Понятие налога и сбора. Функции налогообложения.
Существуют различные определения налога, разработанные представителями как юридической, так и экономической науки. Несмотря на некоторые различия, все они указывают на целый ряд общих признаков:
- отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц в пользу государства;
- законность установления и введения налога;
- обязательность уплаты налога при наличии определенных в законе условий, обеспечиваемая силой государства;
- индивидуальная безвозмездность;
- внесение налога в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд;
- отсутствие целевого назначения.
Законодательное определение налога дано в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В отличие от налога пошлины и сборы не имеют финансового значения. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.
В НК РФ понятием «сбор» охватываются как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».
В соответствии с Налоговым кодексом РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Классификация налогов.
1. В зависимости от основания выделяют налоги:
- подоходно-поимущественные (прямые). Они взимаются в процессе приобретения и накопления, материальных благ. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений).
- налоги на потребление (косвенные). Они взимаются в процессе расходования материальных благ. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.
В научной литературе принято считать, что прямой налог — это налог, где налогоплательщик выступает фактическим носителем налогового бремени, при уплате косвенного налога налогоплательщик перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее носителем данного налога.
2. Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на:
- Личные. Эти налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика, они рассчитываются как часть его дохода, позволяют организовывать налогообложение с учетом требований экономических законов.
- Реальные. Этими налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название (real (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Примером реального налога является и единый налог на вмененный доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п.
Большинство реальных налогов не увязано с доходами налогоплательщика. Вещь, обозначенная в качестве предмета реального налога, легко поддается налоговому учету и контролю, она должна иметь материальный характер, существовать длительное время, чтобы обеспечить стабильность налоговых поступлений. Поэтому чаще всего предметами реальных налогов выступают недвижимость и транспортные средства.
- Раскладочные (репартиционные, контингентированные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого из них приходилась определенная сумма налога. В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении.
- При установлении количественных (долевых) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.
3. По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов необходимо выделить государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.
- Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.
- Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации в соответствии с НК законом субъекта.
- Местные налоги устанавливаются в соответствии с НК и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.
Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Но в ряде случаев представляется целесообразным установление и введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов. К таким целевым налогам, за счет поступлений от которых формируются государственные целевые внебюджетные фонды, относится взимаемый в соответствии с гл. 24 НК РФ единый социальный налог (взнос).
Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций.
Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную.
Фискальная функция налогов заключается в том, что посредством налогов осуществляется формирование финансовых ресурсов государства.
Распределительная функция налогов означает, что за счет взимания налогов в бюджете государства концентрируются средства, направляемые на решение общественных проблем. В результате доходы перераспределяются, например, между различными слоями населения, между богатыми и малоимущими.
Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, используя налоги, осуществляет регулирование производства, потребления отдельных товаров, доходов субъектов. Устанавливая налоговые ставки, штрафы, вводя и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения, государство регулирует инвестиционный процесс, рост производства.
Контрольная функция налогов проявляется в том, что через систему налогообложения проверяются состав и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности и др.
Юридический состав налога.
Налог должен быть точно определен, а не произволен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно указать: кто является плательщиком налога, за что, или в связи с чем, это лицо будет платить налог, размер налогового обязательства и порядок его исполнения, границы требований - государства в отношении имущества налогоплательщика.
Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее элементы юридического состава налога имеют универсальное значение. Поэтому установить налог — это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава.
Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы один из элементов не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате.
Рассмотрим элементы юридического состава налога.
Субъект налогообложения— это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налоговый кодекс именует его налогоплательщиком. Среди субъектов налогообложения выделяются две основные категории – физические лица и организации.
В отличие от других отраслей публичного права, где определяющими являются политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве, прежде всего, учитывают экономические связи налогоплательщика и государства.
Объект налогообложения— это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог (совершение операций по реализации товара (работ, услуг); ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки купли-продажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т.д.).
Термин «предмет налогового обложения» обозначает признаки фактического (не юридического) характера, обосновывающие взимание соответствующего налога. Законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.
Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он — предмет налогообложения).
Налоговая базаколичественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Умножение ставки на количество единиц налоговой базы определяет сумму налогового платежа. Ставки налога в зависимости от оснований классификации можно подразделить на следующие виды: равные, твердые и процентные.
Равные ставки устанавливаются в одинаковой сумме для всех налогоплательщиков.
Твердые ставки устанавливаются в фиксированном размере на каждую единицу налогообложения. Например, ставка акциза на автомобильный бензин составляет X руб. за 1 т.
Процентные (адвалорные) ставки выражены в процентах от стоимостной величины налоговой базы. Например, универсальная ставка НДС (налога на добавленную стоимость) составляет 18 процентов.
Существуют также общие и пониженные либо повышенные ставки налога. Последние выражают регулирующее Воздействие государства на ту или иную сферу производства. Так, пониженная ставка НДС в размере 10 процентов применяется к лекарственным средствам, товарам детского ассортимента, основным продуктам питания. Повышенная ставка налога на доходы физических лиц в размере 35 процентов установлена в отношении выигрышей и призов, полученных в ходе рекламных кампаний.
Налоговый период-календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Например, по налогу на прибыль налоговым периодом является календарный год, однако он состоит из ежемесячных отчетных периодов, по итогам которых налогоплательщики рассчитывают и уплачивают авансовые платежи.
Порядок исчисления налога-совокупность действий обязанного лица по определению суммы налога, подлежащей уплате. Эти действия состоят из ведения учета объекта налогообложения, исчисления налоговой базы расчета суммы налога. Обязанность по исчислению налога может быть возложена на самого налогоплательщика (налог на прибыль НДС), на налоговые органы (налог на имущество физических лиц), на налоговых агентов (налог на доходы физических лиц)
Порядок и сроки уплаты налогатакже относятся к существенным элементам налогообложения и устанавливаются налоговым законодательством. Налог может уплачиваться налогоплательщиком самостоятельно на основе декларации, либо налог удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом.
Сроки уплаты налога зависят от вида налога и способа его уплаты. Неуплата налога в полном объеме и в установленный срок влечет возникновение у налогоплательщика недоимки. В таком случае налогоплательщик наказывается штрафом, а так же за каждый день просрочки уплаты налога начисляется пеня, размер которой установлен Налоговым кодексом.
Налоговые льготы.
В Налоговом кодексе Российской Федерации указано, что при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут быть предусмотрены налоговые льготыи основания для их использования налогоплательщиком. Ранее отмечалось, что налоги выполняют в обществе такие основные функции, как фискальная и регулирующая. В условиях реформирования всех сфер экономической жизни на современном этапе развития нашей страны возрастает роль именно регулирующей функции налогов, позволяющей, воздействовать на процессы распределения и перераспределения национального дохода, процессы производства, потребления, демографические процессы и т.п. Отказ от льгот означает преобладание фискальной направленности налогообложения, не дает возможности использовать налоги как уникальный, универсальный инструмент воздействия на разнообразные не только экономические, но и иные общественные процессы.
Понятие налоговых льгот сформулировано в ст. 56 НК РФ, где говорится, что льготами по налогам и сборам являются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Несмотря на разнообразие видов налоговых льгот, все они направлены на сокращение размера налоговой обязанности налогоплательщика. Однако механизм воздействия различных налоговых льгот имеет определенную специфику.
Существуют различные классификации видов налоговых льгот. Например, в зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога (объект, налоговая база, ставка, сроки) направлено введение налоговой льготы, они подразделяются на три группы:
- изъятия (вычеты);
- скидки;
- освобождения.
Под изъятиями понимается налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов. Например, в отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества, налогом на доходы физических лиц не облагаются, например, стипендии, государственные пенсии и пособия и др.
Скидки — это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.
Освобождения — такой вид льготы, который направлен на уменьшение налоговой обязанности налогоплательщика.
Формами освобождения могут быть:
- снижение ставки налога;
- сокращение суммы валового налога;
- предоставление налоговых каникул (полное освобождение от уплаты налога на определенный период времени);
- отсрочки или рассрочки уплаты налога;
- налоговый кредит, и др.