Тема 4. Конституционное право Российской Федерации
1. Понятие конституции
2. Юридические свойства конституции Российской Федерации.
3. Понятие, предмет конституционного права.
4. Правовой статус человека и гражданина.
5. Основные права и обязанности человека и гражданина Российской Федерации.
6. Федеративное устройство Российской Федерации.
7. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
8. Правовой статус местного самоуправления.
1. Понятие Конституции
Конституция в современном ее понимании не была известна ни в древности, ни в средневековье, хотя в Древнем Риме отдельные акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общего не имели с основными законами государств, возникшими в эпоху перехода человечества от феодализма к капитализму. Конституция, как Основной Закон государства, появилась только тогда, когда государство стало характеризоваться правовым равенством подданных, т.е. граждан. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства.
Термин «конституция» в переводе с латинского языка означает устройство, установление. Конституции в их современном понимании появились в ходе буржуазно-демократических революций в Европе и Северной Америке в XVIII—XIX вв. Первая буржуазная конституция — Конституция США 1787 г. была разработана учредительным собранием, а затем ратифицирована конституционными конвентами образовавших государство штатов.
Конституции — продукт перехода от доиндустриальных обществ к обществам индустриальным. Данный переход выразился в росте промышленности, укреплении капиталистических отношений, (промышленный, торгово-финансовый капитал), противопоставляющих себя традиционным (аристократия, духовенство), конкурирующих между собой, в политической активизации широких слоев населения, усилении индивидуальных и индивидуалистических начал. По мере укрепления индустриальных начал общество становилось более конфликтным, сложным по социально-классовой структуре, менее предсказуемым для самого себя. Рост конкуренции разных социальных групп грозил его целостности, чему феодальное государство не в силах было противостоять. Новое состояние общества требовало единого, твердого политико-экономического и правового пространства, возвышения права над государственным усмотрением, чему препятствовали феодальная раздробленность, сословная структура, режим правления аристократического меньшинства.
Буржуазно-демократические революции стали политическим средством перехода к индустриальной цивилизации. Правовым средством такого перехода явились конституции, возвышающие право над государством. Государство сохранило роль силы, увязывающей в пределах общества все группы социальных интересов. Однако отныне подобная деятельность государства ограничивалась конституционными установлениями, нацеливалась на отражение интересов большинства населения, учет запросов разных социальных групп. Право превратилось для государства в поток, который можно подправлять, регулировать, но не дано направлять в иное русло или перекрывать.
Сущность конституции проявляется через следующие функции:
Учредительная: Предмет конституционного регулирования: государство, власть, общество в целом. Конституция учреждает территориальные, организационные формы власти, способы вхождения людей во власть, очерчивает основы их правового положения, определяет место страны в мире. Отношения, учреждаемые ост. Норм. актами, производны от отношений, учреждаемых конституцией. Поэтому конституцию еще можно охарактеризовать как первичный учредительный акт.
Регулятивная: Конституция не только учреждает общественные и государственные институты, но и регулирует их текущую деятельность с помощью закрепления прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов, мер принуждения. Необычность регулятивной функции конституции, в отличие от регулирующего действия иных актов, проявляется лишь в самом предмете регулирования — в отношениях по отправлению верховной государственной власти, обеспечению автономного статуса индивидов в обществе.
Духовно-мировоззренческая: Конституция имеет ярко выраженное духовно-мировоззренческое назначение. Мировоззрение — система взглядов, идей о том, как устроен (должен быть устроен) мир, какое место занимает (должен) в нем человек. Формой мировоззрения является идеология — система индивидуальных, групповых, классовых воззрений на отношения людей друг к другу, власти, установок (программ) по сохранению, изменению существующего общественного порядка.
Скажем, российские конституции советского периода в качестве целей общественного развития называли построение вначале социалистического общества («От каждого по способностям, каждому — но труду»), затем коммунистического общества («От каждого по способностям, каждому — по потребностям»).
Конституция выражает моральные установки, господствующие в обществе. С помощью конституции происходит перевод на язык права распространенных в нем культурных ценностей: национальных, религиозных, этических и др. Она отвечает за юридическое освящение названных ценностей, придание им статуса непреложных начал, требующих к себе выспреннего отношения. Например, Конституция Болгарии говорит об особой роли в болгарском обществе восточного православия. Конституция — это своеобразная «правовая Библия». Только ведет она людей к вере в земной порядок, а не к вере в Бога, как религиозные тексты.
Обеспечения общественной устойчивости: Конституция призвана обеспечивать устойчивость общества, сопрягать воедино разные поколения. В идеале она - средство обеспечения многолетней, многопоколенной преемственности в обществе, а значит, сила, которая наряду с государством, религией, языком формирует народ, превращает его из объекта манипуляций в субъект истории, знающий свои исторические корни, держащийся за них, способный на сознательный выбор собственного пути. Конституция, пережившая несколько поколений, начинает восприниматься людьми как часть среды, которая ценна сама по себе, а не как прикладное средство решения очередных политических задач.
Конституцию можно менять за счет ее нового толкования, например, в рамках конституционно-судебных процедур, а не изменения текста, ее привычных и уже дошедших до людей формулировок. Широко распространено мнение о долговременной стабильности Конституции США 1787г., в которую за время ее существования было внесено всего 26 поправок. Однако эта Конституция постоянно меняется в содержательном аспекте Верховным судом США. Так, американская Конституция ничего не говорит о праве политических партий на существование, но данное право в качестве подразумеваемого выведено Верховным судом из формулы о свободе слова, собраний, петиций и Первой Поправки к Конституции.
Конституция—основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает разрозненность отдельных разделов законодательства, отраслей права. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для законодателя, правоприменителей, иных субъектов права. Это своеобразный инструмент, с помощью которого выявляются и разрешаются внутриправовые противоречия, а значит, усиливается системность права.
Таким образом, Конституция – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.