Конкуренция в коммерческой деятельности.
Конкуренция на товарном рынке - необходимый элемент рыночного механизма. Конкуренция представляет собой борьбу между производителями продукции за наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в целях достижения наилучших результатов своей деятельности. Конкуренция предполагает, что получение высокой прибыли осуществляется через удовлетворение интересов потребителей. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении: монополистической деятельности на товарных рынках» определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.
В юридической литературе обозначаются три группы мер, направленных на обеспечение конкуренции.
Во-первых, это стимулирующие меры, направленные на создание и развитие конкуренции посредством их отражения в законодательстве о ценообразовании, инвестиционной деятельности, по регулированию экспорта и импорта.
Во-вторых, ограничительные меры, или меры по ограничению монополизма и доминирующего положения на товарном рынке. Б.И. Пугинский отмечает, что ограничительные меры носят вспомогательный, придаточный характер к задаче развития конкуренции.
В-третьих, меры по защите конкуренции, пресечению действий нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие правонарушения.
Также можно выделять организационные меры, которые должны осуществляться хозяйствующими субъектами для обеспечения конкуренции своих товаров на товарных рынках. Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны крупных западных фирм, отечественным компаниям нужно, во-первых, расширяться (введение новых торговых площадей, укрупнение магазинов, совершенствование логистических схем, расширение ассортимента, совершенствование технологий продаж), во-вторых, перестраивать схемы деятельности.
В настоящее время в обеспечении конкуренции на товарных рынках ведущее место занимают ограничительные меры, реализующиеся посредством антимонопольного регулирования.
Антимонопольное регулирование — это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил проведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Важнейшее направление антимонопольного регулирования - формирование антимонопольного законодательства.
Посредством антимонопольного регулирования обеспечиваются ограничение монополистической деятельности на товарных рынках защита от недобросовестной конкуренции.
Базовым документом, регламентирующим вопросы конкуренции, является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Монополистическая деятельность выступает антиподом конкуренции и представляет собой противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Закон о конкуренции определяет две основные формы монополистической деятельности:
1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке;
2. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
В настоящее время функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства России возложены на Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (ФАС РФ), действующую на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года. Служба в частности вправе: давать обязательные для исполнения предписания; налагать штрафы; обращаться в суд; устанавливать наличие доминирующего положения; принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов.
Наряду с системой антимонопольных органов в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления. Однако формы и методы их работы в этом направлении пока четко не определены.