Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды
Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Элементы состава административного правонарушения:
1) объект административного правонарушения;
2) объективная сторона административного правонарушения;
3) субъект административного правонарушения;
4) субъективная сторона административного правонарушения.
Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).
44. Освобождение от административной ответственности.
Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).
Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.
Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Основания освобождения от административной ответственности можно подразделить на:
Общие;
Специальные, связанные с возрастом физического лица либо его определенным поведением.
Общим основанием является малозначительность совершенного административного правонарушения. Согласно статье 2.8 судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В Кодексе не указаны критерии малозначительности. При малозначительности должна отсутствовать существенная угроза охраняемым общественным отношениям. Не могут свидетельствовать о малозначительности административного правонарушения обстоятельства, связанные с личностью нарушителя, его имущественным положением, его действиями по устранению последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба. Условия освобождения от административной ответственности по этой статье являются:
Наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения;
Его малозначительных характер;
Принятие решения об освобождении от административной ответственности судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решать дело об адм. правонарушении. Объявленное при этом замечание не является мерой административного принуждения, влекущей за собой какие-либо юридические последствия. Иными словами лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Оно находится за пределами понятия повторности административного правонарушения и не может учитываться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.
К специальным основаниям относится прежде всего возраст лица, совершившего АПнарушение. Физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с учетом:
Его возраста;
Конкретных обстоятельств совершения адм. правонарушения;
Данных о лице совершившем правонарушение.
Решение об освобождении может быть принято комиссией по делам о несовершеннолетних.
Другие специальные основания освобождения от административной ответственности предусмотренные за правонарушение, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств или психотропных веществ.
Лицо освобождается от административной ответственности, если оно, во-первых, добровольно сдало указанные средства, а также их аналоги; во-вторых, обратилось в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потребление таких средств без назначения врача; в-третьих, если лицо, признанное больным наркоманией, согласилось на направление его на медицинское или социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.
Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность деяния. К ним относится, в частности, крайняя необходимость. Согласно ст. 2.7 не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
45. Ограничение административной ответственности.
Оно может выражаться в ограничении применения к тем и ли иным субъектам административных правонарушений взысканий либо оснований для их применения.
В первом случае лицо признается субъектом данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам не достигшим 18 лет, к инвалидам I, II групп.
Ограничение оснований для применения административных взысканий установлены в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, а также лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, связанной с применением административных взысканий в административном порядке и в других случаях, предусмотренных законодательством. Так, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. На общих основаниях они несут ответственность лишь за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и контрабанду. К ним не могут быть применены исправительные работы, административный арест, а к военнослужащим срочной службы также штраф. Но они могут быть освобождены от административной ответственности за эти административные правонарушения органом (должностным лицом), решающим дело, с передачей материалов для решения вопроса о дисциплинарной ответственности.