Тема 1. Конституционное право Российской Федерации - ведущая отрасль права и юридическая наука

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Конспект лекций по дисциплине

для специальности 40.02.01

«Право и организация социального обеспечения»

Мурманск

1. Составитель:

преподаватель           Панческу Д.П.
(должность)   (кафедра)   (подпись)   (ФИО)

2. УТВЕРЖДЕН на заседании кафедры

ГПД
(наименование кафедры)
  01.09.17   протокол №      
(дата)      
Зав. кафедрой     Яшин А.Н.
  (подпись)   (ФИО)

ПЕРЕУТВЕРЖДЕН на заседании кафедры

 
(наименование кафедры)
      протокол №        
(дата)      
Зав. кафедрой      
  (подпись)   (ФИО)

3. Конспект лекций СОГЛАСОВАН с учебно-методическим управлением

Начальник УМУ     Бирюков Ю.В.
  (подпись)   (ФИО)
   
(дата)  
         

4. В конспект лекций внесены изменения и дополнения на заседании кафедры

  Протокол №   Дата  
Зав. кафедрой      
  (подпись)   (ФИО)

© Мурманская академия экономики

и управления, 2017

Тема 1. Конституционное право Российской Федерации - ведущая отрасль права и юридическая наука

Отечественное конституционное законодательство как отрасль права возникла сравнительно недавно. В первые годы существования Советского государства не было, по сути, закона как особой устойчивой формы права. Декреты, резолюции и постановления отражали нечеткую структуризацию источников права. Концепция государственного права не давала оснований для выделения такой отрасли, развивалось сугубо в русле государственного строительства. Государственное право как наука и учебная дисциплина формировалось медленно, причем преобладающее место в нем занимали вопросы устройства государства и его органов. В 70-х годах, например, этот предмет, изучаемый в вузах, назывался «Советское государственное право и советское строительство».

С середины 80-х годов начинает развиваться конституционное законодательство Союза ССР. Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени стал интенсивно расширяться круг проблем, требующих конституционного регулирования, Это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это потребовало дальнейшего развития науки конституционного права.

Конституционное (государственное) право как отрасль российского права

Место конституционного права в системе права России.

Конституционное право занимает ведущее место в общей правовой системе Российской федерации. Такая роль конституционного права обусловлена следующими факторами:

1. общественными отношениями, которые оно регулирует, т.е. самим предметом конституционного права;

2. его источником является конституция ‑ основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права;

3. оно устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права;

4. оно фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права;

5. оно устанавливает принципы национально-территориального устройства страны, а также разграничение полномочий между федерацией и её субъектами;

6. оно учреждает систему органов государственной власти, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности;

7. оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов.

Являясь ведущей отраслью права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права.

Наука конституционного права

Заключение

Конституционное право ‑ самостоятельная отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина.

Конституционное право отличается от других отраслей права по предмету правового регулирования и методу воздействия правовых норм на общественные отношения.

Основной источник конституционного права ‑ конституция государства, что и предполагает ведущее место отрасли в правовой системе. Конституционные нормы служат основой для дальнейшей регламентации общественных отношений другими отраслями права.

Самым важным, за истекшее время со дня принятия последней Конституции, следует считать то, что подавляющее большинство населения, общественно-политических движений и правящих сил осознали неприемлемость жестких политических противостояний. Российское общество и политическая элита постепенно осознают необходимость развития страны в рамках правового государства.

1.3

Заключение

Под конституцией в правоведении принято считать основной закон государства, который выражает волю народа и закрепляет основы правового статуса личности и важнейшие начала государственной организации страны.

Конституция - государственный документ, т.к. главными вопросами ее содержания являются вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституция - правовой акт, она стоит на первом месте в законодательстве страны и обладает всеми чертами, которые присущи закону.

Конституции присущи такие черты, как юридическое верховенство, особый порядок принятия. Она имеет основополагающий, реальный характер. Конституция России - стабильна, это документ длительного действия.

России и его основ

В Российской Федерации термин «Конституционный строй» был официально введен I Съездом народных депутатов РСФСР (июнь 1990 г.) после изменения им редакции ст. 7 Основного Закона, запретившей «создание и деятельность партий..., имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя». Позже, VI съезд российских депутатов внес в ст. I Конституции (Основного Закона) РСФСР положение о «незыблемых основах конституционного строя России».

Образованная I съездом народных депутатов для разработки новой Конституции России Конституционная комиссия (июнь 1990 г.) определила, что при разработке проекта новой Конституции России необходимо отказаться от характеристики нового строя как «социалистического», подчеркнув, что он должен быть прежде всего демократическим и конституционным.

Наука и отрасль права - Конституционное право России содержат государственно-правовую категорию и институт[11] «конституционный строй и его основы». «Конституционный строй» - понятие для юридической науки и практики России новое. Оно пришло на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».

Под общественным строем понимается - исторически конкретная система общественных отношений, или можно сказать - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни, охраняемая государством и правом.

Структуру общественного строя составляют подсистемы, каждая из которых представляют определенные сферы общественной жизни: экономическая система (экономические отношения); социальная система (основа), представляющая социальные отношения; политическая система (политические отношения); духовно-культурные отношения в обществе (между людьми, между человеком, обществом и государством, по поводу духовно-культурных благ).

Общественный строй находится под постоянным воздействием государства, которое создается обществом для охраны общественного строя. Но государство, оказывая воздействие своей политикой на общественный строй и исходя из и принятых политических целей, может приобретать самостоятельность и становиться над обществом, подчиняя его интересы интересам государственного аппарата (тоталитарное государство).

Таким общественным отношениям соответствовали определенные государственно-правовые институты, которые носили ярко выраженный идеологический характер. Так, характеризуя советский общественный строй в теории и практике подчеркивали, что основы этого строя показывают, кому в данном государстве принадлежат средства производства, какова классовая структура общества, кому принадлежит государственная власть, чьи интересы выражает государство, к какому типу оно относится.

Государство воздействует на общественный строй системой правовых норм, прежде всего конституцией страны. Советские конституции, начиная с Конституции СССР 1936 г., в своих первых главах или разделах регулировали именно основы общественного строя (его устройство). Это было главным, основным его содержанием, из которого вытекало все остальное содержание как самой Конституции, так и других источников государственного права.

Конституции и нормативно-правовые акты СССР и РСФСР носили ярко выраженный классовый характер. Они подчеркивая ярко выраженный идеологический характер общественного строя, делали акцент не столько на государственно-правовые категории, сколько на социально-политические, охватывающие всю сумму социальных отношений в обществе.

Реформирование общественной и государственной жизни в России, начавшееся в конце восьмидесятых годов, требовали отказаться от идеологизированной формы закрепления общественного строя, что придавало бы ему черты конституционного строя.

Конституция СССР и РСФСР закрепляли также форму государства, как организацию государственной власти в стране, выраженную в форме правления и в форме государственного устройства.

Форма государственного правления - это организация высшей власти в государстве, которую представляют глава государства, законодательная власть, правительство, органы правосудия.

Известны и другие основные формы правления: монархия в двух ее разновидностях - абсолютная и конституционная; республика, в которой высшая власть в государстве принадлежит выборным (представительным) органам. Республики тоже имеют две основные разновидности - парламентская республика и президентская республика, различаемые в зависимости от того, какой из органов высшей власти - парламент или президент формирует правительство и осуществляет прямое руководство им, перед кем, парламентом или президентом, правительство непосредственно несет ответственность.

Форма государственного устройства - это структура государства, отношение государства как целого и частей этого государства. Существует три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и конфедерация.

В дореформенный период форма государственного устройства переживала кризис, так как СССР был по сути унитарным государством при наличии внешних атрибутов федерации. Реформирование российской государственности после распада СССР стало неотложной задачей.

Понятие «конституционный строй» воплотило в себе смысл и содержание общественно-политических категорий «общественный строй» и «государственный строй». В чем состоит различие между понятиями «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй»? В науке конституционного права признается, что общественный строй является, не государственно-правовой категорией, а скорее - социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.

Общественный строй как и государственный, может быть неконституционным, а воздействие государства на общество являться не правовым. Если государство, воздействует на общественный строй посредством установления правовых норм, обеспечивает их реализацию, опираясь на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет обязательства перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах конституционного строя.

Рассмотрим какое различие между содержанием понятий «общественный строй», «государственный строй»и «конституционный строй». В теории и практике прошлых лет общественный строй получал ярко выраженную идеологизированную форму закрепления принадлежности политической власти Советам народных депутатов, сосредоточение неограниченной политической власти в высшем партийно-политическом аппарате, социалистический характер государства и экономики и т.п.

Отличительной особенностью конституционного строя следует считать его ориентированность на неидеологическую природу. Никакая идеология классов, политических партий конституционно не может быть установлена в качестве общеобязательной, общегосударственной или официальной, если это действительно конституционный строй (см. п. 2,3 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

Важная черта конституционного строя - отражение справедливого баланса и общности интересов различных социальных групп. Конституционный строй утверждает согласованные идеи справедливости, систему ценностей к которым общество стремится, делает государственными идеологию демократии, идеи демократического правового государства, утверждает другие демократические институты. Однако эти идеи всего общества или его большинства, но не классовые и не корпоративные.

В юридической литературе понятию конституционного строя дается различное толкование. Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, авторы учебника Конституционное право России, так определяют Конституционный строй «– это форма (или способ) организации государства, который обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство»[12]. По мнению этих авторов ограничение государственной власти правом имеет цель создать оптимальные условия для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

По мнению автора учебника Конституционное право Российской Федерации М.В. Баглая - это «Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией называется конституционным строем»[13]. Это понятие включает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. По их мнению это понятие применимо только к такому государству, в котором Конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции. Главное в этом определении - государство действует в соответствии с Конституцией и во всем подчиняется праву.

Свою трактовку понятия конституционный строй дают авторы сборника материалов по новой Конституции Российской Федерации - Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы.

В указанном сборнике утверждается, что наличие в государстве Конституции не означает, что в таком государстве уже установлен конституционный строй. При конституционном строе должно, прежде всего, обеспечиваться подчинение государства праву. Для этого необходимо обеспечить подчинение его определенным принципам, образующим конституционный строй и составляющих его основу. Важнейшие из них возводятся Конституцией в ранг конституционных принципов. Таким образом, под основами конституционного строя, а следовательно и всего конституционного строя, понимаются главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву.

Известный юрист В.Т. Кабышев видит в конституционном строе прежде всего систему конституционных отношений, т.е. общественных отношений закрепляемых и регулируемых нормами Конституции, как предмета конституционного регулирования, а также конституционные нормы и конституционные принципы, регулирующие и закрепляющие отдельные виды общественных отношений существующего реального строя. По его мнению понятие «конституционный строй», тесно связанное с понятиями «конституционализм», «конституционное сознание» и «конституционная культура», аккумулирует все многообразие механизма создания, действия и реализации Основного Закона[14].

Нам представляется верным утверждение, что конституционный строй - это прежде всего конституционное закрепление основополагающих, реально существующих общественных отношений, в том числе правовых. Сводить сущность конституционного строя лишь к форме государства подчиненного праву, или к порядку, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией значит, лишать правового закрепления и регулирования тех устоев, которые реально существуют в виде экономических, социальных, политических и иных отношений (проф. А.В. Зиновьев).

К моменту принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. в России в основном сложились те общественные отношения, которые составляют суть конституционного строя, а Основной Закон лишь закрепил их существование в определенных конституционных принципах и институтах. Таким образом можно утверждать, что конституционный строй - это система основополагающих общественных отношений - экономических, социальных, политических, духовно-нравственных и соответствующих им государственно-правовых институтов и принципов, закрепленных в Основном Законе государства.

Из этого определения следует, что конституционный строй - единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 16 определяет, что положения главы I Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации (заметим, что указанная глава так и называется «Основы конституционного строя»).

Основы конституционного строя, как важнейший объект правового регулирования, закрепляют:

а) базовые ценности на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя, к которым относится верховенствующий над государством и законом императив справедливости, трактуемый как социальная, правовая и историческая справедливость; нравственные ценности, ценности социального мира, демократии, патриотизма, интернационализма и др. (см. Преамбулу Конституции РФ 1993 г.);

б) основные принципы, как руководящие начала конкретных институтов конституционного строя;

в) конституционно-правовые институты и нормы, закрепляющие и регулирующие всю совокупность общественных отношений.

Изложенное представляется логической связью - базовые ценности лежат в основе конституционных принципов, а принципы воплощаются в конституционных институтах и нормах. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются все правоотношения в государстве.

Нормы основ конституционного строя воздействуют на общественные отношения путем закрепления начал устройства общества и государства;

- они, как правило, не порождают конкретные правоотношения;

- они определяют содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, адресованы всем субъектам правоотношений;

- по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями (определениями), нормами-целями, предполагают для их реализации включение всей правовой системы государства, всех отраслей права;

- по своим функциям они являются определяющими для всех других институтов права и играют направляющую роль для всего государственно-правового регулирования.

Основы конституционного строя имеют свою специфику, которая выражена в том, что нормы и институты основ конституционного строя являются основополагающими, фундаментальными, имеющими обобщающее значение, они имеют политико-правовой и постоянно действующий характер.

Нормы основ конституционного строя отличаются строгой определенностью и категоричностью, сжатостью и концентрированностью положений, особый порядок их пересмотра придает им устойчивость, защищает от попыток их изменения по конъюнктурным политическим соображениям.

Благодаря этой характеристике положения основ конституционного строя являются принципами, которым должно следовать конституционное законодательство, вся система права. Иначе говоря, принципы основ конституционного строя являются общими принципами всей правовой системы России, поскольку Конституция составляет ее ядро.

Если конституционный строй Российской Федерации - это вся совокупность общественных отношений, регулируемых всеми отраслями российского права, то основы конституционного строя есть главные устои государства, его базовые принципы, отражающие основополагающие общественные отношения - экономические, социальные и политические, обеспечивающие России характер демократического государства.

Таким образомосновы конституционного строя — это принципы, которые опреде­ляют формы государства, т. е. формы правления, государственного ус­тройства и особенно политического режима в той или иной стране.

Все последующие нормы Конституции РФ непосредственно вытекают из норм-принципов главы 1 Конституции, не должны про­тиворечить им и могут быть истолкованы только в соответствии с ними.

Всего в главе 1 Конституции РФ содержится 16 статей, впятнадцати из них непосредственно отражены основы конституционного строя. В ст. 16 Конституции РФ установлено, что положения главы 1 Кон­ституции РФ составляют основы конституционного строя и не могут быть изменены иначе как впорядке, установленном Конституцией, а также что никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Все основы (принципы) конституционного строя условно можно разделить на четыре группы:

1. Основы (принципы) конституционного строя, определяющие правовой статус человека и гражданина (ст. 2,6 Конституции РФ),

2. Основы (принципы) конституционного строя, определяющие функционирование гражданского общества (ст. 7, 8, 9, 12, 13, 14Конституции РФ).

3. Основы (принципы) конституционного строя, определяющие организацию государственной власти (ст. 1, 3, 4, 5, 10, 11 Конституции РФ).

4.Принцип верховенства права и основанного на нем закона (ст. 15 Конституции РФ).

Заключение

Основы конституционного строя - это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношении в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Проводимые в последние годы в России экономические, политические и правовые реформы направлены на совершенствование институтов общественного и государственного строя. Постоянное развитие рассмотренных, основополагающих общественных отношений, динамизм правового регулирования требует постоянного и своевременного их изучения.

Законодательстве России

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации 1993г. базируется на принципиально новой концепции прав человека, по сравнению с той, которая получала отражение в предшествующих союзных и российских Конституциях советского периода. Отказ от постулатов, воплощаемых в прежних Конституциях, переход на новые принципы первоначально был ознаменован принятием Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. «Декларации прав и свобод человека», а затем Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. «Декларации прав и свобод человека и гражданина». Это повлекло за собой полное обновление редакции раздела Конституции Российской Федерации 1978 г. «Государство и личность» и положило начало приведению конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, отказу в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству. Конституция Российской Федерации 1993г. закрепляет новые исходные начала утверждающейся в России концепции прав человека и гражданина. Изменения коснулись всех основных ее аспектов.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, последующее конституционное законодательство России и новая Конституция ознаменовали отказ отклассового подхода в закреплении правового статуса личности. Этот принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Российской Конституции 1918 г.

Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалась лишение их прав, которыми они пользуются и беспощадное подавление. Эта норма воспроизводилась и в Конституции России 1925 г. В последующих Конституциях, как Союза ССР, так и России, провозглашавших поэтапно сначала «построение основ социализма», затем «развитого социалистического общества» формы проявления классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его осталась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем, использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», затем, «в соответствии с целями коммунистического строительства».

По Конституции РСФСР 1978г. в начальной редакции даже свобода научного, технического и художественного творчества гарантировалась гражданам в соответствии с «целями коммунистического строительства» (ст. 45). Эти положения Конституции свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя являлась преступлением перед государством.

Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли.

На практике это привело к физическому уничтожению огромного числа граждан, объявленных «врагами народа». Классово-идеологический критерий не применим в демократическом, правовом государстве. В Конституции Российской Федерации 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Признается и политическое многообразие. В соответствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека и гражданина с его социальным статусом, приверженностью к тем или иным идеологическим ценностям и политическим взглядам. Конституция признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.

В основу новой концепции прав человека положен иной подход к субъекту правового статуса личности. Это получило свое выражение, прежде всего, в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека».

В социалистической доктрине человек, его права не при­знавались в правовом, политическом аспектах как значимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящиеся», «эксплуататоры», затем «граждане». Первый шаг к выходу за рамки этих понятий сделала Конституция СССР 1977 г. и соответственно Конституция РСФСР 1978 г., озаглавившие вторые разделы понятием «Государство и личность». Однако в них по-прежнему фиксировались права и свободыграждан.

После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации понятие«права человека» получило и конституционное признание. Понятие «права человека» и «права гражданина» - близки, но не совпадают по своему содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Поэтому Конституция, характеризуя этот статус, применяет оба понятия, фиксируя права и свободы человека и гражданина.

Первое из них подчеркивает неотъемлемость прав человеческой личности как таковой, вытекающих, как отмечается во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., из присущих всем членам че­ловеческой семьи достоинства и свободы.

Второе - исходит из незыблемых прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового. В конкретном перечне прав и свобод эти понятия в значительной части совпадают и не могут рассматриваться изолировано друг от друга. Вместе с тем, они не сливаются, отражая особенности сущностной природы прав и свобод. Эти различия проводятся и в Конституции. Субъекты прав и свобод в различных статьях определяются по-разному. В большинстве статей права и свободы адресуются «каждому», а в некоторых - «гражданину». Последнее относится к тем правам, которые вытекают из принадлежности лица к гражданству данного государства.

Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности являетсяпризнание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.

В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципах коллективизма, перед буржуазным строем.

Характерно в этом плане, что в отличие от предшествующих революций, в ходе которых провозглашались Декларации правчеловека и гражданина, становление «социалистического» государства в России ознаменовалось Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Принцип коллективности, коллективизма может и должен выступать положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не основан на игнорировании индивидуальных прав и свобод каждого человека.

В социалистической теории и практике такое соотношение не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как необходимость безусловного признания всеми социалистических ценностей, полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающих от гос­подствующей идеологии.

Когда в конституциях этапа «развитого социалистического общества» впервые было применено понятие «народ», это обосновывалось тем, что в социалистическом государстве сложилась новая историческая общность людей - советский народ в результате утверждения полного морально-политического единства всех классов и слоев общества.

По новой концепции прав человека коллективность не трактуется уже как основанная на единомыслии, приверженности одной господствующей идеологии, под ней уже не подразумевается необходимость полного морально-политического единства всех граждан, фактически не достижимого ни в одном демократическом государстве. Люди всегда были, есть и будут разными, а в обществе всегда имеются противоречия.

Основой коллективности в современных условиях должно явиться объединение усилий всех слоев общества по достижению цели создания в России правового, экономически процветающего государства путем формирования легитимного механизма, способного обеспечить условия для согласования интересов различных социальных групп, устранение противоречий, дестабилизирующих общество.

Достижение согласованных государственных решений основывается не на принудительном подавлении политических оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблеме руководства.

Еще одной чертой, качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности. Этот постулат непосредственно вытекал из отмеченных выше исходных позиций, присущих социалистической концепции. Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство само всеобъемлюще выражает общественные и личные интересы. Вследствие этого, считалось, что у личности, как и общества в целом, не могут быть политические интересы, противоречащие государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии - это воля народа». Если же такие интересы формировались, то в зависимости от формы их выражения, они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства.

Одним из условий обеспечения приоритета государственных интересов являлось глобальное огосударствление общества, всех общественных формирований, которыми было поголовно охвачено советское общество, никогда не имевшее качества гражданского общества.

Исходными началами действующего конституционного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государство уже не рассматривается как ассоциация, охватывающая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно уже несет перед гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность.

В Конституции записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Признаниевзаимных прав, обязанностей и ответственности получило законодательное закрепление в Законе о гражданстве Российской Федерации.

Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человекане отчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения(ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

В советском государстве теория о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не материалистических представлениях. Вместе с тем, это исходная в области прав человека позиция школы естественного права является общепризнанной. Она отражена во всех международных документах о правах человека.

Советская теория исходила из постулата о том, что права граждан предоставляются им социалистическим государством.

В конституции Российской Федерации 1993 года впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.

В ней закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются состав

Наши рекомендации