Кафедра гражданского процессуально права
Дальневосточный филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия»
Кафедра гражданского процессуально права
ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕСС
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
(специальность 030503.52 – Правоведение)
Хабаровск
67.410
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Гражданский процесс для специальности 030503 (52) - 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования. – Хабаровск.: Дальневосточный филиал ФГБОУВПО «РАП». –44 с. 2,8 п.л..
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией ДВФ ФГБОУВПО «РАП» | Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение» (базовый уровень) среднего профессионального образования | |
Кафедра гражданского процессуального права Дальневосточного филиала ДВФ ФГБОУВПО «РАП» протокол от 27 января 2012 г. № . | ||
Авторы: | Шереметьева Анна Константиновна | к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права |
Юбко Татьяна Дмитриевна | старший преподаватель кафедры гражданского процессуального права | |
Рецензент: | Новикова Татьяна Юрьевна | к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой гражданского процессуально права |
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в Дальневосточный филиал ФГБОУВПО «РАП» по адресу: 680014, г. Хабаровск, ул. Восточное шоссе, 49.
© Российская академия правосудия, 2012
© Шереметьева А.К., 2012
© Юбко Т.Д., 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины……………... | |
Пояснительная записка ..…………………………………………………………… | |
Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………… | |
Тематический план………………………………………………………………….. | |
Программа курса …………………………………………………………………… | |
Тематический план семинарских занятий………………………………………… | |
Планы семинарских занятий………………………………………………………. | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины ………………………. | |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов …………………………………………………………………………. | |
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы ……………….. | |
Примерный перечень тем курсовых работ………………………………………… | |
Литература…………………………………………………………………………… | |
Примеры контрольных заданий для проведения рубежной аттестации ……….. | |
Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………......... |
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
Понятие гражданского процесса и гражданского процессуального права; виды и стадии гражданского процесса; принципы гражданского процессуального права; лица, участвующие в деле; подведомственность и подсудность; процессуальные сроки; судебные расходы; доказательства и доказывание; понятие и сущность иска; исковое производство; производство по жалобам на действия на действия должностных лиц и органов управления; особое производство по жалобам на действия должностных лиц и органов управления; производство в кассационной и надзорной инстанции; производство по вновь открывшимся обстоятельствам; исполнительное производство
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий по курсу «Гражданский процесс» со студентами факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы.
Учебно-методический комплекс содержит необходимые учебные материалы: программу учебного курса, планы семинарских занятий, тематику курсовых работ, экзаменационные вопросы, список рекомендуемой литературы, нормативных правовых актов, официальных актов высших судебных органов и судебной практики.
Тематический план позволяет получить представление о темах учебного курса, последовательности проведения занятий и количестве часов отводимых на изучение разделов и тем дисциплины.
Программа курса и планы семинарских занятий предусматривают рассмотрение полного курса гражданского процесса в объеме, необходимом и достаточном для студентов, получающих среднее профессиональное юридическое образование.
Предложенные практические задания призваны обратить внимание студентов на особенности реализации норм гражданского процессуального права в конкретных фактических ситуациях, а также закрепить полученные знания.
Изучение рекомендуемой литературы позволит более глубоко уяснить отдельные темы, и будет полезным при подготовке рефератов.
Для более быстрого поиска нормативных правовых актов, а также официальных актов высших судебных органов и судебной практики студентам рекомендуется пользоваться справочными электронными правовыми системами (Консультант Плюс, Гарант и др.).
В результате изучения дисциплины «Гражданский процесс» студенты должны
знать:
- формы защиты прав граждан и юридических лиц;
- виды и порядок гражданского судопроизводства;
- основные стадии гражданского процесса
- порядок разрешения гражданских дел
- уметь:
- составлять различные виды гражданско-процессуальных
- применять полученные знания при разрешении задач в сфере гражданских процессуальных правоотношений.
Студент должен в процессе своего обучения не только получить теоретические знания, но и приобрести практические навыки, научиться соотносить знания законов с конкретной сферой своей будущей юридической деятельности (судьи, прокурора, адвоката и т. п.).
Указанные требования особенно проявляются при изучении курса гражданского процесса, с помощью которого возможно разрешение спорных фактических ситуаций, возникающих в судебной деятельности, а также составление различных процессуальных документов.
Умение грамотно составлять процессуальные документы (исковые заявления, ходатайства, определения, решения и др.) является одним из важнейших профессиональных качеств будущего юриста, которое предполагает глубокое знание не только материального, но и процессуального права, умение логически мыслить, правильно оценивать фактическую и правовую стороны конкретной ситуации, хорошее владение правилами письменной речи.
Формами контроля знаний студентов должны являться: устные опросы, тестирование, проверка письменных решений задач и выполнения заданий, защита отчетов по результатам обобщения судебной практики, коллоквиумы, защита самостоятельных творческих работ.
В настоящем УМК * отмечена литература, имеющаяся в библиотеке Филиала.
Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Курсовая работа (по выбору студента) | |
Форма итогового контроля | ЭКЗАМЕН |
Тематический план для студентов очной формы обучения
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Кол-во часов | |
Лекции | Сем-ры | ||
Раздел I. Общие положения | |||
1. | Предмет, система и источники гражданского процессуального права | ||
2. | Принципы гражданского процессуального права. | ||
3. | Гражданские процессуальные правоотношения | ||
4. | Лица, участвующие в деле. | ||
5. | Представительство в суде | ||
6. | Подведомственность и подсудность гражданских дел | ||
7. | Судебное доказывание и доказательства | ||
8. | Судебные расходы и судебные штрафы | - | |
9. | Процессуальные сроки | ||
Раздел II. Производство в суде первой инстанции | |||
10. | Иск | ||
11. | Возбуждение гражданского дела | ||
12. | Подготовка дел к судебному разбирательству | ||
13. | Судебное разбирательство | ||
14. | Постановления суда первой инстанции | ||
15. | Приказное производство | ||
16. | Заочное производство | ||
17. | Особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. | ||
18. | Особое производство. | ||
Раздел III. Пересмотр судебных постановлений | |||
19. | Апелляционное производство | ||
20. | Производство в суде кассационной инстанции | ||
21. | Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора | ||
22. | Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений и определений, вступивших в законную силу | ||
Раздел IV. Исполнение судебных актов и актов иных органов | |||
23. | Исполнение судебных актов и актов иных органов | ||
Раздел V. Производство по делам с участием иносnранных лиц | |||
24. | Особенности производства по делам с участием иностранных лиц | - | |
Раздел VI. Несудебные формы защиты права | |||
25. | Нотариальная форма защиты и охраны права | - | |
26. | Третейское судопроизводство | ||
ВСЕГО |
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. Общие положения
Тема 1. Предмет, система и источники гражданского процессуального права.
Студент должен знать:
- предмет и систему гражданского процессуального права,
- понятие и стадии гражданского процесса,
- источники гражданского процессуального права
Роль правосудия по гражданским делам в современных условиях.
Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Реализация права на судебную защиту.
Понятие гражданского процессуального права. Его предмет, метод и система. Значение гражданского процессуального права.
Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями права.
Понятие гражданского судопроизводства (процесса), его задачи. Система гражданского процесса. Гражданская процессуальная форма. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы.
Виды судопроизводств в гражданском процессе. Стадии гражданского процесса.
Источники гражданского процессуального права. Действие гражданских процессуальных норм во времени и пространстве. Роль судебной практики в развитии гражданского процессуального права.
Тема 10. Иск
Студент должен знать:
- понятие иска,
- понятие искового производства,
- элементы иска,
иметь представление о:
- средствах защиты интересов ответчика,
- обеспечении иска.
Уметь составлять:
- исковое заявление,
- отзыв на исковое заявление
- заявление об изменении предмета иска.
Понятие и сущность искового производства. Понятие иска и его элементы. Процессуально-правовая классификация исков. Право на иск. Право на предъявление иска в гражданском процессе: понятие, предпосылки возникновения и условия реализации. Соединение и разъединение исковых требований.
Защита интересов ответчика. Возражения против иска (материально-правовые и процессуальные) Встречный иск. Порядок предъявления встречного иска. Условия принятия встречного иска.
Изменение иска и отказ от иска. Признание иска. Мировое соглашение.
Обеспечение иска. Порядок обеспечения иска и отмены обеспечения иска.
Тема 12. Подготовка дел к судебному разбирательству
Студент должен знать:
- цели и задачи подготовки дела к судебному разбирательству,
- действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.
иметь представление о:
- предварительном судебном заседании.
Уметь:
- составлять определение о назначении дела к судебному разбирательству
Подготовка дела к судебному разбирательству и ее значение. Ее задачи и цели.
Процессуальные действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству.
Действия сторон и других лиц, участвующих в деле, по подготовке дела к судебному разбирательству.
Назначение дела к слушанию. Извещения и вызовы суда. Порядок вручения повестки о вызове в суд.
Соединение и разъединение исковых требований. Предварительное судебное заседание.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема № 5. Иск
1. Встречный иск – понятие, порядок предъявления и условия принятия
2. Изменение иска и отказ от иска.
3. Признание иска. Мировое соглашение
4. Порядок обеспечения иска и отмены обеспечения иска.
5. Решение задач
Практическое задание
1. Составить мировое соглашение
2. Составить заявление об изменении предмета иска.
Литература
Основная
1. Казанцев В.И., Васин В.Н. Гражданский процесс: Учебник. – М., 2011. – 288 с.
2. Дехтерева Л.П., Пивульский В.В., Шугаева О.А. Гражданский процесс: Учебное пособие. – М, 2004. – 176 с.*
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. от 3.12.2011) // СЗ РФ. 2002. N 46, ст. 4532. *
Дополнительная
1. Воложанин В.П. Изменение предмета и основания иска участниками процесса // Арбитражный и гражданский процесс. 2002, № 5.
2. Гурвич М.А.. Учение об иске (состав, виды): Учеб. пособие. М., 1981.
3. Ефимова М.Г. О понятии иска // Актуальные проблемы гражданского процесса / Под ред. В.А. Мусина. СПб, 2002.
4. Мурадьян Э.М. Превентивные иски // Государство и право. 2001. № 4.
5. Осокина Г.Л. Иск: теория и практика. – М, 2000.
Тема № 6. Возбуждение гражданского дела. Подготовка дел к судебному разбирательству
1. Судебные извещения и вызовы, их содержание.
2. Доставка судебных повесток и иных судебных извещений.
3. Вручение судебной повестки и последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения.
4. Перемена адреса во время производства по делу. Неизвестность места пребывания ответчика. Розыск ответчика.
5. Решение задач
Практические задания
1. Составить определение о возбуждении гражданского дела.
2. Составить определение об отказе в принятии искового заявления.
3. Составить определение о возвращении искового заявления
4. Составить определение об оставлении искового заявления без движения.
5. Составить определение о назначении дела к судебному разбирательству.
6. Составить исковое заявление,
7. Подготовить отзыв на исковое заявление
Литература
Основная
1. Казанцев В.И., Васин В.Н. Гражданский процесс: Учебник. – М., 2011. – 288 с.
2. Дехтерева Л.П., Пивульский В.В., Шугаева О.А. Гражданский процесс: Учебное пособие. – М, 2004. – 176 с.*
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. от 3.12.2011) // СЗ РФ. 2002. N 46, ст. 4532. *
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2008. - № 9. *
Дополнительная
1. Абашин Э.А. Порядок обращения в суд и принципы доказывания. М., 2003.
2. Бороздина М.А. Предварительное судебное заседание – как новелла ГПК РФ // Проблемы гражданской юрисдикции в свете нового законодательства / Под ред. А.И. Зайцева, Т.А. Савельевой. Саратов, 2003. С. 125-134.
3. Гапеев В.Н. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству. – Ростов-на-Дону, 2008.
4. Жилин Г.А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции. М., 2000.
5. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997.
6. Комарова И.Г. Возбуждение искового производства // Вестник Саратовской государственной академии права. 1999. № 1.
7. Макаров Ю.Я. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству: Учебно-практическое пособие. М.: ТК Велби, 2007.
8. Плешанов А.Г. К вопросу о сущности предварительного судебного заседания // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. № 2. 2002-2003 / Под ред. В.В. Яркова. СПб., 2004.
9. Улетова Г.Д. Эволюция норм о подготовке дела к судебному разбирательству в гражданском процессе // Законодательство. 2004. № 6.
10. Чекмарева А.В. Реализация задачи примирения сторон при подготовке гражданских дел к судебному разбирательству // Вестник Саратовской государственной академии права, 2011, № 4.
11. Шумейко Е.С. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины
Изучение гражданского процессуального права (гражданского процесса) как совокупности знаний об общественных отношениях в сфере гражданского судопроизводства, их правовом регулировании следует начинать с анализа и восприятия программы учебной дисциплины «Гражданский процесс».
Программа курса в качестве документа помещена непосредственно за предлагаемыми методическими рекомендациями. Она рассчитана на получение знаний с учетом объема учебного времени, предусмотренного на изучение гражданского процесса в высших юридических учебных заведениях России. Программирование в области обучения является необходимым компонентом, определяющим лекционную, практическую (семинарскую) и самостоятельную формы работы преподавателей и студентов.
Наука гражданского процессуального права, или сокращенно — гражданского процесса, относится к числу фундаментальных областей правовых знаний. Ее значение определяется объективной ролью гражданского процессуального права в регулировании общественных отношений при осуществлении правосудия по гражданским делам.
Прежде чем изучать курс гражданского процессуального права детально, необходимо иметь верное представление об исходных понятиях, таких как «гражданское процессуальное право», «гражданский процесс», «наука гражданского процессуального права», «объект гражданского процессуального права», учебная дисциплина «гражданский процесс», система гражданского процессуального права, система науки гражданского процесса.
В настоящее время в Российской Федерации существуют три ветви судебной власти. В пределах закрепленных в Конституции РФ полномочий судебную власть осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ), суды общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) и арбитражные суды (ст. 127 Конституции РФ).
Судебная система Российской Федерации в целом устанавливается Конституцией РФ (п. 3 ст. 118). При этом суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют собственное устройство, т.е. их можно рассматривать как подсистемы единой судебной системы России. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом о судебной системе, не допускается.
В России действуют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации (мировые суды и конституционные (уставные) суды), составляющие судебную систему Российской Федерации.
Суды каждой из трех ветвей судебной власти организационно независимы друг от друга и руководствуются при осуществлении правосудия самостоятельными источниками процессуального права.
Порядок деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Функционирование Конституционного Суда Российской Федерации изучается в науке конституционного права России. Арбитражные суды России рассматривают и разрешают экономические споры между организациями или с участием граждан-предпринимателей, а также граждан, и руководствуются Конституцией РФ, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Судебная власть в судах общей юрисдикции в настоящее время осуществляется посредством двух форм судопроизводства — гражданского и уголовного. Серьезно обсуждается тема формирования административного судопроизводства.
В порядке гражданского судопроизводства в России ежегодно рассматривается и разрешается свыше 5 млн гражданских дел. Это дела о защите и охране закрепленных в Конституции РФ и других законах основных прав и свобод граждан и организаций — политических, трудовых, гражданских, семейных, жилищных, земельных и иных прав. Они называются гражданскими традиционно и независимо от того, что имеют в основании разнообразные правоотношения.
Гражданское процессуальное право — отрасль права, включающая совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между участниками процесса и судом общей юрисдикции всех инстанций (в дальнейшем — судом) при осуществлении правосудия по гражданским делам. Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) — урегулированный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения отнесенных к ведению судов гражданских дел. Гражданский процесс универсален как принудительная форма защиты субъективных прав, возникающих не только и не столько из гражданских правоотношений, сколько из семейных, трудовых, социальных, жилищных, земельных, экологических и даже публичных правоотношений.
«...Гражданский процесс, — писал известный российский ученый XIX в. Ю.С. Гамбаров, — есть порядок принудительного осуществления гражданского права и сводится к совокупности норм, определяющих образ действия как существующих органов защиты права, так и лиц, пользующихся этой защитой, или так или иначе привлекаемых к ней». Наука гражданского процессуального права (гражданского процесса) изучает общественные отношения, складывающиеся в деятельности судов по рассмотрению гражданских дел и выполнению задач, возложенных на суд как орган правосудия. Она исследует процессуальные нормы в неразрывной связи с их применением на практике и анализирует причины возникновения гражданско-правовых споров и дел в судах, обобщает судебную практику.
Объектом науки гражданского процессуального права являются гражданское процессуальное право как отрасль права и общественные отношения, складывающиеся в процессе отправления правосудия в судах общей юрисдикции, взятые в их развитии. Наука гражданского процессуального права имеет своим предметом вопросы теории и истории гражданского процессуального права. В процессе изучения теории и судебной практики обнаруживаются недостатки или пробелы в действующем законодательстве. В связи с этим наука гражданского процессуального права имеет цель разработать обоснованные прогнозы по совершенствованию законодательства, предупреждению правовых споров, формированию правосознания граждан, включая юристов.
Гражданское процессуальное право не регулирует деятельность арбитражных судов, нотариата, третейских судов, органов, исполняющих судебные акты и акты иных органов, но наука гражданского процесса исследует эти институты. В содержание и систему учебной дисциплины гражданского процесса входят темы, связанные с нотариата, третейских судов, органов исполнения судебных актов.
Изучение процессуальных аспектов деятельности органов государства, осуществляющих защиту права, является объектом науки и учебной дисциплины гражданского процесса, поскольку их функция, как и суда, связана с защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. В учебных планах государственных юридических вузов России по дневной форме обучения дисциплине «Гражданский процесс» отводится, как правило, 136 учебных часов. Этот фундаментальный предмет изучается в течение двух семестров, т.е. учебного года.
В расписании на изучение гражданского процесса практически отводится 3 часа в неделю, и они распределяются на две формы занятий: два часа в неделю — лекция и один час — практическое занятие (семинар проходит 1 раз в две недели). Семинарские занятия по тематике следуют за соответствующими по теме лекциями и имеют целью закрепление полученных на лекции знаний.
Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) подлежит изучению только на основе ранее полученных правовых знаний в области теории, истории права, конституционного, административного, гражданского права. Процесс есть форма жизни закона, и нормы регулятивного (материального) права имеют непосредственное значение для познания многих институтов гражданского процессуального права, особенно таких, как подведомственность, подсудность, стороны, иск, доказательства.
Преподавателю и студенту следует творчески с учетом метода сравнения подходить к использованию учебной литературы по гражданскому процессу различных творческих коллективов. Учебники нельзя оценивать с точки зрения конкуренции, противопоставления одного другому. Наоборот, к учебникам, написанным различными научными коллективами, нужно обращаться как к дополняющим друг друга книгам. Учебники и пособия выпускаются в определенной последовательности, поэтому в каждом из них, естественно, содержатся новеллы, относящиеся к фактической основе учебного материала, т.е. постоянно обновляющемуся законодательству, регулирующему деятельность судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата. В различных изданиях находят отражение исторически сложившиеся научные концепции, взгляды. Учебники не служат комментариями действующего законодательства, хотя в них неизбежно содержатся разъяснения действующих гражданских процессуальных норм, практики их применения. Фактологическая сторона всех учебников схожа, аналогична. Однако они различаются в тонкостях, в деталях, в трактовке научных категорий, понятийного аппарата гражданского процессуального права.
При изучении отдельных проблем науки гражданского процессуального права, особенно теоретического характера, таких как принципы гражданского процесса, процессуальные правоотношения, подведомственность, лица, участвующие в деле, иск, доказательства и других желательно проведение сравнения учебного материала, изложенного в одноименных главах различных учебников и монографиях. Традиционно на кафедрах ведущих университетов России сложились свои научные направления. Как следствие существования различных научных направлений кафедр в учебной литературе дается неоднозначная трактовка основополагающих категорий и понятий гражданского процессуального права: системы принципов, раскрытия их содержания, сущности гражданских процессуальных правоотношений, видов подведомственности, природы иска, доказательств, характера дел, вытекающих из административно-правовых отношений, и др.
Существует вечный педагогический вопрос: чему отдать предпочтение (приоритет) в обучении — изложению позитивного информационного материала о законодательстве (процессуальных нормах) или изложению концептуальных проблем. Правильный ответ состоит в том, чтобы гармонично сочетать как в учебниках, так и во всем учебном процессе по гражданскому процессуальному праву информационный и доктринально-дискуссионный аспекты обучения. Простой пересказ существующего процессуального законодательства — это не наука, поскольку законодательство изменчиво. Выучить процессуальные правовые нормы один раз и навсегда невозможно.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации самостоятельной работы студентов
Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования.
Сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности (лекции, семинары, подготовка рефератов и др.) способствует формированию профессионального правового сознания, общему развитию личности.
Самостоятельная работа студентов складывается из:
· работы с нормативными правовыми актами, материалами судебной практики, учебниками, материалами лекций, дополнительной литературой;
· подготовки докладов, рефератов и дипломных работ;
· участия в студенческих научных конференций;
· подготовки к семинарам, лекциям;
· подготовки к экзаменам.
Для того чтобы студенты могли ориентироваться в учебной литературе, в данном учебно-методическом комплексе приведен список рекомендуемых учебников.
В учебных пособиях объясняются основные понятия, указываются основные точки зрения по дискуссионным вопросам, что позволяет изучить проблему и сформировать собственное мнение. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, а его материал распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий.
При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь понять основную мысль автора. При повторном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Рекомендуется составить краткий конспект, что позволит быстро воспроизвести в памяти изученный материал перед экзаменом.
Один из лучших способов закрепления материала - попытаться объяснить тему, например, вашему однокурснику.
При подготовке к семинару необходимо:
· внимательно прочитать конспект лекции по теме занятия;
· ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
· ознакомиться с рекомендуемыми нормативными правовыми актами и материалами судебной практики;
· внимательно изучить дополнительную литературу;
· подготовить проекты процессуальных документов
При подготовке к участию в научных конференциях, для выступления с докладом, студенту следует обратиться к научной литературе по интересующему его вопросу, подготовить план выступления, список используемой литературы. Затем рекомендуется обратиться к научному руководителю (преподавателю дисциплины) за консультацией.
После обсуждения основных вопросов с преподавателем студент готовит текст выступления в письменной форме. Следует помнить, что по содержанию выступление должно содержать вопросы, не отраженные в учебной литературе, основанные на изучении студентом научной литературы, судебной практики. Перед выступлением рекомендуется самостоятельно провести репетицию выступления.
При подготовке к экзамену студенту следует руководствоваться конспектами лекций, учебниками, нормативными правовыми актами, материалами судебной практики. В процессе подготовки рекомендуется подготовить краткий конспект ответа на каждый вопрос в соответствии с перечнем экзаменационных вопросов, затем пересказать ответ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Выбор темы курсовой работы
Студент вправе выбрать тему курсовой работы из перечня тем, утвержденного кафедрой.
После того, как студент определился с выбором темы курсовой работы, он должен написать заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой утвердить выбранную тему и назначить научного руководителя.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Источники гражданского процессуального права.
2. Гражданские процессуальные принципы: понятие и система.
3. Современная правовая политика в сфере гражданского судопроизводства.
4. Гражданские процессуальные правоотношения.
5. Третьи лица в гражданском судопроизводстве.
6. Судебное представительство по гражданским делам.
7. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
8. Стороны в исковом судопроизводстве.
9. Процессуальное соучастие.
10. Процессуальное правопреемство и замена ненадлежащего ответчика.
11. Процессуальные средства защиты интересов ответчика.
12. Процессуальные сроки и их виды.
13. Судебные расходы в гражданском судопроизводстве.
14. Подсудность и подведомственность гражданских дел.
15. Судебное доказывание по гражданским делам.
16. Доказательства в гражданском судопроизводстве.
17. Сущность искового производства.
18. Иск и его элементы.
19. Судебное разбирательство - процессуальная функция и стадия гражданского судопроизводства.
20. Виды судебных решений по гражданским делам.
21. Процессуальный порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.
22. Особое производство.
23. Институт апелляции в гражданском судопроизводстве.
24. Сравнительная характеристика кассационного и апелляционного производства.
25. Пересмотр решений, постановлений и определений в порядке надзора.
26. Пересмотр судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.
27. Особенности приказного производства.
28. Заочное производство по гражданским делам.
29. Мировые судьи в гражданском процессе.
30. Третейское разбирательство гражданских дел.
31. Производство по делам с участием иностранных лиц.
32. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ, 2009, N 4, ст. 445.*
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010.) «О Конституционном суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст.1447.
3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 07.02.11) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст.3170.
4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010.) «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст.1011.
5. Федеральный конституционный закон от 12.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст.1589.
6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст.1.
7. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 11 фев.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. 1994, N 32, ст. 3301. *
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (ред. от 01.01.2012) // СЗ РФ. 1996, N 5, ст. 410. *
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. 2001, N 49, ст. 4552. *