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей.

2) Альтернативная – дело может быть разрешено одним из указанных в законе органов по выбору заинтересованного лица. Например, действие (решение) может быть обжаловано в вышестоящий орган (в порядке подчиненности) либо в суд.

3) Императивная (инстанционная, условная) подведомственность – дело должно быть рассмотрено несколькими органами в определенной последовательности. Например, трудовые споры. Смысл состоит в том, чтобы разгрузить суды.

4) Договорная – дела по взаимному согласию сторон могут разрешаться не основным органом, к ведению которого они отнесены законом, а иным органом, указанном в законе. Примером может служить передача дела на рассмотрение третейского суда (ФЗ «О третейских судах»)

Разграничение подведомственности суда и арбитражного суда.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а также иные дела, указанный в частях 1 и 2 ст.22 ГПК. Исключением являются экономические споров и других дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

22. Критерии разграничения подведомственности между различными юрисдикционными органами (Конституционный Суд РФ, арбитражный суд, третейские суды, суды общей юрисдикции, органы ЗАГСа).

Подведомственность — разграничение компетенции между различными органами .

Компетенция — совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц .

Правом разрешать юридические дела, т.е. споры о праве и другие правовые вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.), по законодательству России пользуются различные органы.

Во-первых, органы государства, осуществляющие судебную власть: Конституционный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом, - органы исполнительной власти. Например, в соответствии с п. 1 ст. 85 Конституции России Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Целый ряд органов исполнительной власти (либо при органах исполнительной власти) наделен юрисдикционными полномочиями правоустановительного характера, например органы загса, налоговые органы, Палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам, Апелляционная комиссия Минздрава России по вопросам сертификации лекарственных средств и др.

В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, трудовые арбитражи, посредников. Юридические дела могут разрешаться и иными органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, например нотариусами.

Кроме того, граждане России на основании ч. 3 ст. 46 Конституции РФ и в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.

Каждый из названных органов, в том числе и суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.

Наши рекомендации