Глава 17 – Государственная, служебная и коммерческая тайны

Глава 17 – Государственная, служебная и коммерческая тайны - student2.ru Глава 17 – Государственная, служебная и коммерческая тайны - student2.ru 17.1. Государственная тайна

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется и соответствии с ФЗ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. от 6 октября 199Т г.): «Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

В Законе изложены основные организационные, информационные документационные технологии по работе с информацией и документами, относящимися к государственной тайне, и такжеосновные формы документов, необходимых при соблюдении следующих технологий:

u порядок отнесения информации к государственной тайне; порядок ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации ил информацию в связи с ее засекречиванием; порядок и принципы засекречивания информации и документов;

u описаниереквизитов документов, составляющих государственную тайну;

u порядок рассекречивания информации и документов; порядок распоряжения информацией и документами (взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями);

u порядок передачи информации и документов, составляющих государственную тайну другим государствам;

u порядок защиты информации и документов при изменении функций субъектов правоотношений;

u организация защиты государственной тайны (органы и их основные функции по защите государственной тайны);

u порядок и организация допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне;

u порядок и организация допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием документов и информации, составляющих государственную тайну;

u организация и порядок контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны.

В законе также дан перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Это сведения и информация в военной области, в области экономики, науке и технике, внешней политике и экономике, а также в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Служебная тайна

Служебная информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами, относится к служебной тайне.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном подразделе речь идет только о служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. В государственных, некоммерческих организациях существуют: определенный порядок для выполнения целей, функций и задач данной организации; система планирования, отчетности, контроля, технологии документооборота и т.д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливается руководителем орга-шшации. Например: «информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и других служебных документов, также является конфиденциальной и не подлежит разглашению (распространению)» — это извлечение из Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 «06 утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Данный вид информации можно отнести к конфиденциальной (служебной или профессиональной тайне), но указанное постановление не отвечает требованиям терминологии ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В законе нет такого термина, как «информация ограниченного распространения», а есть «документированная информация ограниченного доступа». К служебной тайне также можно отнести гостайну в соответствии с основными положениями Закона «О государственной тайне».

Информацией, относящейся к служебной тайне, могут обладать любые организации независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности, например врачебная тайна, журналистская тайна, адвокатская тайна и др.

Коммерческая тайна

Информация, доступ к которой ограничен в соответствии со ОТ. 139 ГК РФ и федеральными законами, относится к коммерческой тайне.

В статье 139 ГК РФ не приводится различие между служебной и коммерческой тайной (подраздел «Служебная тайна»), хотя употребляются оба этих понятия. Все коммерческие тайны являются служебными, поскольку все работники коммерческой организации обязаны не разглашать их.

Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). В целом коммерческую тайну можно определить как научно-техническую, коммерческую, организационную или иную используемую в предпринимательской деятельности информацию, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании.

Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» определены следующие группы документированной информации:

—учредительные документы (решение о создании организации или договор учредителей) и Устав;

—документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

—сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему Российской Федерации;

—документы о платежеспособности;

—сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

—документы об уплате налоговых обязательных платежей;

—сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства Российской Федерации и размерах причиненного при этом ущерба;

—сведения об участии должностных лиц в деятельности других организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Государственным и муниципальным организациям до и в процессе их приватизации не допускается относить к коммерческой тайне данные:

ü о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

ü о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;

ü о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства Российской Федерации и заключенных им договоров;

ü о договорах с другими негосударственными организациями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Наши рекомендации