Регистрация общественных объединений
Государственная регистрация общественных объединений может показаться довольно сложным и трудоемким процессом, однако при более детальном подходе все становится на свои места. Можно выделить три основных этапа создания общественного объединения:
1) Общественная инициатива. «Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения».[18]
2) Государственная регистрация. «Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.
3) Запись в Единый реестр юридических лиц и в реестр общественных объединений. Согласно Федеральному закону«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» запись в единый реестр юридических лиц производится налоговой службой, а в реестр общественных объединений ведется министерством юстиций.
Предлагаем рассмотреть законодательную основу регистрации общественных объединений:
1) Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ«Об общественных объединениях»;
2) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
3) Каждая форма общественного объединения так же регулируется особыми нормами, закрепленными в соответствующих нормативно-правовых актах.
Законодательством предусмотрены определенные правила, регулирующие круг лиц, которые могут выступать участниками и членами общественных объединений:
«Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.
Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет».[19]
В том же федеральном законе дается список документов, необходимых для создания общественного объединения:
«1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Из вышеперечисленного следует вывод, что в законодательстве ясно прописана процедура регистрации общественных объединений, более того она упростилась с ведение возможности использования единого портала государственных услуг и служб «одного окна».
Стоит отметить, что бурное обсуждение в СМИ вызвали изменения в закон о некоммерческих организациях, в которой определялся статус иностранного агента, а, следовательно, и другая процедура регистрации. Законодатель дает нам следующее определение иностранного агента: «под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.» [20]
Данная поправка в закон об НКО вызвала критику с одной стороны: «Термин «иностранный агент» наносит по НПО моральный удар, дискредитируя их у глазах общественности, поскольку в русском словоупотреблении это выражение носит однозначно негативный смысл, являясь синонимом понятия «шпион» (а не нейтрального «представитель иностранных интересов»)».[21]
Но так же поддержку с другой: «Почему важно отличать просто НКО от НКО, пляшущих под дудку Запада? Потому что тогда легко понять причины возникновения их «независимого мнения». Вот смотришь – встанет «борец за все хорошее, против всего плохого», выражает свою позицию. И многих сбивает с толку, вызывая уважение к своим словам. А если любой гражданин России будет знать, что позиция этого субъекта вызвана исключительно долларами, переведенными на счет его НКО из США, то картина получается совсем другая».[22]