Е. Шапошникова, В. Шапошников Творчество и долголетие

Авторы проанализировали две тысячи данных эн­циклопедических словарей о 3300 человек (деятели искусства, науки, политики, религии), а также данные

кладбищ. Построен график зависимости числа умер­ших от их возраста. Доказано, что развитие человека в зрелом возрасте подчиняется внутреннему биоло­гическому ритму с периодом, равным семи, реже восьми годам. В каждом таком цикле подъем творче­ства сменяется падением жизненного тонуса. Смерть чаще всего наступает в годы ослабленного здоровья. Они таковы: 1, 7,14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, 77, 84, 91 год. Состояние ослабленного здоровья в сред­нем длится один год, удлиняясь к старости. Наиболь­ший подъем жизненной энергии наступает к 25—30 годам. У работников творческого труда цик­личность особенно ярко выражена. Поэты примерно погибают в одно и то же время — в 36—37 лет или позже — в 42—43 года.

Источник:Знание — сила. 1990. № 3. С. 56.

Говоря о поступке, мы невольно подразумеваем действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на друго­го индивида. Действие, направленное на другого человека, вызывающее обратную реакцию, называется социальным взаимодействием.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс обмена действиями меж­ду двумя или более индивидами.

В науке принято различать три основные формы взаимо­действия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В дан­ном случае взаимодействие относится к способам, помогаю­щим партнерам согласовать свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

КООПЕРАЦИЯ — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи.

Простейшим примером является перенос тяжелого брев­на. Она возникает тогда, когда становится очевидным пре­имущество объединенных усилий над индивидуальными. Ко­операция подразумевает разделение труда.





Е. Шапошникова, В. Шапошников Творчество и долголетие - student2.ru

КОНКУРЕНЦИЯ — индивидуальная или групповая борь­ба за дефицитные ценности (блага).

Это могут быть деньги, собственность, популярность, пре­стиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, буду­чи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся полу­чить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкурен­ция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимо­действием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт может возникнуть и в кооперации, и в конку­ренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать или устранить друг друга из борьбы за дефицитные блага. Когда равные соперники, на­пример индустриальные страны, соревнуются за власть, пре­стиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем — это конкурен­ция. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.

Как уже говорилось, социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных (массовых) действий. Они могут быть слабо организованными (паника) либо доста­точно подготовленными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.

В таком виде социального взаимодействия, как паника, нет организаторов или заранее составленного плана.

ПАНИКА— форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют некоординиро­ванные действия.

Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных услови­ях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. Когда индивид убеждается, что все извест­ные и доступные ему средства, годившиеся в обычных услови­ях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется

Раньше ученые оценивали любой конфликт крайне негатив­но - как деструктивный фактор, разрушающий все на своем пути.

Сегодня преобладает другая точка зрения: конфликт - не только нормальное явление, но часто он выполняет конструктивную роль, помогая разрядить ситуацию, про­яснить позиции сторон, снять пси­хологическое напряжение.

страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий. Паника слу­чается там, где есть толпа. Вот пример.

30 мая 1999 года в Минске после праздника пива начался сильный ветер и проливной дождь. Разгоряченная толпа из тысяч молодых людей бросилась к входу в метро. Возникла страшная давка. Погибло более 50 человек, в основном де­вушки в возрасте от 14 до 18 лет, а также три милиционера, пытавшихся остановить толпу. Через 10 минут все кончи­лось, а потом три дня страна была в трауре. Свидетели позже говорили о том, что тысячи разгоряченных пивом людей пре­вратились в ужасную толпу, ничего не понимающую и не со­ображающую. Почему же в толпе вполне интеллигентные лю­ди превращаются в неумышленных убийц?

Понятия:поведение, поступок, взаимодействие, коопера­ция, конкуренция, паника.

Вопросы и задания

1. Что нового вы узнали о социальном действии и взаимодей­ствии людей? Чем различаются действия и поступки? Може­те ли вы припомнить такой поступок из своей биографии, которым бы впоследствии а) гордились, б) стыдились его?





2. С какими тремя формами взаимодействия вы позна­
комились?

3. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными форма­
ми коллективных действий, например паникой? Расскажи­
те, как они протекают и в чем заключается их природа.

*4. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Что между ними общего и чем они различа­ются?

*5. Почему поступок возможен только при наличии свобо­ды действий? Разве политические заключенные в концла­гере не совершали поступков? Свой ответ аргументируйте.

*6. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими

так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами?»

■ Проблема.Можно ли назвать характерные черты соци­ального поведения молодежи? Если «да», то с чем они связаны?

Практикум.Как вы думаете, относятся следующие дей­ствия к социальному взаимодействию или нет? Один попросил прикурить у другого. Один спросил у другого, который час. Пошел дождь, и все раскрыли зонтики. Проехала машина и облила прохожих грязью. Вы заплатили продавцу за покупку.

§ 9 (§ 30). Конфликт и протестное движение

Термин «протестное движение» приобрел право гражданства в отечественной науке и массовой печати во второй половине 90-х годов. Он отражает не только негативные процессы — нара­стание социальной напряженности, ухудшение социального самочувствия населения и нежелание мириться с существую­щим положением дел, но также и позитивные, а именно рост политической активности людей и формирование активной гражданской позиции. Неожиданный всплеск протестного движения в нашей стране, где долгие десятилетия ничего по­добного не происходило (а если что-то и происходило, то об этом не говорилось), является неизбежным спутником станов­ления молодой демократии и учеными предсказывался заранее.

Источником протестного движения выступают два факто­ра — социальная напряженность и конфликт между социаль­ными группами.

Под социальной напряженностью понимаютвысокий уровеньнедовольства населения существующимположе­нием дел, выражающийся в скрытой агрессивностии го­товности выразитьсвое настроение в открытой форме.

В основе социальнойнапряженности лежит чувствосоци­
альной неудовлетворенности, ощущение ущемления своих
интересов, несправедливого ограничения доступа к социаль­
ным благам или привилегиям. Одновременно с ними возника­
ет феномен переоценки своих сил одной из сторон: ей кажется,
что она должна иметь больше, чем реально имеет, или способ­
на на большее, чем ей это позволяют, либо, наконец, заслужи­
вает большего, чем владеет. Сопровождающее такое состояние
чувство фрустрации (от лат. frustratio — обман, неудача) слу­
жит приводным ремнем конфликтного поведения. О социаль­
ном конфликте вы знаете из курса обществознания для 8—

9 классов. Коротко вспомним основные положения и
рассмотрим проблему более всесторонне.

КОНФЛИКТ— спор, столкновение конкурирующих сто­рон (людей или социальных групп) за владение чем-то та­ким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Предметом спора могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Участники конфликта называ­ются субъектами конфликта. Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Пово­дом для конфликта может служить незначительное происше­ствие. Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная — повседневная ссора друзей, родственни­ков, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это меж­личностный конфликт.Более серьезная форма — размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж — стихийная массовая форма протеста. Они могут завершиться революцией, войной, пере­воротом. Мы говорим о конфликте между разными этнически­ми группами (американцами и индейцами), разными поколе­ниями (конфликт отцов и детей), между законопослушными





Е. Шапошникова, В. Шапошников Творчество и долголетие - student2.ru

Суть экономического конфликта — столкновение двух групп людей с про­тиворечивыми интересами по поводу разделения дефицитного блага, кон­кретно заработной платы. Для собственника она представляет прямые вы­четы из прибыли, поэтому он старается ее свести к нулю. Для работника зарплата — единственный источник существования, поэтому он мечтает довести ее до бесконечности. Менеджер — новый работник, призванный защищать интересы собственника, находится между враждующими сила­ми и старается их примирить.

гражданами и преступниками (ценности воровской, крими­нальной культуры и норма доминирующей культуры). Под мас­штабом конфликта понимают число участвующих людей и се­рьезность последствий. Разрешение конфликта — это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаи­мовыгодного сотрудничества сторон. Существуют следующие способы решения конфликтов: компромисс, переговоры, по­средничество, арбитраж, применение силы, власти, закона. Самый трудный случай — решение межнациональных, этнических конфликтов. В большинстве межнациональных

конфликтов не существует объективно справедливого ре­шения для всех враждующих сторон, ибо каждая руковод­ствуется своей правдой, своими историческими событиями и фактами. О них мы говорили особенно подробно и выяс­нили, что причиной этнических конфликтов могут слу­жить: а) ощущение несправедливого отношения к своему эт­носу со стороны других национальностей или властей; б) ущемление прав данного этноса при распределении дефи­цитных социальных благ (власть, деньги, территория, при­вилегии и т.п.); в) негативная реакция на проводимую и оп­равдываемую властями дискриминацию одного из этносов; г) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного созна­ния, а также ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.

Для правильного и всестороннего понимания конфликта не­обходимо провести разграничение между ним и противоречием.

ПРОТИВОРЕЧИЕ— фундаментальная несовместимость, несогласие важных — политических, экономических, эт­нических — интересов.

Противоречие обязательно лежит в основе любого кон­фликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовностью его из­менить. Но противоречие может так и остаться противоречи­ем, не дойдя до открытого столкновения, т.е. конфликта.

В основе экономического конфликталежит неустранимое противоречие (его в таком случае называют антагонистиче­ским) между собственником и наемным рабочим. Когда мы устраиваемся на работу (нанимаемся), то незримо для себя втягиваемся в это противоречие, которое рано или поздно мо­жет проявиться через открытый конфликт. Нам перестали платить зарплату, непроиндексировали ее пропорционально росту инфляции или просто снизили. Вот вам и повод для конфликта.

Собственник обязан выплатить зарплату. Но его экономи­ческий интерес — получить максимальный процент с собст­венности. Теоретически он хотел бы не платить за ресурсы, не отдавать налоги, не рассчитываться по зарплате. Но это не­возможно, он вынужден платить.





Напротив, для работника зарплата — единственный ис­точник существования. Такова логика классовой борьбы на протяжении тысячелетий. Рабочий буквально выбивает из собственника приличествующие условия труда и жизни, хорошую зарплату, гражданские права, социальные страховки и т.д.

Подобное противоречие не исчезнет до тех пор, пока сущест­вуют причины, порождающие конфликт, — противополож­ность экономических интересов. Менеджер может на время сгладить конфликт, кого-то уговорить, что-то пообещать, при­влечь рядовых к участию в управлении или разделении при­были, создать благоприятную психологическую атмосферу в компании, предложить гибкий график работы, демократи­ческий стиль руководства и т.п. Но устранить главное он не волен. Собственникам и работникам нужен такой посред­ник, ибо в противном случае их сосуществование преврати­лось бы в поле битвы.

Конфликтное поведение или борьба за перераспределение экономических выгод (социальных благ) проявляет себя че­рез групповое давление, принимающее формы прямых акций (забастовок), выдвижение политических требований либо мо­билизацию общественного мнения в свою поддержку.

Типичный пример группы давления — Парламентское лобби (см. 10 класс, § 21 «Субъекты политической жизни»). То же самое относится и к бастующим шахтерам, оказываю­щим давление на правительство благодаря дефицитным ре­сурсам (сырью) и специфическому положению в профессио­нальной структуре. Шахтеры знают, что на столь тяжелой работе их некем заменить. Если та или иная профессиональ­ная группа (в случае забастовки) может быть заменена, то она не является группой давления.

Массовое недовольство — исходная точка конфликта, а групповой негативизм — его следствие. И то и другое может проявляться в социальном протесте, т.е. массовом несогласии с существующим порядком вещей.

Протест относится к активным формам конфликтного поведения и подразделяется на индивидуальный, коллектив­ный, организованный, стихийный, открытый, скрытый, пря­мой и косвенный.

Примеры акций протеста

1. Более 350 000 человек во главе с Мартином Лю­тером Кингом участвовали 15 апреля 1967 года в Нью-Йорке в демонстрации протеста против вой­ны во Вьетнаме.

2. Несколько сот вооруженных индейцев племени сиу — членов Движения американских индейцев за гражданские правазаняли в 1973 году поселок Вун-дед-Ни в резервации Пайн-Ридж (штат Южная Дако­та), выражая таким образом протест против политики американских властей в отношении индейцев. Это произошло там же, где в 1890 году разыгралось по­следнее сражение индейцев сиу с правительственны­ми войсками. Во время битвы погибли более 200 вои­нов, женщин и детей.

3. Основанная в 1971 году организация «Гринпис»начинала свою деятельность с акций протеста против охоты на китов. В 80-х годах она весьма активно вы­ступала за запрещение испытаний ядерного оружия. Экипаж судна, потопленного в Окленде, намеревался отправиться к необитаемому атоллу Муруроа в знак протеста против французских ядерных испытаний.

4. Индийский борец за свободу Мохандас Ганди вме­сте со своими сторонниками 12 марта 1930 года начал так называемый «соляной поход», протестуя против британского владычества. Поводом послужил налог на соль, затронувший интересы бедных крестьян. Ганди при огромном скоплении народа совершил церемонию выпаривания соли на берегу моря. Это был сигнал к на­чалу новой кампании гражданского неповиновения.26 января Ганди обнародовал свои требования: отмена солевого налога, снижение военных расходов, введе­ние протекционистских пошлин, девальвация рупии, освобождение политических заключенных.

В отличие от сопротивления — пассивного способа выра­жения своего несогласия, протест — активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм органи­зованного протеста выделяются:





— открытый пассивный протест(невыполнение прика­зов, неподчинение, невыход на работу);

— скрытый пассивный протест(подстрекательство к со­противлению, заговор, расклеивание листовок, работа «с про­хладцей»);

— открытый активный протест(митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

— скрытый активный протести сопротивление (террорис­тическая борьба, создание политической нелегальной пар­тии, подготовка военного переворота).

К формам открытого активного протеста относят демонст­рацию.Она представляет собой временное и хорошо органи­зованное коллективное выступление в защиту каких-то це­лей или в знак протеста против чего-то. Предварительно планируется и подготавливается: реклама в газетах, офици­альное разрешение властей, изготовление транспарантов, распределение ролей, выбор маршрута движения и ораторов. Демонстрации способны вызвать необратимые изменения вобществе. Массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, привели к двум революциям — Февральской и Октябрьской (1917). Перестройка середины 80-х годов вы­звала волну демонстраций в разных городах СССР. Хотя в них принимало участие менее 1% населения, демонстрации левых сил (одноразовое участие от 200 до 700 тыс. человек) оказались очень эффективными: распалась советская держа­ва, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, распалась международ­ная социалистическая система.

Россия конца 90-х годов, 2000 года и начала 2001 года была охвачена протестными движениями. Против ухудше­ния условий труда, недостаточной заработной платы (подчас не обеспечивающей минимального прожиточного минимума) выступали шахтеры, врачи, учителя и представители других профессий.

Протестные движения входят в более широкий класс яв­лений, называемых социальными движениями.Они включа­ют огромное количество людей, мобилизованных для защиты или сопротивления социальным изменениям, и представля­ют собой самую организованную и массовую форму поведения

больших групп. Социальные революции и религиозные ре­формации — наиболее яркие примеры.

Большинство людей участвуют в движениях непрямо. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддержи­вают программу движения, неучаствуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практи­ку конкретных действий — организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, финансирования пре­зентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения длятся многие годы и даже деся­тилетия. Движение за отмену рабства негров (аболицио­низм) в США началось в конце XVIII века, а закончилось в конце XX века. За это время менялись участники, промежу­точные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движе­ния, к примеру за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Они координируются в международном масштабе. Многие политические партии начинали свою ис­торию как общественные движения. В соответствии с целями социальные движения подразделяются на четыре типа.

Реформаторские движениявыступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Рос­сия», сформировавшееся в конце 80-х годов, тогда оно нахо­дилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1991году оно добилось избрания на пост Президента Рос­сии своего кандидата Б.Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демо­кратическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологичес­кое и феминистское движения, «народные фронты» в При­балтике. Они выступают за крупномасштабные или частич­ные изменения в обществе.

Регрессивные движениявыступают за возвращение (час­тичное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движе­ния организуют те политические силы, которые раньше были У власти. До августа 1991года коммунисты находились у вла-





сти, а после «августовской революции», уйдя в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общест­ва к социализму.

Утопические движениявыступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. Средневековые коммуны, движение зеленых, движение «Лонга май», движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоре­тик утопического социализма Роберт Оуэн (1771—1858) ос­новал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудач­ными, и вскоре утопическое движение прекратило свое существование.

Революционные движенияподразумевают коренное изме­нение существующего строя, его ценностей и институтов. Не­обычные цели требуют экстраординарных средств. Хотя не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, -убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров.

Понятия:конфликт, противоречие, протестное движе­ние, социальное движение.

*6. Дана следующая модель: конфликт, порожденный со­ревнованием групп за реальные блага, и выигрыш. Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель, а какие — нет:

— борьба наций за территорию;

— баскетбольный матч;

— классовая борьба;

— гражданская война;

— этнический конфликт;

— столкновение покупателя с продавцом;

— демонстрация обманутых вкладчиков с требованием
вернуть им их деньги;

— дуэль.
Обоснуйте свой выбор.

*7. Подумайте, что обозначает выражение «конфликт с са­мим собой». Чем такой конфликт опасен? *8. Проанализируйте ступени развития человечества и

предположите, возможно ли избежать революций.

■ Проблема.Развитие современной России дает почву для

уменьшения конфликтов и социальных движений или,

наоборот, способствует их увеличению?

Практикум.В приведенной ниже таблице вам необходи­мо привести в соответствие правый и левый столбцы.

Таблица



Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение конфликта. Охаракте­ризуйте его субъект, укажите объект, причины, повод и способы разрешения. Приведите примеры разрешения конфликтов из своей практики.

2. Приведите классификацию конфликтов.

3. Что такое протестное движение? Какие формы оно при­нимает? Можете ли вы привести пример из реальной жизни?

4. Охарактеризуйте типы социальных движений и приве­дите два-три примера массовой демонстрации.

*5. Какие конфликты вы считаете наиболее актуальными в современной России?


Формы организованного протеста
открытый пассив­ный протест митинги, демонстрации, забастовки, стачки
скрытый пассив­ный протест террористическая борьба, создание полити­ческой нелегальной партии, подготовка во­енного переворота
открытый актив­ный протест невыполнение приказов, неподчинение, не­выход на работу
скрытый активный протест подстрекательство к сопротивлению, за­говор, расклеивание листовок, работа с прохладцей




§ 10 (§ 31). Социальный контроль

Социализация — это процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Она касается прежде всего инди­вида, но протекает всегда под бдительным оком окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют пра­вильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осу­ществляется отдельным человеком, то он носит индивидуаль­ный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, — то при­обретает общественный характер и называется социальным контролем.

Социальный контроль представляет собой особый ме­ханизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции.

НОРМЫ— предписания того, как надо правильно себя ве­сти в обществе.

САНКЦИИ— средства поощрения или наказания, стиму­лирующие людей соблюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или ина­че ценится обществом и им охраняется. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает сообще­ство сплоченным целым. Социальные предписания — запре ты или разрешения что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письмен­ной, формальной или неформальной).

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, ка­кой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфлик­ты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный ха­ос. В парламенте социальный контроль выполняет функцию консерватора: предлагает не спешить, требует уважать тради­ции, выступает против новшества, как следует не проверенно-

го. Он — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к беспорядку, смуте и социальному раздору.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодо­брение, недоброжелательный взгляд. За нарушение других могут последовать очень жесткие санкции — изгнание из страны, пожизненное тюремное заключение. Если располо­жить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от ме­ры наказания, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскор­бление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности се­мейные (например, отказ выключать свет или закрывать вход­ную дверь).

Нормы связывают людей в единую общность, коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к друго­му или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с на­чальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товари­щами. Значит, нормы формируют сеть социальных отноше­ний в группе, обществе. Во-вторых, нормы — это еще и ожи­дания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда од­ни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идут навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядо­ченное организованное взаимодействие. При нарушении пра­вил возникают столкновения и беспорядки. Еще более на­глядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписа­ные правила, нормы, законы. Нормы формируют систему социального взаимодействия,которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.





Таким образом, нормы выполняют определенные функ­ции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявля­ют, — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита че­сти и достоинства членов семьи представляет собой обязан­ность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стан­дарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится особенно высоко, а отступ­ление от нее карается очень строго. То же самое можно ска­зать о южноевропейских народах. Итальянская мафия воз­никла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы — стражи ценностей. Честь и до­стоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. Семья — основная ячейка обще­ства, и забота о ней — первейшая обязанность мужчины (в со­временном обществе — и женщины), повышающая его (ее) соци­альный статус. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домо­чадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи — основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе дела­ет мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый — муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной се­мье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной. Даже простейшие нормы поведения олице­творяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так: нор­мы — правила поведения, ценности — абстрактные поня­тия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т.д.

Е. Шапошникова, В. Шапошников Творчество и долголетие - student2.ru

Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний, ко­торые можно изобразить в виде логического квадрата.

Формальные позитивные санкции(Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правитель­ства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые сте­пени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.

Неформальные позитивные санкции(Н+) — публичное одо­брение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелатель­ное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзы­вы,, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-)— наказания, пре­дусмотренные юридическими законами, правительственны­ми указами, административными инструкциями, предписа­ниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремиро-вание, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.





Е. Шапошникова, В. Шапошников Творчество и долголетие - student2.ru

Неформальные негативные санкции (Н-)— наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная клич­ка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать от­ношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разобла­чительная статья, анонимка.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других — нет. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюрем­ное заключение сопровождается судебным разбирательством, на основании которого выносится приговор. Привлечение к ад­министративной ответственности, скажем штраф за безбилет­ный проезд, происходит в присутствии официального лица — контролера, а иногда и милиционера. Для присвоения уче­ной степени необходима защита научной диссертации, вы­ступления оппонентов и ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют на­личия меньшего числа лиц, но тем не менее они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо счи­тать самоконтролем.

Самоконтроль называют еще внутренним контро­лем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, со­гласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе соци­ализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Во­преки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, завидует более удачливому сопернику. В та­ких случаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания; сфера подсознания, или бессознательного, состоит из стихийных импульсов. Самокон­троль означает сдерживание природной стихии, он основыва­ется на волевом усилии. Импульсивное поведение, неумение управлять своими желаниями характерны для детей. Импуль-

сивное поведение поэтому называют инфантилизмом.Напро­тив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осу­ществляется за счет самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.Инаоборот, чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят разви­тие самосознания и волеизъявления, приглушают внутрен­ние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто жесткий контроль устанавливался якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но при­выкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответствен­ность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принуди­тельных норм, исподволь подготавливая разумное обоснова­ние всякому сопротивлению этим нормам. Так, в России де­кабристы — революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, — оправдывались общест­венным мнением потому, что разумным считалось сопротив­ление, а не подчинение нормам.





В отличие от самоконтроля внешний контроль — это со­вокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он

подразделяется на неформальный

Наши рекомендации