К модульному курсу «Правоведение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
по направлению 230700 «Прикладная информатика»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения очная
Набережные Челны
1. Цели освоения дисциплины «Правоведение»
Изучение дисциплины «Правоведение» имеет целью приобретение студентами необходимых знаний в области теории государства и права и основ российского законодательства. Основными задачами учебного курса является усвоение понятий государства и права, изучение основ конституционного строя Российской Федерации, знакомство с отраслями Российского права, а также изучение гражданского права и трудового права как отраслей, имеющих важное значение в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника по направлению 230700 «Прикладная информатика», а также необходимых знаний в области правового регулирования деятельности предприятий.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Изучение учебного курса должно содействовать формированию у студентов правового сознания, выработке умений и навыков в использовании законодательства, применении правовых норм, работе со служебной документацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.Место дисциплины «Правоведение» в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к базовой части Профессионального цикла учебного плана и находится во взаимосвязи с дисциплинами согласно схеме:
обеспечивающие учебные дисциплины
Философия
История
|
Обеспечиваемые учебные дисциплины
Учебный курс «Правоведение» не служит непосредственно базой для изучения ни одной из преподаваемых дисциплин.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Правоведение»
После освоения курса «Правоведение» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);
способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);
способен использовать Гражданский кодекс Российской Федерации, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности (ОК-12);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);
профессиональными компетенциями:
способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1).
В результате изучения дисциплины «Правоведение» студент должен:
ЗНАТЬ:
• основы теории государства и права;
• основы действующего законодательства РФ;
• особенности правовой системы РФ;
• перспективы развития законодательства РФ;
• значение и функции права в формировании правового государства;
УМЕТЬ: разбираться в законах и подзаконных актах;
• обеспечивать соблюдение законодательства, принимать управленческие решения в соответствии с законом;
• анализировать законодательство и практику его применения;
ВЛАДЕТЬ: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками составления и оформления юридических документов, необходимых в осуществлении профессиональных обязанностей.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | лекции | практические занятия | интерактивных часов | СРС | всего | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации |
Модуль 1 | |||||||||
Тема 1. Теория государства | 1,2 | 4,5 | 9,5 | семинарское занятие | |||||
Тема 2. Теория права | 3,4 | 4,5 | 9,5 | контрольная работа | |||||
Модуль 2 | |||||||||
Тема 3. Конституционное право | 5,6 | 4,5 | 9,5 | семинарское занятие | |||||
Тема 4. Уголовное право | 7,8 | 4,5 | 7,5 | семинарское занятие | |||||
Тема 5. Семейное право | 4,5 | 7,5 | семинарское занятие | ||||||
Тема 6. Трудовое право | 4,5 | 8,5 | семинарское занятие | ||||||
Тема 7. Гражданское право. | 4,5 | 9,5 | семинарское занятие | ||||||
Тема 8. Юридический процесс | 4,5 | 9,5 | деловая игра конто рольная работа. тест | ||||||
1-12 | |||||||||
ИТОГО | экзамен |
Контроль текущей работы
Контроль текущей работы осуществляется без специального прерывания занятий, предусмотренных расписанием, и в некоторых его формах может являться их составляющей (выполнение лабораторных работ, оценка выступлений на семинарах и практических занятиях и т.п.). Формы рейтинг-контроля текущей работы определяются кафедрой по предложениям преподавателей и проводится в рамках базовых модулей.
Совокупность мероприятий текущего контроля должна обеспечивать объективную оценку уровня усвоения изучаемого материала и своевременности выполнения студентами учебного графика. Контроль текущей работы осуществляется преподавателями непрерывно, т.е. используя лекции, практические, семинарские, лабораторные и индивидуальные занятия, консультации. Контроль текущей работы осуществляется в форме контрольных работ, индивидуальных, типовых и творческих заданий, отчетов, рефератов, собеседований и др.
Формы текущего контроля:
- посещение занятий;
- сдача практических работ;
- выступления на семинарских занятиях;
- устное собеседование по изучаемой теме.
- письменные и устные фронтальные опросы
- проверка выполнения домашних заданий
Промежуточный (рубежный) контроль
Промежуточный контроль представляет собой самостоятельную форму контроля в структуре базового модуля, определяемую кафедрой. Он проводится в конце изучения базового модуля во время текущих занятий без прерывания учебного процесса по другим дисциплинам. Формы промежуточного контроля:
- компьютерное или письменное тестирование;
- контрольная работа;
- устный опрос.
Итоговый контроль
Итоговый контроль представляет собой форму контроля, в рамках итогового модуля и предусматривает выделение времени на самостоятельную подготовку. Как правило, итоговый рейтинг-контроль включает в себя общие вопросы по дисциплине и направлен на определение общедисциплинарного уровня знаний. Форма проведения итогового контроля определяется кафедрой с учетом учебного плана в виде либо традиционных форм (экзамен или зачет), либо иных, где экзамен может быть заменен тестированием и т.п. Для проведения итогового контроля в виде экзамена или заменяющих его форм необходимо прерывание занятий по другим дисциплинам и организация сессии.
Содержание дисциплины
Пояснительная записка
ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Понятие и признаки государства. Определение государства. Социальное назначение государства. Функции государства. Форма правления. Формы внутригосударственного устройства. Правовое и социальное государство. Государство и гражданское общество
ТЕМА 2. ТЕОРИЯ ПРАВА
Социальные нормы и место права в их системе. Понятие и определение права. Нормы права. Источники права. Понятие системы права. Общая характеристика основных отраслей права в РФ. Правоотношения. Правонарушение. Юридическая ответственность. Законотворческий процесс в России (самостоятельно).
ТЕМА 4. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Понятие, предмет и метод уголовного права.
Источники уголовного права. Действие уголовного закона.
Преступление: понятие, состав.
ТЕМА 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Понятие, предмет и метод семейного права. Семейное законодательство.
Брак: понятие, порядок и условия заключения и расторжения.
Правовое регулирование отношений между супругами.
ТЕМА 6. ТРУДОВОЕ ПРАВО
Понятие, предмет и метод трудового права.
Трудовой договор: понятие, виды, порядок заключения и расторжения.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
ТЕМА 7. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Понятие, предмет, метод и источники гражданского права.
Гражданское правоотношение: понятие, субъекты и объекты.
Имущественные и неимущественные отношения в гражданском праве.
Наследственное право.
Способы защиты гражданских прав.
ТЕМА 8. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Понятие и виды юридического процесса. Судопроизводство. Юрисдикция.
Основы гражданского процесса.
Основы производства по делам об административных правонарушениях.
Особенности уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство.
При подготовке бакалавров по предмету Правоведение предусмотрено проведение деловой игры: «Юридический процесс».
Деловая игра включает в себя в качестве этапов:
· ситуацию, предлагаемую для обсуждения на занятии;
· определение состава участников игры и распределение между ними ролей;
· подготовка к деловой игре;
· составление плана проведения деловой игры;
· проведение деловой игры;
· разбор деловой игры и подведение итогов.
Деловая игра рассчитана на 2 часа учебного времени. Данный вид учебной деятельности способствует повышению знаний студентов в области законодательства о прокуратуре, совершенствованию навыков анализа конкретной ситуации и т.п.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя решает задачи предотвращения пробелов в знаниях, умениях и навыках студентов, выравнивает уровень подготовки всей группы и развивает способности и интересы студента - личности, вовлекает их в активную, умственную деятельность.
Самостоятельная работа студента (СРС) – это один из основных видов его деятельности наряду с лекциями, практическими и другими видами учебных занятий и предполагает:
§ изучение материалов лекций;
§ подготовка к лекции, семинарским, практическим занятиям;
§ подготовка к текущему, рубежному или/и итоговому контролю;
§ выполнение заданий преподавателя: решение задач и выполнение упражнений разного уровня;
§ работу с традиционными источниками информации: книгами, учебниками, учебно-методическими пособиями;
§ работу с электронными источниками информации, средствами массовой информации;
§ подготовка докладов, обзора, рефератов по выбранной теме;
§ написание эссе;
§участие в деловых, ролевых играх.
Характеристика самостоятельной работы
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования в размере 15-20 страниц. Другие методы исследования могут, конечно, применяться (и это поощряется), но достаточным является работа с литературными источниками и собственные размышления, связанные с темой. Прочитав определенное количество книг, брошюр и статей, сделав выписки и конспекты, составив план реферата, студент пишет реферат, включающий: титульный лист, план, текст реферата, библиографический список.
§ Текст реферата должен быть написан разборчиво. Для выступления по реферату студенту отводится до 10 минут на семинарах. При выступлении предпочтительнее, чтобы он не читал текст, а говорил свободно, лишь заглядывая в написанную работу. Реферат обсуждается участниками семинара и оценивается преподавателем. Если озвучивание реферата невозможно (нет времени, у студента болит горло или имеется иная серьезная причина), он сдается для оценки преподавателю.
§ Реферативный обзор журнала отличается от реферата только своим источником, он выполняется на основе тщательного изучения статей одного журнала.
§ Под докладом подразумевается итог самостоятельной исследовательской работы студента. Чтобы его подготовить, необходимо не только познакомиться с определенной научной литературой, но и выдвинуть свою гипотезу, используя самостоятельные наблюдения, применяя устные опросы, анкеты, тесты, изучить необходимые документы и т.д., проверить гипотезу, прийти к обоснованным выводам, доказать правильность собственного решения проблемы и оформить полученные результаты в виде письменной работы. Остальные требования к докладу такие же, как и к реферату.
§ Оценка за реферат, доклад и т.п. учитывает не только содержание выполненной работы, но и качество устного выступления: умение говорить публично, заинтересовать слушателей, владение речью, ясность, образность, живость речи и т.д.
§ Эссе – письменная работа, в которой студент должен представить свою точку зрения на решение какой-либо проблемы. Формулирование проблемы или круга проблем может быть компетенцией преподавателя или самого студента.
Темы докладов
1. Типы государства, характерные для разных исторических эпох.
2. Современные определения государства. Признаки государства.
3. Роль и ценность государства в политической системе общества.
4. Правовое государство.
5. Проблемы формирования правового государства в России.
6. Современное правопонимание и теории происхождения государства
Основная литература
1. Давыдов Ю.Г. Правоведение а вопросах и ответах. - М., 2006
2. Бошно С.В. Правоведение. Учеб. –М.: Эксмо, 2004. – 432 с.
3. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: Учеб. для вузов.-3 изд. – М.: НОРМА, 2004. – 784с.
4. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. – М.: Городец-издат, 2003. – 656с.
5. Правоведение: учебник для бакалавриата /Под ред.С.И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт, 2011.- 693 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1332-3
ТЕМА: «ТЕОРИЯ ПРАВА»
1. Основные признаки права
2. Структура и система права.
3. Норма права. Основные признаки.
4. Понятие и виды источников права.
5. Правоотношение. Понятие, признаки, виды, содержание.
6. Юридические факты: понятия и виды.
7. Правонарушение: понятие и признаки. Виды правонарушений:
8. Состав правонарушений.
9. Юридическая ответственность: основания и принципы юридической ответственности
10. Правотворчество и процесс образования права.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое право в объективном и субъективном смысле? Каково их соотношение?
2. Какие специфические признаки отличают нормы права от других социальных норм?
3. Назовите основные признаки системы права. Дайте характеристику основным элементам системы права.
4. На основании каких критериев право можно подразделять на
частное и публичное?
5. Перечислите субъекты и стадии законотворческого процесса
и проанализируйте их на примере законотворческого процесса в
Федеральном Собрании РФ.
6. Дайте определение правонарушения и его состава.
7. Дайте определение юридической ответственности.
8. Назовите виды юридической ответственности.
9. Дайте определение правоотношения.
10.Приведите примеры юридических фактов. Почему эти факты
называют юридическими?
Задания
1. В Конституции РФ (ст. 43) установлено право на образование. Какое право имеется в виду в данном случае – субъективное или объективное? Ответ аргументируйте.
2. Согласно п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
Нормы какого характера - публично- или частно-правового -включены в указанную статью? По какому критерию можно проводить разграничение?
3. Гражданин Г., признанный недееспособным, в состоянии алкогольного опьянения вытащил из кармана Ж. кошелек с деньгами на сумму 150 рублей. Проанализируйте ситуацию сточки зрения действующего законодательства. Есть ли в данном случае все элементы состава правонарушения? Если нет, то к какому виду отклоняющегося поведения можно отнести это деяние?
4 В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода литературного художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. В ст. 43 Конституции РФ (часть 1) говорится о том, что каждый имеет право на образование. Чем обусловлен выбор законодателя? Сопоставьте юридическое содержание субъективного права и юридической свободы.
5. Гражданин В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, напал на улице на проходящего мимо несовершеннолетнего С., свалил его с ног, бил сапогами, причинив тяжкие телесные повреждения. Как В. объяснил в РОВД, ему не понравилось выражение лица С. Проанализируйте, каковы в данном случае объект права и объект правоотношения.
Тесты
1. Объективное право по своей природе:
а) абсолютно не зависит от воли человека;
б) существует объективно как отражение интересов и потребностей общества;
в) объективируется в правомерном поведении участников регулируемых правом общественных отношений;
г) тождественно по содержанию субъективному праву.
2. Норма права отличается от других социальных норм;
а) обеспеченностью исполнения со стороны государства;
б) общим характером;
в) обязательностью для определенных категорий граждан;
г) формальной определенностью.
3. Для правовых систем, входящих в романо-германскую правовую семью, характерно:
а) отсутствие деления права на частное и публичное;
б) широкое использование религиозно-этических установлений в качестве правовых норм;
в) наличие судебной практики;
г) деление системы права на материальное и процессуальное право;
А) приоритет правовых обычаев над законодательными актами
. Законотворческая деятельность может осуществляться:
а) мировыми судьями;
б) президентами республик и губернаторами краев, областей РФ;
в) Правительством РФ;
г) на федеральном или региональном референдуме;
д) Московской городской думой;
е) Федеральным Собранием РФ.
5. Основанием ретроспективной юридической ответственности по общему правилу выступает:
а) любое отклоняющееся оттребований норм права поведение;
б) только правонарушение;
в) заслуга;
г) аморальный поступок.
6. Правонарушение считается совершенным с косвенным умыслом, если лицо, его совершившее:
а) осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия или относилось к ним безразлично;
б) предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на предотвращение этих последствий;
в) осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
7.Субъектом преступления может быть:
а) только юридическое лицо;
б) физическое лицо и некоторые организации;
в) только физическое лицо;
г) физические и юридические лица.
8. Правоотношение:
а) является средством воздействия на общественные отношения;
б) напрямую не связано с нормами, возникая на основании волеизъявлений субъектов;
в) может возникнуть как на основе нормы, так и в случае воздействия на общественное отношение других правовых средств;
г) является результатом воздействия нормы на общественное отношение.
9 Юридическая обязанность по внутреннему содержанию предполагает:
а) наличие полномочий;
б) наличие правомочий;
в) меру собственного должного поведения обязанного лица;
г) наличие дозволений;
д) необходимость нести юридическую обязанность в случае нарушения субъективного права контрсубъекта.
Основная литература
1. Давыдов Ю.Г. Правоведение а вопросах и ответах. - М., 2006
2. Бошно С.В. Правоведение. Учеб. –М.: Эксмо, 2004. – 432 с.
3. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: Учеб. для вузов.-3 изд. – М.: НОРМА, 2004. – 784с.
4. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. – М.: Городец-издат, 2003. – 656с.
5. Правоведение: учебник для бакалавриата /Под ред.С.И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт, 2011.- 693 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1332-3
Вопросы для самопроверки
1 В чем состоит социальная природа и сущность конституционного права как отрасли права?
2. Назовите основные источники конституционного права.
3 Что такое гражданство и что означает право на гражданство?
4. Основные способы приобретения и прекращения гражданства.
5. Как закрепляются в избирательном законодательстве РФ принципы избирательного права?
6. Что такое мажоритарная и пропорциональная избирательная
системы, в чем их преимущество и недостатки?
Задания
1. Определите объект регулирования конституционного права А - отношения граждан и юридических лиц; Б - основные органы государства и отношения главы государства, парламента, правительства; В - борьба с коррупцией в органах государства; Г - устройство государства; Д - основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества и правового положения личности.
2. У супругов (итальянского гражданина и гражданки РФ), находящихся в служебной командировке в Бразилии, родился ребенок. Чье гражданство он получает?
3. Депутат парламента голосует за свою кандидатуру на выборах. Какой вид избирательного права он осуществляет: А-пассивное; Б - активное; В - субъективное; Г - в объективном смысле.
Тесты
1. Конституционное право России считается ведущей отраслью системы права потому, что оно в правовой форме:
а) устанавливает принципы верховенства государства над личностью;
б) устанавливает верховенство государства над народом;
в) устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства.
2. Гражданство РФ - это:
а) правовая связь человека с государством, основанная на уважении достоинства человека;
б) правовая связь человека с государством, основанная на признании основных прав и свобод человека;
в) устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
3. Кто может быть лишен гражданства РФ?
а) лица, совершившие тяжкие преступления;
б) лица, совершившие преступления;
в) никто.
4. Всеобщим является такое избирательное право, при котором:
а) имеют право участвовать в выборах граждане РФ и иностранцы;
б) все граждане РФ имеют право участвовать в выборах;
в) граждане РФ, достигшие определенного возраста, имеют право участвовать в выборах.
4. Пропорциональная избирательная система - это когда:
а) выбирается депутат тайным голосованием;
б) избирается депутат от определенного количества населения;
в) голосование производится за определенную политическую
партию или избирательный блок.
Основная литература
1. Давыдов Ю.Г. Правоведение а вопросах и ответах. - М., 2006
2. Бошно С.В. Правоведение. Учеб. –М.: Эксмо, 2004. – 432 с.
3. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: Учеб. для вузов.-3 изд. – М.: НОРМА, 2004. – 784с.
4. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. – М.: Городец-издат, 2003. – 656с.
5. Правоведение: учебник для бакалавриата /Под ред.С.И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт, 2011.- 693 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1332-3
ТЕМА «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»
1 Понятие, предмет и метод уголовного права.
2 Источники уголовного права. Действие уголовного закона.
3 Преступление: понятие, состав.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные задачи уголовного права.
2. Какой источник уголовного права является основным?
3. Какое время считается временем преступности и наказуемо
сти деяния?
4. Дайте определение понятия преступления.
5. Дайте определение понятия состава преступления.
6. Назовите элементы состава преступления.
Задания
1. Изучите формы вины и составьте схему, которая показывает качественные различия между формами умысла и неосторожности.
2. С. строгал доски на специальном станке рядом со своим садовым участком. Пока он отлучился за новым материалом, игравшие неподалеку мальчики подбежали к станку. Один из них, 12-летний Витя, засунул руку в механизм и не смог ее вытащить обратно. В это время С. возвращался к станку. Случайно проходивший мимо отец Вити увидел эту сцену и набросился с кулаками на С Тот, решив спасаться бегством, побежал сломя голову, случайно споткнулся и задел рычаг, включающий механизм. В итоге мальчик получил тяжкие телесные повреждения. В чьих действиях есть признаки состава преступления?
Тесты
1. Под уголовной ответственностью понимается:
а) необходимость давать показания по уголовному делу;
б) обязанность лица подвергнуться мерам пресечения (аресту, задержанию);
в) обязанность лица подвергнуться осуждению от имени государства при вынесении обвинительного приговора и понести наказание'
г) реальное претерпевание лишений или ограничений, связанных с осуждением лица от имени государства за совершенное
им преступление.
2. Основанием уголовной ответственности является:
а) вина в совершении преступления;
б) совершение общественно опасного и противоправного деяния'
в) совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного в уголовном законе;
г) общественная опасность и противоправность деяния;
д) совершение лицом преступления.
3. Состав преступления представляет собой:
1) конкретный акт человеческого поведения, явление социальной действительности;
2) совокупность признаков, достаточных для признания деяния
преступлением;
3) юридическую оценку общественноопасного деяния;
4) все фактические обстоятельства правонарушения.
4. Какое из предложенных определений объекта преступления, на ваш взгляд, является наиболее правильным?
а) объект преступления - это то, на что посягает преступление;
б) объект преступления - это общественные отношения, охраняемые уголовным правом и поставленные под угрозу преступным деянием;
в) объект преступления - это вся совокупность общественных ... отношений;
г) объект преступления - это обычаи, нормы морали и право-..,; вые нормы, за нарушение которых возможно привлечение лица ., к юридической ответственности.
5. Объективная сторона преступления складывается из:
а) причинной связи; вины; преступных последствий; способа совершения преступления; цели; обстановки совершения преступления;
б) обстановки совершения преступления; преступных последствий; возраста лица, совершившего преступление; времени совершения преступления; причинной связи; мотива;
в) деяний; причинной связи; преступных последствий; способа совершения преступления; времени совершения преступления; обстановки совершения преступления;
с) преступных последствий; обстановки совершения преступления' цели; времени совершения преступления; способа совершения преступления; деяний.
1. Основная литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. с изменениями и дополнениями.
3. Давыдов Ю.Г. Правоведение а вопросах и ответах. - М., 2006
4. Бошно С.В. Правоведение. Учеб. –М.: Эксмо, 2004. – 432 с.
5. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: Учеб. для вузов.-3 изд. – М.: НОРМА, 2004. – 784с.
6. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. – М.: Городец-издат, 2003. – 656с.
7. Правоведение: учебник для бакалавриата /Под ред.С.И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт, 2011.- 693 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1332-3
ТЕМА: «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»
1 Понятие, предмет и метод семейного права. Семейное законодательство.
2. Брак: понятие, порядок и условия заключения и расторжения.
3. Правовое регулирование отношений между супругами.
Вопросы для самопроверки
1. Какие отношения регулируются семейным правом?
2. Как можно определить метод семейно-правового регулирования?
3. Дайте определение брака и назовите условия заключения брака.
4. Назовите основания прекращения брака.
5. В чем заключается сущность законного режима имущества супругов?
6. Что такое брачный договор? Когда и кем он может быть заключен?
7. В каких случаях у супругов возникает право требовать уплаты алиментов от другого супруга в суде?
Задания
1. Найдите в Семейном кодексе дозволительные и императивные нормы и выпишите их.
2. Составьте схему, отражающую условия вступления в брак и
препятствия для заключения брака.
3. Решите задачу:
Иванов и Буркова решили зарегистрировать брак и подали заявление в орган загса. В назначенный для регистрации брака день Иванов явился в загс один и просил зарегистрировать брак, пояснив, что невеста внезапно заболела и явиться в загс не может. Иванов предъявил заявление Бурковой, в котором она просила зарегистрировать. Как в ее отсутствие, поскольку она лежит в больнице. Должен ли загс зарегистрировать брак Иванова и Бурковой?
Тесты
1. Какой общий брачный возраст установлен российским законодательством? а)18лет;
б) 16 лет;
в) для женщин - 16 лет, для мужчин - 18.
2. С какого момента возникают права и обязанности супругов, предусмотренные семейным законодательством?
а) со дня государственной регистрации брака в органах записи
актов гражданского состояния;
б) со дня венчания в церкви;
в) со дня заключения брачного договора.
3. По истечении какого срока после подачи заявления в орган загса
может быть зарегистрирован брак?
а) по истечении одного месяца, а при наличии уважительных
причин этот срок может быть уменьшен или увеличен не более
чем на месяц;
б) по истечении трех месяцев;
в) по истечении одного месяца, и изменение этого срока законодательством не допускается.
4. В каких случаях брак можно расторгнуть без согласия супруга в
органах загса независимо от наличия несовершеннолетних детей?
а) если супруг признан судом безвестно отсутствующим;
б) если супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок 1 год;
в) если место жительства супруга установить не удается в течение 1 года.
5- Законным режимом имущества супругов является:
а) режим общей совместной собственности;
б) режим общей долевой собственности;
в) режим раздельной собственности.
6. В каких случаях суд может отступить от принципа равенств
долей супругов в общем имуществе? а
а) в интересах несовершеннолетних детей и (или) исходя иззас
луживающего внимания интереса одного из супругов;
б) исключительно в интересах детей;
в) в интересах родителей супругов.
7. Какие отношения регулируются брачным договором?
а) личные и имущественные отношения супругов;
б) только имущественные отношения супругов;
в) личные и имущественные отношения между супругами, а так
же между родителями и детьми.
ТЕМА: «ТРУДОВОЕ ПРАВО»
1. Понятие, предмет и метод трудового права.
2. Трудовой договор: понятие, виды, порядок заключения и расторжения.
3. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Вопросы для самопроверки
1. Выделите особенности предмета и метода трудового права.
2. Дайте определение трудового права.
3. Назовите основания возникновения трудовых отношений.
4. Охарактеризуйте порядок заключения и изменения трудово
го договора.
5. Перечислите основания прекращения трудового договора.
6. Каким образом регулируются отношения, связанные с обеспечением занятости населения?
Задания
1. 16-летний Михайлов подал заявление в ресторан "Москва" о приеме его на работу в качестве кухонного работника. Администрация потребовала у него предоставления трудовой книжки, характеристики с предыдущего места работы, паспорта, справок о состоянии здоровья, наличии прописки и семейном положении.
Какие документы предъявляются работником при поступлении
на работу?
Права ли администрация ресторана?
2. Маслова обратилась 10 февраля с письменным заявлением к администрации об увольнении по собственному желанию, так как она намеревалась перейти на работу к другому работодателю. 25 марта того же года администрация издала приказ о ее увольнении Маслова обжаловала увольнение в КТС, при этом она объяснила что в феврале у нее была возможность поступить на другую работу но теперь у нее такой возможности нет.
Подлежит ли требование Масловой удовлетворению?
Тесты
1. В предмет трудового права не входят:
а) трудовые отношения;
б) отношения по занятости и трудоустройству;
в) гражданско-правовые отношения.
2. Особенностями метода трудового права являются:
а) централизованное регулирование трудовых отношений;
б) отсутствие централизованного регулирования;
в) наличие, наряду с централизованным регулированием других
уровней регулирования.
3. Трудовой договор представляет собой документ:
а) строго установленной формы;
б) выражающий волеизъявление работника и работодателя.
4. При заключении трудового договора работодатель вправе тре
бовать от работника следующие документы:
а) паспорт, трудовую книжку, документ об образовании;
б) паспорт, справку о составе семьи, наличие прописки;
в) оба варианта верны.
5. Трудовой договор вступает в силу с момента подписания:
а)работником;
б) работодателем;
в) работником и работодателем.
6. Размер пособия по безработице:
а) определяется исходя из минимального размера оплаты труда
б) равен среднемесячному заработку безработного по последне
му месту работы;
в) определяется в процентном соотношении к среднемесячному