Правовые акты управления: понятие, признаки, особенности, классификация.

Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, функций органов исполнительной власти и органов государственного управления. В административной науке есть много различных точек зрения относительно определения понятия правовых актов управления. Важно отметить, что единого определения нет, как, собственно, и нет единого названия таких актов. Довольно часто в юридической науке в качестве синонимов правовых актов управления используют другие названия — «акты государственного управления», «административные акты», «акты государственной администрации».

По мнению Ю. М. Козлова «правовой акт управления — основанное на законе одностороннее юридическое властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, которое направлено на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений с целью реализации исполнительной власти».

Такое разнообразие определений понятия правовых актов управления предопределяется тем, что сущность правовых актов управления можно рассматривать исходя из различных точек зрения:

— правовой акт управления — важная форма управленческой деятельности, наряду с такими формами, как осуществление юридически значимых действий, административный договор;

— правовой акт управления — управленческое решение, которое устанавливает обязательность выполнения конкретных действий государственным органом или должностным лицом;

— правовой акт управления — разновидность юридических документов, поскольку те предписания, которые в нем предусматриваются, имеют определенное документальное оформление;

— правовые акты управления — «предписания», поскольку юридическое содержание такого акта в большинстве случаев составляют правоустановительные и правоприменительные предписания.

Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, отображающих их сущность.

1. Правовой акт управления принимается уполномоченным субъектом государственного управления в пределах его компетенции. Он может приниматься как единолично, так и коллегиально.

2. Правовой акт управления всегда является управленческим решением, поскольку именно такое управленческое решение и составляет содержание правового акта. Он разрабатывается и принимается с соблюдением правил управленческого процесса и направлен на решение конкретной управленческой ситуации или обеспечение выполнения государственно-управленческих задач и функций.

3. Правовой акт управления представляет собой юридическое властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица. Правовой акт управления всегда имеет государственно-властный характер, поскольку его принятие обусловлено государственными интересами и направлено на регулирование конкретных управленческих отношений; установление общеобязательных правил поведения, которые обеспечиваются государством; решение конкретной управленческой ситуации или административного спора. Государство в лице органов государственного управления не только принимает акты государственного управления, но и обеспечивает их выполнение, включая и меры административно-правового принуждения.

4. Правовой акт управления устанавливает обязательные правила поведения в сфере государственного управления. Другими словами, такой акт является императивным по характеру правовых предписаний. А это означает, что другая сторона — объект управления — должна придерживаться установленных предписаний и обеспечивать их реализацию. Издание правовых актов управления направлено на решение вопросов общего характера (абстрактное правовое регулирование) или конкретного вопроса (индивидуальное правовое регулирование).

5. Правовой акт управления является разновидностью правовых документов, которые используются в деятельности органов государственного управления (справки, акты ревизии, протоколы, докладные записки и т. д.). Однако в отличие от них правовые акты управления характеризуются односторонне властными предписаниями, которые не характерны для других правовых документов.

6. Правовой акт управления всегда является подзаконным актом, поскольку он принимается органом государственного управления, осуществляющим подзаконную деятельность, принимается на основании законов и во исполнение законов. Правовой акт управления не может предусматривать положения, которые противоречат законам.

7. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок его принятия. В подавляющем большинстве случаев правовой акт управления принимается в письменной форме. Немаловажное значение имеет процедура принятия правового акта управления. Нужно отметить, что в настоящее время нет единого законодательного акта, который бы предусматривал единую процедуру принятия правовых актов управления.

С учетом основных признаков можно дать такое определение правового акта управления. Правовой акт управления — это правовой документ государственно-властного характера, который принимается уполномоченным органом государственного управления или его должностным лицом в одностороннем порядке с целью осуществления управленческих задач и функций.

Юридическое значение правовых актов управления состоит в том, что они:

— могут быть правовым основанием для принятия иных актов управления (например, приказ Министерства образования и науки Украины является основанием для издания приказа ректором университета);

— нормативные правовые акты управления устанавливают, изменяют и прекращают нормы права; обеспечивают единообразное регулирование общественных отношений для неограниченного круга субъектов; определяют порядок привлечения к административной ответственности и т. д.;

— индивидуальные правовые акты управления выступают юридическими фактами возникновения, изменения и прекращения общественных отношений субъектов государственного управления (например, издание распоряжения о принятии на государственную службу является основанием возникновения нового статуса лица — статуса государственного служащего);

— они могут выступать юридическими документами или доказательствами в юридическом процессе (например, распоряжение об увольнении государственного служащего с должности является основанием для возбуждения судебного дела о восстановлении на работе и т. д.);

— правовые акты управления выступают правовыми средствами проведения административной реформы, осуществления кадровой политики, юридической защиты прав и свобод граждан и т. д.

Классификация правовых актов:

--По юридическим свойствам: Нормативные, т.е. правоустанавливающие; Индивидуальные, т.е. правоприменительные.

--По юридическим последствиям: Обязывающие; Запрещающие; Наделяющие полномочиями; Поощряющие; Содержащие отказы.

--По времени вступления в силу: С момента принятия; С момента подписания; С момента официального опубликования; С момента включения в национальные и иные реестры; Со специально предусмотренного в правовом акте срока; С даты, специально определенной для некоторых категорий правовых актов.

--По действию в пространстве: Республиканские; Местные (действующие в конкретной административно территориальной единице).

--По действию во времени: Постоянные (бессрочные); Временные (срочные). По порядку принятия: Коллегиальные; Единоличные.

--По виду госоргана, издающего правовой акт: Акты президента (декреты, указы, директивы и распоряжения); Акты правительства (постановления, протоколы совещаний); Акты министерств, госкомитетов, департаментов (приказ, постановления, инструкции, стандарты, уставы, методические правила, положения, программы); Акты органов местного управления и самоуправления – исполкомы, местная администрация, советы депутатов (решения); Акты руководителей государственных органов, организаций, предприятий, учреждений (приказ, распоряжения, инструкция).

--По характеру компетенции государственного органа: Акты общей компетенции (исполкомами, местными советами депутатов); Акты отраслевой компетенции (органами здравоохранения, связи и т.д.); Акты специальной и межотраслевой компетенции (органами кредита и т.д.); Акты с административной санкцией (советами депутатами, президентом, исполкомами);

--По объему полномочий государственных органов: Дискреционные акты – это акты, предполагающие широкий выбор вариантов управленческих решений; Акты, изданные на альтернативной основе, т.е. предполагающие 2 взаимоисключающих варианта управленческих решений; Акты «связанного администрирования» (управления), т.е. предполагающий один возможный вариант управленческого решения.

--По степени сложности акта: Простые; Сложные; Уникальные. По целям принятия: Оперативно-исполнительные (регулятивные); Правоохранительные.

--По форме принятия: Словесные (устные, письменные); Конклюдентные акты, т.е. акты, выражающие намерения лица или государственного органа, проявляющиеся в системе знаков, символов, жестов.

Наши рекомендации