Е. Шапошникова, В. Шапошников Творчество и долголетие
Авторы проанализировали две тысячи данных энциклопедических словарей о 3300 человек (деятели искусства, науки, политики, религии), а также данные
кладбищ. Построен график зависимости числа умерших от их возраста. Доказано, что развитие человека в зрелом возрасте подчиняется внутреннему биологическому ритму с периодом, равным семи, реже восьми годам. В каждом таком цикле подъем творчества сменяется падением жизненного тонуса. Смерть чаще всего наступает в годы ослабленного здоровья. Они таковы: 1, 7,14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, 77, 84, 91 год. Состояние ослабленного здоровья в среднем длится один год, удлиняясь к старости. Наибольший подъем жизненной энергии наступает к 25—30 годам. У работников творческого труда цикличность особенно ярко выражена. Поэты примерно погибают в одно и то же время — в 36—37 лет или позже — в 42—43 года.
Источник:Знание — сила. 1990. № 3. С. 56.
Говоря о поступке, мы невольно подразумеваем действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Действие, направленное на другого человека, вызывающее обратную реакцию, называется социальным взаимодействием.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс обмена действиями между двумя или более индивидами.
В науке принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, помогающим партнерам согласовать свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.
КООПЕРАЦИЯ — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи.
Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Она возникает тогда, когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.
КОНКУРЕНЦИЯ — индивидуальная или групповая борьба за дефицитные ценности (блага).
Это могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.
Конфликт может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать или устранить друг друга из борьбы за дефицитные блага. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем — это конкуренция. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.
Как уже говорилось, социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных (массовых) действий. Они могут быть слабо организованными (паника) либо достаточно подготовленными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.
В таком виде социального взаимодействия, как паника, нет организаторов или заранее составленного плана.
ПАНИКА— форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют некоординированные действия.
Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется
Раньше ученые оценивали любой конфликт крайне негативно - как деструктивный фактор, разрушающий все на своем пути.
Сегодня преобладает другая точка зрения: конфликт - не только нормальное явление, но часто он выполняет конструктивную роль, помогая разрядить ситуацию, прояснить позиции сторон, снять психологическое напряжение.
страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий. Паника случается там, где есть толпа. Вот пример.
30 мая 1999 года в Минске после праздника пива начался сильный ветер и проливной дождь. Разгоряченная толпа из тысяч молодых людей бросилась к входу в метро. Возникла страшная давка. Погибло более 50 человек, в основном девушки в возрасте от 14 до 18 лет, а также три милиционера, пытавшихся остановить толпу. Через 10 минут все кончилось, а потом три дня страна была в трауре. Свидетели позже говорили о том, что тысячи разгоряченных пивом людей превратились в ужасную толпу, ничего не понимающую и не соображающую. Почему же в толпе вполне интеллигентные люди превращаются в неумышленных убийц?
Понятия:поведение, поступок, взаимодействие, кооперация, конкуренция, паника.
Вопросы и задания
1. Что нового вы узнали о социальном действии и взаимодействии людей? Чем различаются действия и поступки? Можете ли вы припомнить такой поступок из своей биографии, которым бы впоследствии а) гордились, б) стыдились его?
2. С какими тремя формами взаимодействия вы позна
комились?
3. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными форма
ми коллективных действий, например паникой? Расскажи
те, как они протекают и в чем заключается их природа.
*4. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Что между ними общего и чем они различаются?
*5. Почему поступок возможен только при наличии свободы действий? Разве политические заключенные в концлагере не совершали поступков? Свой ответ аргументируйте.
*6. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими
так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами?»
■ Проблема.Можно ли назвать характерные черты социального поведения молодежи? Если «да», то с чем они связаны?
Практикум.Как вы думаете, относятся следующие действия к социальному взаимодействию или нет? Один попросил прикурить у другого. Один спросил у другого, который час. Пошел дождь, и все раскрыли зонтики. Проехала машина и облила прохожих грязью. Вы заплатили продавцу за покупку.
§ 9 (§ 30). Конфликт и протестное движение
Термин «протестное движение» приобрел право гражданства в отечественной науке и массовой печати во второй половине 90-х годов. Он отражает не только негативные процессы — нарастание социальной напряженности, ухудшение социального самочувствия населения и нежелание мириться с существующим положением дел, но также и позитивные, а именно рост политической активности людей и формирование активной гражданской позиции. Неожиданный всплеск протестного движения в нашей стране, где долгие десятилетия ничего подобного не происходило (а если что-то и происходило, то об этом не говорилось), является неизбежным спутником становления молодой демократии и учеными предсказывался заранее.
Источником протестного движения выступают два фактора — социальная напряженность и конфликт между социальными группами.
Под социальной напряженностью понимаютвысокий уровеньнедовольства населения существующимположением дел, выражающийся в скрытой агрессивностии готовности выразитьсвое настроение в открытой форме.
В основе социальнойнапряженности лежит чувствосоци
альной неудовлетворенности, ощущение ущемления своих
интересов, несправедливого ограничения доступа к социаль
ным благам или привилегиям. Одновременно с ними возника
ет феномен переоценки своих сил одной из сторон: ей кажется,
что она должна иметь больше, чем реально имеет, или способ
на на большее, чем ей это позволяют, либо, наконец, заслужи
вает большего, чем владеет. Сопровождающее такое состояние
чувство фрустрации (от лат. frustratio — обман, неудача) слу
жит приводным ремнем конфликтного поведения. О социаль
ном конфликте вы знаете из курса обществознания для 8—
9 классов. Коротко вспомним основные положения и
рассмотрим проблему более всесторонне.
КОНФЛИКТ— спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Предметом спора могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная — повседневная ссора друзей, родственников, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это межличностный конфликт.Более серьезная форма — размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж — стихийная массовая форма протеста. Они могут завершиться революцией, войной, переворотом. Мы говорим о конфликте между разными этническими группами (американцами и индейцами), разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными
Суть экономического конфликта — столкновение двух групп людей с противоречивыми интересами по поводу разделения дефицитного блага, конкретно заработной платы. Для собственника она представляет прямые вычеты из прибыли, поэтому он старается ее свести к нулю. Для работника зарплата — единственный источник существования, поэтому он мечтает довести ее до бесконечности. Менеджер — новый работник, призванный защищать интересы собственника, находится между враждующими силами и старается их примирить.
гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и норма доминирующей культуры). Под масштабом конфликта понимают число участвующих людей и серьезность последствий. Разрешение конфликта — это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон. Существуют следующие способы решения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы, власти, закона. Самый трудный случай — решение межнациональных, этнических конфликтов. В большинстве межнациональных
конфликтов не существует объективно справедливого решения для всех враждующих сторон, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими событиями и фактами. О них мы говорили особенно подробно и выяснили, что причиной этнических конфликтов могут служить: а) ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей; б) ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т.п.); в) негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов; г) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания, а также ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.
Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием.
ПРОТИВОРЕЧИЕ— фундаментальная несовместимость, несогласие важных — политических, экономических, этнических — интересов.
Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовностью его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т.е. конфликта.
В основе экономического конфликталежит неустранимое противоречие (его в таком случае называют антагонистическим) между собственником и наемным рабочим. Когда мы устраиваемся на работу (нанимаемся), то незримо для себя втягиваемся в это противоречие, которое рано или поздно может проявиться через открытый конфликт. Нам перестали платить зарплату, непроиндексировали ее пропорционально росту инфляции или просто снизили. Вот вам и повод для конфликта.
Собственник обязан выплатить зарплату. Но его экономический интерес — получить максимальный процент с собственности. Теоретически он хотел бы не платить за ресурсы, не отдавать налоги, не рассчитываться по зарплате. Но это невозможно, он вынужден платить.
Напротив, для работника зарплата — единственный источник существования. Такова логика классовой борьбы на протяжении тысячелетий. Рабочий буквально выбивает из собственника приличествующие условия труда и жизни, хорошую зарплату, гражданские права, социальные страховки и т.д.
Подобное противоречие не исчезнет до тех пор, пока существуют причины, порождающие конфликт, — противоположность экономических интересов. Менеджер может на время сгладить конфликт, кого-то уговорить, что-то пообещать, привлечь рядовых к участию в управлении или разделении прибыли, создать благоприятную психологическую атмосферу в компании, предложить гибкий график работы, демократический стиль руководства и т.п. Но устранить главное он не волен. Собственникам и работникам нужен такой посредник, ибо в противном случае их сосуществование превратилось бы в поле битвы.
Конфликтное поведение или борьба за перераспределение экономических выгод (социальных благ) проявляет себя через групповое давление, принимающее формы прямых акций (забастовок), выдвижение политических требований либо мобилизацию общественного мнения в свою поддержку.
Типичный пример группы давления — Парламентское лобби (см. 10 класс, § 21 «Субъекты политической жизни»). То же самое относится и к бастующим шахтерам, оказывающим давление на правительство благодаря дефицитным ресурсам (сырью) и специфическому положению в профессиональной структуре. Шахтеры знают, что на столь тяжелой работе их некем заменить. Если та или иная профессиональная группа (в случае забастовки) может быть заменена, то она не является группой давления.
Массовое недовольство — исходная точка конфликта, а групповой негативизм — его следствие. И то и другое может проявляться в социальном протесте, т.е. массовом несогласии с существующим порядком вещей.
Протест относится к активным формам конфликтного поведения и подразделяется на индивидуальный, коллективный, организованный, стихийный, открытый, скрытый, прямой и косвенный.
Примеры акций протеста
1. Более 350 000 человек во главе с Мартином Лютером Кингом участвовали 15 апреля 1967 года в Нью-Йорке в демонстрации протеста против войны во Вьетнаме.
2. Несколько сот вооруженных индейцев племени сиу — членов Движения американских индейцев за гражданские правазаняли в 1973 году поселок Вун-дед-Ни в резервации Пайн-Ридж (штат Южная Дакота), выражая таким образом протест против политики американских властей в отношении индейцев. Это произошло там же, где в 1890 году разыгралось последнее сражение индейцев сиу с правительственными войсками. Во время битвы погибли более 200 воинов, женщин и детей.
3. Основанная в 1971 году организация «Гринпис»начинала свою деятельность с акций протеста против охоты на китов. В 80-х годах она весьма активно выступала за запрещение испытаний ядерного оружия. Экипаж судна, потопленного в Окленде, намеревался отправиться к необитаемому атоллу Муруроа в знак протеста против французских ядерных испытаний.
4. Индийский борец за свободу Мохандас Ганди вместе со своими сторонниками 12 марта 1930 года начал так называемый «соляной поход», протестуя против британского владычества. Поводом послужил налог на соль, затронувший интересы бедных крестьян. Ганди при огромном скоплении народа совершил церемонию выпаривания соли на берегу моря. Это был сигнал к началу новой кампании гражданского неповиновения.26 января Ганди обнародовал свои требования: отмена солевого налога, снижение военных расходов, введение протекционистских пошлин, девальвация рупии, освобождение политических заключенных.
В отличие от сопротивления — пассивного способа выражения своего несогласия, протест — активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются:
— открытый пассивный протест(невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);
— скрытый пассивный протест(подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа «с прохладцей»);
— открытый активный протест(митинги, демонстрации, забастовки, стачки);
— скрытый активный протести сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).
К формам открытого активного протеста относят демонстрацию.Она представляет собой временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Предварительно планируется и подготавливается: реклама в газетах, официальное разрешение властей, изготовление транспарантов, распределение ролей, выбор маршрута движения и ораторов. Демонстрации способны вызвать необратимые изменения вобществе. Массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, привели к двум революциям — Февральской и Октябрьской (1917). Перестройка середины 80-х годов вызвала волну демонстраций в разных городах СССР. Хотя в них принимало участие менее 1% населения, демонстрации левых сил (одноразовое участие от 200 до 700 тыс. человек) оказались очень эффективными: распалась советская держава, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, распалась международная социалистическая система.
Россия конца 90-х годов, 2000 года и начала 2001 года была охвачена протестными движениями. Против ухудшения условий труда, недостаточной заработной платы (подчас не обеспечивающей минимального прожиточного минимума) выступали шахтеры, врачи, учителя и представители других профессий.
Протестные движения входят в более широкий класс явлений, называемых социальными движениями.Они включают огромное количество людей, мобилизованных для защиты или сопротивления социальным изменениям, и представляют собой самую организованную и массовую форму поведения
больших групп. Социальные революции и религиозные реформации — наиболее яркие примеры.
Большинство людей участвуют в движениях непрямо. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, неучаствуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, финансирования презентаций, рекламы в прессе.
Социальные движения длятся многие годы и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII века, а закончилось в конце XX века. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения, к примеру за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Они координируются в международном масштабе. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения. В соответствии с целями социальные движения подразделяются на четыре типа.
Реформаторские движениявыступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.
Примером является движение «Демократическая Россия», сформировавшееся в конце 80-х годов, тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1991году оно добилось избрания на пост Президента России своего кандидата Б.Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, «народные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе.
Регрессивные движениявыступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были У власти. До августа 1991года коммунисты находились у вла-
сти, а после «августовской революции», уйдя в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму.
Утопические движениявыступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. Средневековые коммуны, движение зеленых, движение «Лонга май», движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771—1858) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре утопическое движение прекратило свое существование.
Революционные движенияподразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов. Необычные цели требуют экстраординарных средств. Хотя не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, -убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров.
Понятия:конфликт, противоречие, протестное движение, социальное движение.
*6. Дана следующая модель: конфликт, порожденный соревнованием групп за реальные блага, и выигрыш. Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель, а какие — нет:
— борьба наций за территорию;
— баскетбольный матч;
— классовая борьба;
— гражданская война;
— этнический конфликт;
— столкновение покупателя с продавцом;
— демонстрация обманутых вкладчиков с требованием
вернуть им их деньги;
— дуэль.
Обоснуйте свой выбор.
*7. Подумайте, что обозначает выражение «конфликт с самим собой». Чем такой конфликт опасен? *8. Проанализируйте ступени развития человечества и
предположите, возможно ли избежать революций.
■ Проблема.Развитие современной России дает почву для
уменьшения конфликтов и социальных движений или,
наоборот, способствует их увеличению?
Практикум.В приведенной ниже таблице вам необходимо привести в соответствие правый и левый столбцы.
Таблица
Вопросы и задания
1. Дайте развернутое определение конфликта. Охарактеризуйте его субъект, укажите объект, причины, повод и способы разрешения. Приведите примеры разрешения конфликтов из своей практики.
2. Приведите классификацию конфликтов.
3. Что такое протестное движение? Какие формы оно принимает? Можете ли вы привести пример из реальной жизни?
4. Охарактеризуйте типы социальных движений и приведите два-три примера массовой демонстрации.
*5. Какие конфликты вы считаете наиболее актуальными в современной России?
Формы организованного протеста | |
открытый пассивный протест | митинги, демонстрации, забастовки, стачки |
скрытый пассивный протест | террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота |
открытый активный протест | невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу |
скрытый активный протест | подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей |
§ 10 (§ 31). Социальный контроль
Социализация — это процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Она касается прежде всего индивида, но протекает всегда под бдительным оком окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, — то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.
Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции.
НОРМЫ— предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.
САНКЦИИ— средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом и им охраняется. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает сообщество сплоченным целым. Социальные предписания — запре ты или разрешения что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. В парламенте социальный контроль выполняет функцию консерватора: предлагает не спешить, требует уважать традиции, выступает против новшества, как следует не проверенно-
го. Он — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к беспорядку, смуте и социальному раздору.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, недоброжелательный взгляд. За нарушение других могут последовать очень жесткие санкции — изгнание из страны, пожизненное тюремное заключение. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).
Нормы связывают людей в единую общность, коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Значит, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идут навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное организованное взаимодействие. При нарушении правил возникают столкновения и беспорядки. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные правила, нормы, законы. Нормы формируют систему социального взаимодействия,которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.
Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют, — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится особенно высоко, а отступление от нее карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.
Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы — стражи ценностей. Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — первейшая обязанность мужчины (в современном обществе — и женщины), повышающая его (ее) социальный статус. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи — основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый — муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.
Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т.д.
Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.
Формальные позитивные санкции(Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые степени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.
Неформальные позитивные санкции(Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы,, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
Формальные негативные санкции (Ф-)— наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремиро-вание, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.
Неформальные негативные санкции (Н-)— наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья, анонимка.
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других — нет. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение сопровождается судебным разбирательством, на основании которого выносится приговор. Привлечение к административной ответственности, скажем штраф за безбилетный проезд, происходит в присутствии официального лица — контролера, а иногда и милиционера. Для присвоения ученой степени необходима защита научной диссертации, выступления оппонентов и ученого совета.
Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, но тем не менее они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.
Самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания; сфера подсознания, или бессознательного, состоит из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Импульсивное поведение, неумение управлять своими желаниями характерны для детей. Импуль-
сивное поведение поэтому называют инфантилизмом.Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.Инаоборот, чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто жесткий контроль устанавливался якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Так, в России декабристы — революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, — оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение нормам.
В отличие от самоконтроля внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он
подразделяется на неформальный