Прекращение юридического лица путем его ликвидации

Ликвидация юридического лица, как уже говорилось в предыдущем разделе, представляет собой способ прекращения его деятельности при от­сутствии правопреемства в его правах и обязанностях со стороны других ниц (пЛ.ст.61 ГК РФ). В таких условиях существенно осложняется задача защиты прав кредиторов по отношению к случаю прекращения деятельно-сти юридического лица при его реорганизации.

Законом (П.2.СТ.61 ГК РФ) устанавливается специальный порядок ликви-дации юридического лица. Так согласно п.2.ст.61 ПС РФ юридическое лицо мо­жет быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке.

При добровольной ликвидации юридического лица решение о лик­видации принимается его учредителями (участниками) либо органом юри­дического лица, уполномоченным на принятие такого решения учреди­тельными документами, в том числе в связи с истечением срока, на кото­рый создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п.2.ст.61 ГК РФ).

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда при доказанности установленных законом оснований (п.2.ст.61 ГК РФ) для ее осуществления.

К таким основания отнесены (п.2.ст.61 ГК РФ):

• случаи грубого нарушения законов, допущенные при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер;

• осуществление деятельности без надлежащею разрешения (лицен­зии);

• осуществление деятельности, запрещенной законом,

• осуществление деятельности с иными неоднократными или гру­быми нарушениями закона или иных правовых актов;

• систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением) благотворительным или иным фондом дея­тельности, противоречащей его уставным целям;

• и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (например, в случае банкротства).

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, соот­ветствующим п.2.ст.61 ГК РФ, могут быть предъявлены в суд только госу­дарственным органом или органом местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридическо­го лица его учредительными документами, могут быть возложены обязан­ности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Собственно ликвидация юридического лица представляет собой дос­таточно длительную процедуру, связанную с выявлением и удовлетворе­нием имеющихся требований кредиторов. При осуществлении процедуры ликвидации юридическое лицо продолжает свою деятельность,, хотя и на­ходится в а процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны (п. I .ст.62 I 'К РФ) не­замедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государ­ственный орган (регистрирующий орган) для внесения в единый государ­ственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Требование незамедлительного пись-

менного уведомления регистрирующего органа о принятии решения о лик-видации юридического лица, уточнено п.1.ст.28 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» установившим обязанность уведомления в трехдневный срок, в письменной форме регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Данное требование позволяет осведомить и предупредить возмож­ных контрагентов юридического лица о нахождении указанного лица в процессе ликвидации или о принятии решения о прекращении его деятель­ности, поскольку в этом случае регистрирующий орган в соответствии с требованиями п.2.ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» вносит в государственный реестр запись о том, что данное юридиче­ское лицо находится в процессе ликвидации.

С этого момента (п.2.ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц») не допускается государственная регистрация измене­ний, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридическо­го лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредите­лем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реор­ганизации, что естественно способствует сохранению персонифицирован­ного имущества юридического лица.

На учредителей (участников) юридического лица или орган, при­нявший решение о ликвидации юридического лица, возложена обязанность (п.З ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц») по соз­данию и формированию ликвидационной комиссии или по назначению ли­квидатора и по составлению ликвидационного баланса.

Одновременно с этим согласно требованиям п.2 ст.62 ГК РФ учреди­тели (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ли­квидации юридического лица, должны установить порядок и сроки ликви­дации юридического лица, которые должны находиться в соответствии с требованиями Гражданского кодекса и других законов.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней (п.З.ст.62 ГК РФ) переходят полномочия по управлению делами юри­дического лица и право выступать в суде от имени юридического лица.

После своего образования ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны поместить в органах печати, в которых публикуются данные о го­сударственной регистрации юридических лиц, публикацию о его ликвида­ции и о порядке и сроках заявления требований его кредиторов. При этом срок для предъявления требований кредиторов согласно требованиям П.1.СТ.63 ГК РФ не может быть менее 2(двух) месяцев, считая с момента публикации.

На ликвидационную комиссию возложена, также обязанность при­нимать меры, как к выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица, так и получению дебиторской задолженности, а так же по письмен­ному уведомлению кредиторов о ликвидации юридическою лица.

По окончании установленного срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия обязана (п.2.ст.63 ГК РФ) соста­вить промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны содер­жаться сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах рас­смотрения предъявленных требований.

Промежуточный ликвидационный баланс подлежит последующему ут­верждению учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а так же согласованию с уполномочен-ным государственным органом в случаях прямо предусмотренных законом.

В случае, если имеющиеся у юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредитором, ликвидацион-ная комиссия вправе (п. ст.63 ГК РФ) осуществить продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Порядок проведения публичных торгов по продаже имущества должен соответствовать порядку, установ­ленному для исполнения судебных решений, то есть порядку исполни­тельного производства.

При ликвидации юридического лица согласно установлениям ст.64 ГК РФ требования его кредиторов удовлетворяются (производится выпла­та денежных сумм), начиная со дня его утверждения, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в следующей очередности:

• в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед ко­торыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность, за при­чинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствую-щих повременных платежей;

• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных по­собий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

• в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обя­зательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридиче­ского лица;

• в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

• в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом (при этом выплаты кредиторам пятой очереди на­чинаются не со дня утверждения промежуточного баланса ликвидируемого юридического лица, а только спустя месяц со дня его утверждения).

В соответствии с установлениями п.2 ст.64 ГК РФ требования каж-дой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В процессе удовлетворения (погашения) требований кредиторов мо­жет возникнуть ситуация недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов одной из очередей. В этом случае, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди имущество, распределяется между кре­диторами соответствующей очереди пропорционально суммам требова­ний, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Согласно п.4.ст.64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотре­ния кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридиче­ского лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По ре­шению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет ос­тавшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установ­ленного ликвидационной комиссией для их предъявления, в соответствии с п.5 ст.64 ГК РФ удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридиче­ского лица, которое остается после удовлетворения требований кредито­ров, заявленных в срок.

Согласно установлениям п.6.ст.64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юри­дического лица, считаются погашенными.

Особые случаи представляют собой недостаточность имущества у ликвидируемого казенного предприятия и недостаточность денежных средств ликвидируемого учреждения. При их ликвидации законодатель предусмотрел для кредиторов возможность судебной защиты их интере­сов. В этих случаях кредитор вправе обратиться с суд с иском об удовле­творении своего требования (п.б.ст.63 ГК РФ), включая и оставшуюся не­удовлетворенной часть своего требования, за счет собственника имущест­ва ликвидируемого юридического лица (казенного предприятия или учре­ждения).

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признан­ные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда креди­тору отказано.

В соответствии с п.5. ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кре­диторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В

случаях прямо установленных законом ликвидационный баланс утвержда­ется участниками (учредителями) или органом, принявшим решение о ли­квидации, только по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если после удовлетворения требований кредиторов у ликвидируемо­го юридического лица остается имущество, то в соответствии с п.7.ст.63 ГК РФ оно (имущество) подлежит передаче учредителям (участникам) ли­квидируемого юридического лица, имеющим вещные права на это имуще­ство или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учре­дительными документами ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с п.8.ст.63 ГК РФ « ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое сущест­вование после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц».

Для достижения этого ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликви­дации юридического лица. П.2.ст.22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» устанавливает для совершения этого действия срок не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликви­дационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридиче­ского лица.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридиче­ского лица в регистрирующий орган должны быть представлены следую­щие документы:

1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистра­ции по форме утвержденной Правительством Российской Федерации (в данном случае это форма Р16001 «Заявление о государственной регистра­ции юридического лица в связи с его ликвидацией» согласно Приложению 5 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439 «Об ут­верждении форм документов, используемых при государственной регист­рации юридических лиц и требований к их оформлению»). В заявлении подтверждается, что соблюден порядок ликвидации юридического лица, расчеты с кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

2. Ликвидационный баланс.

3. Документ об уплате государственной пошлины.

Заявителем в этом случае является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), который удостоверяет своей подписью заявление, указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательст-

вом Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность до­кумента и идентификационный номер налогоплательщика (при его нали­чии). Документы предоставляются в регистрирующий орган заявителем непосредственно или направляются по почтовым отправлением с объяв­ленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий

орган.

В соответствии с п.6 ст.22 ФЗ «О государственной регистрации юри­дических лиц» (норма аналогична н.8.ст.63 ГК РФ) «ликвидация юридиче­ского лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование после внесения записи об этом в единый государст­венный реестр».

Дополнительно п.6 ст.22 ФЗ «О государственной регистрации юри­дических лиц» устанавливает обязанность регистрирующего органа опуб­ликовать информацию о ликвидации юридического лица.

Наши рекомендации