Вопрос: Общест и гос строй древнерусского гос-ва.
К IX веку у восточных славян устанавливается феодальная собственность на землю и складываются классы .В господствующий класс входили; киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать, дружинники, верхушка служилых людей. Феодалы называются бояре.Боярство формируется 2-мя путями, боярами становится родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя и формировавшиеся из княжеской дружины. Общим для них было то, что все они были крупными земельными собственниками. Землю получали от князя за службу, захватывали общинные земли. Земля была их наследственной собственностью, земельные владения назывались вотчинами.После принятия в X веке христианства часть земель сосредотачивается в руках церкви, монастырей, духовенства. Духовенство становится привилегированной социальной группой.Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной власти, смиренном к ней отношении. В руках у митрополитов и епископов сосредотачивается большое количество сел и городов, имелись свои слуги , войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Все группы феодалов в древнерусском государстве находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета.Вассальные отношения между феодалами возникли еще до появления государства у славянДружинники князя были также его вассалами. Он наделял их землей (пожизненно, позже стали наделяться землей на время службы). Многие крупные бояре имели также свои дружины. Эти дружинники были обязаны боярину военной службой, их можно назвать вассалами второй очереди.Росли политические права феодалов. Феодалы получали от князей иммунитеты, которые освобождали их от платежа дани в пользу князя, давали право иметь свою дружину, судить собственным судом подвластное им населения. Политическая власть становилась все в большей степени атрибутом крупной феодальной собственности.Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации приводит к тому, что становится свободных крестьян-общинников. Прямое насилие, внеэкономическое принуждение - этоосновной путь попадания в феодальную зависимость свободных крестьян общинников. Раздавая земли за службу, жалуя земли вместе с населявшими их крестьянами церкви, монастырям, князья тем самым насильственно превращали некогда свободных общинников в зависимых крестьян.Крестьянство в древнерусском государстве составляло основную массу населения. Их называли - смерды. Свободные смерды уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. Зависимые смерды - это те смерды, которые попали в зависимость от феодалов. Зависимость могла быть большей или меньшей, но выражалась в том, что они обязаны были платить подати, т.е.отбывать феодальные повинности. Крестьяне-смерды жили общинами-вервями. Вервь-община была соседской, территориальной, она уже не носила кровнородственный характер.Закупы - это смерды, которые попали в тяжелое экономическое положение, утратили свою хозяйственную самостоятельность. Взяв купу у феодала, закуп обязан был работать на господина до возвращения «купы», т.е. займа.Изгои- это люди, лишившиеся своего прежнего статуса, т.е. вышедшие, покинувшие по разным причинам общину или какое-то другое сообщество.Ими становились разорившиеся смерды, покинувшие общину, купцы-банкроты, дети духовенства, не научившиеся грамоте и т. д.Холопы(челядь, рабы) - наиболее бесправная часть древнерусского государства. Личность холопа не защищалась законом.За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества. Холоп не имел собственности, он был собственностью господина. Источниками холопства были: плен, брак с рабыней, рождение от рабыни, банкротство. В холопов превращали людей, совершивших тяжкие преступления. Хотя рабов в Киевской Руси было много, но рабство не стало основой общественного производства.Главное значение имели феодальные производственные отношения.Городское населениев древнерусском государстве было свободнее крестьян. Города были центрами ремесла и торговли, военными опорными пунктами. Все население платило налоги. Города не имели своих органов самоуправления, находились под княжеской юрисдикцией. Свободные жители пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все её статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество, которое объединялось в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Отметим следующее: все феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус.
Гос. Строй.Киевская Русь не была централизованным государством. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей.Государственное единство держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства стояла на лестнице феодальной иерархии. С укреплением феодального землевладения местные княжества усиливаются и все в меньшей степени нуждаются в помощи великого князя. К середине XI в. новые политические центры настолько усилились, что единое древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств. Древнерусское государство по форме правления было типичной раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала законодательная власть. Крупные законы назывались именами князей. князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства. Основу военной организации составляла великокняжеская дружина, дружины местных князей, а также ополчение. Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Дипломатические переговоры вели сами князья. Выполняли князья и судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными, великий киевский князь передает свою власть по наследству, по прямой линии от отца к сыну.Великий князь не мог обойтись без Совета крупных феодалов. Юридически он никак не был оформлен, но имел серьезное влияние на князя. В Совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, вопросы о войне. Существовало вече-собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная система управления.При ней десятские, сотские, тысяцкие имели функции государственного управления (тысяцкий выполнял функции военачальника),Эта система уступает место дворцово-вотчинной,которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления княжеским доменом! В хозяйстве великого князя имелись слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и т.д.) Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги - тиуны.Дань собиралась путем полюдья,князья (раз в год) объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Судебных органовне существовало. Судебные функции выполняли представители администрации, включая самого князя. Судебные функции выполняла церковь, а также отдельные феодалы, наделенные иммунными грамотами, давшими им такое право.Существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении правосудия. ( вирники,которые собирали уголовные штрафы за убийство.)Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, судили, устанавливали и взимали штрафы.Вместо жалованья за службу они имели право сбора «корма» с населения. Размер корма определялся в грамотах. Эта система управления называлась системой кормления.Итог:Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял великий князь, который в своей деятельности опирался на Совет крупных феодалов.