Трудовые споры и порядок их разрешения

Статьей 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Трудовые споры различаются по своему субъектному составу, характеру разногласий, порядку рассмотрения. В зависимости от субъектного состава, характера спора, порядку рассмотрения трудовые споры делятся на определенные виды.

По субъектному составу споры в сфере трудовых отношений подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Согласно ст. 381 ТК РФ под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Одним из субъектов индивидуального трудового спора, является работник, предъявивший требования о восстановлении или признании своих прав. Кроме того, к субъектам индивидуального трудового спора ТК РФ относит лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор с работодателем (в случае необоснованного отказа работодателя от заключения договора), а также лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем (в частности, при рассмотрении исков о незаконном увольнении).

Субъектом коллективных трудовых споров, противостоящим работодателю или его представителю, является трудовой коллектив или представители работников, которые предъявили требования, связанные с установлением и изменением условий труда, заключением, изменением и выполнением коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

По характеру разногласий трудовые споры могут быть как исковыми, так и неисковыми.

Споры искового характера связаны с разногласиями по вопросам применения нормативных актов, договоров, соглашений о труде. Предъявляя иск, работник преследует цель восстановления или признания за ним конкретного права.

К органам, наделенным правом рассматривать индивидуальные трудовые споры искового характера, относятся вышестоящие органы организации, комиссии по трудовым спорам и суды.

К спорам неискового характера относятся разногласия, связанные с изменением действующих или установлением новых условий труда. Неисковой характер имеют коллективные трудовые споры, подлежащие рассмотрению в особом порядке.

По порядку рассмотрения трудовые споры делятся на споры, рассматриваемые:

1) в общем порядке (последовательное рассмотрение спора в комиссии по трудовым спорам, затем в суде);

2) в судебном порядке (непосредственно в суде);

3) в особом порядке (при рассмотрении коллективных трудовых споров).

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суд (ст.382 ТК РФ).

В соответствии со ст.ст.384, 385 ТК РФ комиссии по трудовым спорам (КТС) образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя и наделены правом рассмотрения индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, для которых Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения. Как правило, непосредственно в организации разрешаются споры о переводе на другую работу, об условиях труда и отдыха, по вопросам привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности и др.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Порядок деятельности КТС предусмотрен ст.ст. 387, 388, 389, 390 ТК РФ.

Так, комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть спор в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Рассмотрение спора происходит в присутствии заявителя и представителей работодателя. Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение комиссии должно быть оформлено в письменном виде. Решение КТС имеет мотивировочную и резолютивную части. Заверенные и подписанные председателем комиссии или его заместителем копии решения комиссии вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.

Срок обжалования решения комиссии по трудовым спорам в судебном порядке составляет 10 дней со дня вручения ему копии решения комиссии.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение, которое является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке. Удостоверение не выдается работнику, если он или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

В соответствии с действующим процессуальным законодательством индивидуальные трудовые споры рассматривают федеральные районные (городские) суды. В рамках общего порядка разрешения трудовых споров федеральный районный (городской) суд является по отношению к комиссии по трудовым спорам в качестве второй инстанции.

Закон наделяет суды компетенцией по непосредственному разрешение ряда трудовых споров в качестве первой инстанции.

Согласно ст.391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

1) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

2) работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного имуществу работодателя, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Кроме того, непосредственно в судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу; иски лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; иски лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Пленумом Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» было дано разъяснение, что «лицо, считающее, что его права нарушены, может по собственному усмотрению выбрать способ разрешения индивидуального трудового спора». Таким образом, работнику предоставлено право либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые непосредственно рассматриваются судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд.

Рассмотрение трудовых споров в суде в целом подчиняется требованиям гражданского судопроизводства. Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется трудовым и гражданским процессуальным законодательством (ГПК РФ).

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцевсо дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении -в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам установленных сроков (например, в случае болезни, переезда в другую местность) они могут быть восстановлены судом.

Днем увольнения считается последний день работы. Тем не менее, срок для обжалования увольнения начинает свое течение согласно ч.2 ст.14 ТК РФ на следующий после вручения работнику приказа об увольнении день.

Согласно ст.28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Иски о восстановлении трудовых прав могут рассматриваться в суде по месту жительства истца (ст.29 ГПК РФ).

При этом следует иметь ввиду, что в суд по месту жительства истца могут предъявляться иски о восстановлении трудовых прав, только связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением; незаконным привлечением к уголовной ответственности; незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста.

В частности, лицо вправе обратиться в суд по месту своего жительства с иском о возмещении сумм заработной платы, не полученной им в связи с незаконным заключением под стражу.

Подсудность по выбору истца предусмотрена и в случаях, когда иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства. Такой иск может быть предъявлен как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее филиала или представительства (п.2 ст.29 ГПК РФ).

При рассмотрении спора в суде сторонами являются работник и работодатель. Представители прокуратуры и профессионального союза выступают в качестве третьих лиц.

По ходатайству сторон по инициативе суда могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, эксперты, затребованы необходимые для правильного разрешения дела документы.

Согласно ст.393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов даже в случае вынесения решения не в его пользу.

После рассмотрения всех доказательств, выслушивания позиций и показаний сторон и других участников процесса судом выносится решение, в котором содержится вывод суда об удовлетворении иска (в полном объеме либо в части) или об отказе в иске (в полном объеме либо в части).

Решение районного суда может быть обжаловано сторонами спора в вышестоящий суд в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме (ст.338 ГПК РФ).

Индивидуальный трудовой спор, рассмотренный в суде, прекращается исполнением судебного решения.

Принудительное исполнение решений судебных органов по трудовым спорам возлагается на судебных приставов-исполнителей.

Как следует из ст.398 ТК РФ под коллективным трудовым спором понимаются «неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях».

Порядок разрешения коллективного трудового спора имеет следующие стадии, называемые примирительными процедурами:

1) рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;

2) рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;

3) рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Рассмотрение спора примирительной комиссией является обязательной стадией. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. За уклонение от участия в данных процедурах работодатель или его представители могут быть привлечены к административной ответственности (ст.5.32 КоАП РФ).

Примирительная комиссия формируется на равноправной основе из представителей сторон коллективного трудового спора и создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Днем начала коллективного трудового спораявляется день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в течение трех рабочих дней своего решения.

Решение о создании комиссии на локальном уровне подлежит оформлению в виде приказа работодателя и решения представителя работников.

При разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства решения о создании примирительных комиссий оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Трудовым кодексом РФ установлен срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания соответствующих актов. Указанный срок может быть продлен по согласованию сторон, путем составления протокола.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом, который имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора решают вопрос о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

Посредник может быть приглашен в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Данная стадия примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника.

Трудовой арбитраж является временно действующим органом по рассмотрению коллективного трудового спора и создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Трудовой арбитраж создается только в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Согласно ст.407 ТК РФ организацией подготовки трудовых арбитров и ведением базы данных по их учету занимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора, которое в письменной форме передается сторонам данного спора.

В том случае, если указанные примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, указанных в ст.413 ТК РФ.

Тема № 6. Административное право

1. Понятие, система и источники

Административное правоотносится к четырем фундаментальным отраслям российского права и занимает одно из ведущих мест в регулировании общественных отношений., а административное за­конодательство служит правовой основой построения и функ­ционирования самой многочисленной ветви власти — исполни­тельной. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих власт­ных полномочий, в отношениях с представителями исполни­тельной власти, органов местного самоуправления, с админис­трацией предприятий, организаций и учреждений, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Административное право –это базовая, ключевая отрасль российской правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Административное право — это отрасль российского пра­ва, представляющая собой совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе орга­низации и осуществления государственно-управленческой деятельности, т.е. реализации исполнительной власти. Администрация (от лат.administratio)-это управление, руководство.

Административное право является одной из самых объемных отраслей публичного права , которое регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов испол­нительной власти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, применяют в своей деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пре­делах административно-властные принудительные полномочия.

Административное право представляет собой одну из слож­нейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российско­го права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регу­лируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, уп­равленческая деятельность и само управление характерны прак­тически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с полным основанием ха­рактеризовать как центральную отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испы­тывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей; словом, в этой отрасли права фокусируются многие обществен­ные отношения, являющиеся предметом правового регулирова­ния со стороны иных отраслей права (например, конституцион­ного, уголовного, финансового, бюджетного, налогового, бан­ковского права).

Административное право закрепляет систему средств ад­министративного принуждения.

К предмету административного права относятся административно-правовые отно­шения в сфере государственного управления или в сфере исполнительной власти.

Все административно-правовые отношения можно разде­лить на три вида:

а) внутриаппаратные отношения. Соответствующие юриди­ческие нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;

б) внеаппаратные отношения. Взаимоотношения органов ис­полнительной власти, исполнительных органов местного само­
управления с предприятиями, учреждениями, организациями
любых организационно-правовых форм, с гражданами;

в) отношения, возникающие при осуществлении администра­тивного судопроизводства. Статья 118 Конституции РФ закреп­ляет существование в стране конституционного, администра­тивного, гражданского и уголовного судопроизводства. Адми­нистративное судопроизводство — это рассмотренные судами административные дела в порядке, регламентируемом процессу­альными нормами административного права.

В современных условиях публичная административная деятельность и возникающие при этом отношения имеют большое значение для реализации конституционных прав и обязанностей граж­дан, защиты прав граждан и частных организаций.

Главная составляющая предмета административного права, его ядро — система отношений публичной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача администра­тивного права — правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно опреде­лить как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, иных отношений, связанных с ее деятель­ностью, а также при осуществлении административного судопро­изводства.

Метод административного права

Если предмет административного права позволяет об­наружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.

Метод административного права — это совокупность при­емов и способов, с помощью которых регулируются управ­ленческие отношения.

Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юриди­ческие возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств пра­вового воздействия на общественные отношения.

Предписания — это возложение прямой юридической обя­занности совершать те или иные действия в условиях, пре­дусмотренных правовой нормой.

Запреты — это фактически предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения— это юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Иначе говоря, методы правового регулирования — это способы воздействия на волю и поведение участников пра­вовых отношений.Таким образом, метод административного права- это метод административного властвования, приказа и исполнения.

К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:

1)метод власти — подчинение,или метод прямого распо­рядительства— отношения в рамках административ­ного права строятся на подчинении одного участни­ка другому;

2) метод рекомендаций— рекомендации субъекта управ­ления приобретают правовую силу при условии при­нятия ее другим участником управления;

3)метод согласования— регулирует отношения меж­ду участниками, не находящимися между собой в подчинении;

4)метод равенства— субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринима­ют совместные действия в форме административно­го договора.

Особенности административно-правового регулирова­ния управленческих общественных отношений, вытекаю­щие из сущности государственно-управленческой деятель­ности и предметаадминистративного права:

1) для механизма административно-правового регули­рования наиболее характерны прямые средства распоряди­тельного типа, т. е. предписания- Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регули­руемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне;

2) административно-правовое регулирование предпо­лагает односторонность волеизъявления одного из участ­ников отношения .

Суть методов административно-правового регулирова­ния управленческих отношений включает в себя:

1.Установление определенного порядка действий.

2.Предоставление возможности совершать либо не со­вершать действия, предусмотренные административ­но-правовой нормой, в условиях, определенных дан­ной нормой.

3.Предоставление возможности выбора одного из пре­дусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения.

4.Запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия.

Наши рекомендации