Понятие налога и сбора. Функции налогообложения.

Существуют различные определения налога, раз­работанные представителями как юридической, так и экономической науки. Несмотря на некоторые различия, все они указывают на целый ряд общих признаков:

- отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц в пользу государства;

- законность установления и введения налога;

- обязательность уплаты налога при наличии определенных в за­коне условий, обеспечиваемая силой государства;

- индивидуальная безвозмездность;

- внесение налога в бюджет публичного образования либо во вне­бюджетный фонд;

- отсутствие целевого назначения.

Законодательное определение налога дано в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспе­чения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от налога пошлины и сборы не имеют финансового значения. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют спе­циальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и по­шлины являются индивидуальными платежами. Цель взыскания по­шлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью кото­рого взимается пошлина. Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима за­конности.

В НК РФ понятием «сбор» охватываются как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреб­лено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении платель­щиков сборов государственными органами, органами местного само­управления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Классификация налогов.

1. В зависи­мости от основания выделяют налоги:

- подоходно-поимущественные (прямые). Они взимаются в процессе приобрете­ния и накопления, материальных благ. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений).

- налоги на потребление (косвенные). Они взимаются в процессе расхо­дования материальных благ. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются по­требителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.

В научной литературе принято считать, что прямой налог — это налог, где налогоплательщик высту­пает фактическим носителем налогового бремени, при уплате косвен­ного налога налогоплательщик перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее носителем данного налога.

2. Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на:

- Личные. Эти налоги уплачиваются с действительно полученного нало­гоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают на­лог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую пла­тежеспособность налогоплательщика, они рассчитываются как часть его дохода, позволяют организовывать налогообложение с учетом требований экономических законов.

- Реальные. Этими налогами облагается не действительный, а предпола­гаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложе­ния (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реаль­ными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их на­звание (real (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятель­ности, или проконтролировать правильность объявленного платель­щиком дохода. Примером реального налога является и единый налог на вменен­ный доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально не­обходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе дан­ных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п.

Большинство реальных налогов не увязано с доходами налогопла­тельщика. Вещь, обозначенная в качестве предмета реального налога, легко поддается налоговому учету и контролю, она должна иметь ма­териальный характер, существовать длительное время, чтобы обеспе­чить стабильность налоговых поступлений. Поэтому чаще всего пред­метами реальных налогов выступают недвижимость и транспортные средства.

- Раскладочные (репартиционные, контингентированные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого из них приходилась определенная сумма налога. В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении.

- При установлении количественных (долевых) нало­гов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имуще­ственное состояние (доходность) налогоплательщика.

3. По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов необходимо выделить государст­венные (федеральные и региональные) и местные налоги.

- Установление и введение федеральных налогов осуществляется ре­шением высшего представительного органа государства. Они обяза­тельны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

- Региональными признаются налоги, которые вводятся на террито­рии соответствующего субъекта Федерации в соответствии с НК зако­ном субъекта.

- Местные налоги устанавливаются в соответствии с НК и вводятся нормативными правовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления и обязательны к уплате на террито­рии соответствующих муниципальных образований.

Поступления от региональных налогов могут распределяться меж­ду бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкрет­ный расход. Но в ряде случаев представляется целесообразным уста­новление и введение целевых налогов, собираемых для финансирова­ния конкретных расходов. К таким целевым налогам, за счет поступ­лений от которых формируются государственные целевые внебюд­жетные фонды, относится взимаемый в соответствии с гл. 24 НК РФ единый социальный налог (взнос).

Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограни­чения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий ста­бильности государственного бюджета и гарантия выполнения госу­дарством своих социальных и иных функций.

Если рассматривать функции налогообложения как про­явления его сущности и свойств, то в первую очередь необхо­димо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распре­деления и перераспределения доходов государства. В то же время, на практическом уровне нало­гообложение выполняет несколько функций, в каждой из ко­торых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимо­действуя, данные функции образуют систему. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги вы­полняют следующие основные функции: фискальную, распреде­лительную (социальную), регулирующую, контрольную.

Фискальная функция налогов заключается в том, что посредством налогов осуществляется формирование финансовых ресурсов государства.

Распределительная функция налогов означает, что за счет взимания нало­гов в бюджете государства концентрируются средства, направляемые на ре­шение общественных проблем. В результате доходы перераспределяются, на­пример, между различными слоями населения, между богатыми и малоиму­щими.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, используя налоги, осуществляет регулирование производства, потребления отдельных товаров, доходов субъектов. Устанавливая налоговые ставки, штрафы, вводя и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения, государство регулиру­ет инвестиционный процесс, рост производства.

Контрольная функция налогов проявляется в том, что через систему налогообложения проверяются состав и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности и др.

Юридический состав налога.

Налог должен быть точно определен, а не произволен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор инфор­мации, который позволил бы конкретно указать: кто является пла­тельщиком налога, за что, или в связи с чем, это лицо будет платить налог, размер налогового обязательства и порядок его исполнения, границы требований - государства в отношении имущества налого­плательщика.

Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее элементы юридического состава налога имеют универсальное зна­чение. Поэтому установить налог — это значит установить и оп­ределить все существенные элементы его юридического состава.

Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы один из элементов не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате.

Рассмотрим элементы юридического состава налога.

Субъект налогообложения— это лицо, на котором лежит юридиче­ская обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Нало­говый кодекс именует его налогоплательщиком. Среди субъектов налогообложения выделяются две основные категории – физические лица и организации.

В отличие от других отраслей публичного права, где определяю­щими являются политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве, прежде всего, учитывают экономические связи нало­гоплательщика и государства.

Объект налогообложения— это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта за­платить налог (совершение операций по реализации товара (работ, ус­луг); ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совер­шение сделки купли-продажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т.д.).

Термин «предмет налогового обложения» обозначает признаки фактического (не юридического) характера, обосновывающие взимание соответствующего налога. Законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента нало­гового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.

Например, объектом налога на землю является право собственно­сти на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он — предмет налогообложения).

Налоговая базаколичественно выражает предмет налогообложе­ния. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка – это величина налоговых начисле­ний на единицу измерения налоговой базы. Умножение ставки на ко­личество единиц налоговой базы определяет сумму налогового плате­жа. Ставки налога в зависимости от оснований классификации можно подразделить на следующие виды: равные, твердые и процентные.

Равные ставки устанавливаются в одинаковой сумме для всех на­логоплательщиков.

Твердые ставки устанавливаются в фиксированном размере на ка­ждую единицу налогообложения. Например, ставка акциза на авто­мобильный бензин составляет X руб. за 1 т.

Процентные (адвалорные) ставки выражены в процентах от стои­мостной величины налоговой базы. Например, универсальная став­ка НДС (налога на добавленную стоимость) составляет 18 про­центов.

Существуют также общие и пониженные либо повышенные став­ки налога. Последние выражают регулирующее Воздействие государ­ства на ту или иную сферу производства. Так, пониженная ставка НДС в размере 10 процентов применяется к лекарственным средст­вам, товарам детского ассортимента, основным продуктам питания. Повышенная ставка налога на доходы физических лиц в размере 35 процентов установлена в отношении выигрышей и призов, полу­ченных в ходе рекламных кампаний.

Налоговый период-календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Например, по налогу на прибыль налоговым периодом является календарный год, однако он состоит из ежемесячных отчетных пе­риодов, по итогам которых налогоплательщики рассчитывают и упла­чивают авансовые платежи.

Порядок исчисления налога-совокупность действий обязанного лица по определе­нию суммы налога, подлежащей уплате. Эти действия состоят из ве­дения учета объекта налогообложения, исчисления налоговой базы расчета суммы налога. Обязанность по исчислению налога может быть возложена на самого налогоплательщика (налог на прибыль НДС), на налоговые органы (налог на имущество физических лиц), на налоговых агентов (налог на доходы физических лиц)

Порядок и сроки уплаты налогатакже относятся к существенным элементам налогообложения и устанавливаются налоговым законода­тельством. Налог может уплачиваться налогоплательщиком само­стоятельно на основе декларации, либо налог удерживается и пере­числяется в бюджет налоговым агентом.

Сроки уплаты налога зависят от вида налога и способа его уплаты. Неуплата налога в полном объеме и в установленный срок влечет воз­никновение у налогоплательщика недоимки. В таком случае налогоплательщик наказывается штрафом, а так же за каждый день про­срочки уплаты налога начисляется пеня, размер которой установлен Налоговым кодексом.

Налоговые льготы.

В Налоговом кодексе Российской Федерации указано, что при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут быть преду­смотрены налоговые льготыи основания для их использования нало­гоплательщиком. Ранее отмечалось, что налоги выполняют в обществе такие основные функции, как фискальная и регулирующая. В условиях ре­формирования всех сфер экономической жизни на современном эта­пе развития нашей страны возрастает роль именно регулирующей функции налогов, позволяющей, воздействовать на процессы распределения и перераспределения национального дохода, процессы производства, потребления, демографические процессы и т.п. Отказ от льгот означает преобладание фискальной направлен­ности налогообложения, не дает возможности использовать налоги как уникальный, универсальный инструмент воздействия на разнооб­разные не только экономические, но и иные общественные процес­сы.

Понятие налоговых льгот сформулировано в ст. 56 НК РФ, где го­ворится, что льготами по налогам и сборам являются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и пла­тельщиков сборов по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в мень­шем размере. Несмотря на разнообразие видов налоговых льгот, все они направлены на сокращение размера налоговой обязанности нало­гоплательщика. Однако механизм воздействия различных налоговых льгот имеет определенную специфику.

Существуют различные класси­фикации видов налоговых льгот. Например, в зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога (объект, налоговая база, ставка, сроки) направлено введение налоговой льготы, они подразделяются на три группы:

- изъятия (вычеты);

- скидки;

- освобождения.

Под изъятиями понимается налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов. Например, в отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобож­дении от налогообложения отдельных видов имущества, налогом на доходы физических лиц не облагаются, например, стипендии, госу­дарственные пенсии и пособия и др.

Скидки — это льготы, которые направлены на сокращение налого­вой базы.

Освобождения — такой вид льготы, который направлен на умень­шение налоговой обязанности налогоплательщика.

Формами осво­бождения могут быть:

- снижение ставки налога;

- сокращение суммы валового налога;

- предоставление налоговых каникул (полное осво­бождение от уплаты налога на определенный период времени);

- от­срочки или рассрочки уплаты налога;

- налоговый кредит, и др.

Наши рекомендации