Государственный строй Древнерусского государства

Организация государственного единства:

Под государственным единством следует понимать отношения как между частями и целым государства, так и взаимосвязь самих частей государства, а также различные основы объединения этих частей: например, политические и экономические.

Возникновение Древнерусского государства стало результатом процесса объединения ряда политико-территориальных образований, существовавших ранее на территории будущего Древнерусского государства. Основой данного объединения являлась власть великого князя киевского. Именно поэтому Киевская Русь может быть рассмотрена как единое достояние и собственность рода Рюриковичей. Данные основы устройства государства порождали порядки взаимоотношений между великим князем и остальными (младшими) князьями.

Части страны, называемые волостями и наделками, находились под управлением князей, которых стоит рассматривать в качестве наместников со стороны великого князя. Распределение земель между младшими князьями осуществлялось старшим в роду при вступлении на великокняжеский престол. Данные князья были уполномочены на сбор дани с подвластного населения, а также на выполнение судебных функций в подвластных территориях.

Пример: Ярослав Владимирович, будучи новгородским князем, собирал с новгородской земли около 3000 гривен, из которых 2000 он отправлял своему отцу Владимиру в Киев.

Власть великого князя по отношению к младшим князьям проявлялась в ставших традиционными обязанностях младших князей: подчиняться великому князю, являться к нему по первому требованию, выступать в военных действиях со своей дружиной. Великий князь и мел исключительное полномочие на разрешение споров между князьями. Именно эти особенности подчинения могут свидетельствовать о сформировавшихся отношениях сюзеренитета-вассалитета, позволяющих рассматривать государство как феодальное. Необходимо отметить, что такая форма государственного единства предполагала наличие конфликтов между князьями, вызванных желанием заместить великокняжеский престол (Пример: история про Святополка).

С развитием феодальных отношений можно заметить изменения характера института княжества на местах. Управление младших князей на местах изначально рассматривалась как переданное великим князем, однако впоследствии власть младших князей стала приобретать характер некой суверенности: младшие князья становятся полноценными властителями в своих землях. Эта тенденция, в частности, положит начало местничеству. Пример: Любеческий съезд 1097: «Каждый да держит отчину свою».

Государственный механизм:

Структура государственного механизма в Древнерусском государстве определена органами, осуществляющими государственную власть, ими являлись: великий князь, совет при ВК, местные князья, вече, княжеские съезды, должностные лица из дружины князя, церковные иерархи (в рамках существующей компетенции).

Великий князь осуществлял следующие функции:

· Законодательная функция - принимал все важнейшие для государства законы. Пример: Русская Правда, церковные уставы Ярослава и Владимира.

· Функция по установлению налогов и решению финансовых вопросов. Пример: княгиня Ольга.

· Судебная функция. Великий князь являлся высшей судебной инстанцией Древнерусского государства. Об активном осуществлении правосудия может свидетельствовать следующий факт: судебные пошлины и штрафы стали важнейшим источником пополнения государственной казны на данном этапе развития государства.

· Военная функция: возглавлял военные походы, имел собственную великокняжескую дружину.

Также ВК возглавлял систему управления. В его компетенцию входили полномочия по назначению наместников, посадников и других должностных лиц

Совет при князе:

Представлял собой неформальный орган власти. Состоял из княжих мужей, бояр, градских старцев и церковных иерархов. В совете обсуждались важнейшие государственные вопросы. Пример: именно советом при князе была принята Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие законы.

Вече:

Являлось высшим органом власти в государстве. Состояло из представителей свободных людей, где решающую роль играло боярство. Институт вече держит корни от былой родо-племенной организации общества, где коллективный характер решений имел господствующий характер. Также термин вече использовался для обозначения городских собраний, собраний концов и т.д.

Княжеские съезды:

Начали собираться с конца XI века. Первый известный истории съезд состоялся в 1097 году в городе Любече. На этом съезде происходило обсуждение вопросов об отношениях между князьями: как внутренних (земли), так и внешних (вопросы противостояния внешней опасности).

В Древнерусском государстве существовали два порядка управления:

1. Десятичная система управления – предполагала существование отдельного полка («тысячи») в главе с тысяцким, состоящего из всего мужского населения города. Тысяча делилась на сотни (во главе с сотскими), а сотни на десятки (во главе с десятскими). Изначально должностные лица, возглавлявшие данные образования избирались самим населением. Десятичная система управления образовалась в период существования военной демократии и продолжила развитие на всем протяжении существования Древнерусского государства: т.к. частая необходимость противостояния вражеским нападениям породила совмещение военных функций (в период военных действий) и управленческих (в мирное время) должностными лицами.

2. Дворцово-вотчинная система управления – может быть рассмотрена как система управления высшего уровня по отношению к десятичной системе. Такая система управление опиралась на власть князя и была тесно связана с потребностью осуществлять руководство дворцовым хозяйством для обеспечения всем необходимым княжеской семьи, а также самого княжеского двора и дружины. Данное управление осуществлялось в рамках вотчины, центром которой являлся княжеский двор. Отрасль управления («наряды») возглавлялась дворским (позднее - дворецкий): княжеские села и должностные лица, заведовавшие отдельными отраслями дворцового хозяйства, находились в его подчинении. Помимо дворских существовали должностные лица, именуемые тиунами, в чьи обязанности входило ведение различными отраслями хозяйства, а также присмотр за самим двором (домом, конюшней и т.д.)

Форма правления:

Принимая во внимание тот факт, что власть в Древнерусском государстве сосредотачивалась в руках князя и передавалась по наследству старшему в роду Рюриковичей, можно определить форму правления в государстве как монархию. Особенности общественного устройства государства, а именно наличие трех укладов: патриархального, рабовладельческого и феодального на фоне проявляющейся тенденции к укреплению и развитию феодальных отношений позволяют нам охарактеризовать Древнерусское государство как раннефеодальное. Таким образом, в государстве этого периода существует раннефеодальная монархия. Среди особенностей такой монархии можно отметить следующие:

· Власть монарха ограничена интересами его ближайшего окружения

· Наблюдается весьма слабая связь между центром и местами государства

· Государственный механизм находится на стадии начального развития, о чем свидетельствует наличие дворцово-вотчинной системы управления

Соотношение церкви и государственной власти:

Религия в указанный период (с X по XI вв.) занимала важнейшее место в жизни общества. Именно это позволило церкви стать элементом политической системы, чье влияние и власть в целом могли быть сопоставлены со светскими органами власти. Церковь стала универсальным общественным институтом, который взял на себя идеологическую функцию в государстве.

Начиная с языческой реформы Владимира Святославовича, государство стало проводить политику, направленную на укрепление единства с помощью идеологии. Создание пантеона языческих богов не смогло выполнить данной задачи. Однако, с принятием на Руси христианства появились (но не сразу) тенденции к сплочению частей государства под общим идеологическим началом. Митрополия, созданная на территории Руси и находящаяся в подчинении Константинопольского патриарха, закладывает основы структуры церковного управления в государстве, которая впоследствии просуществует до принятия патриаршества в 1589 году.

К ведению церкви отнесены такие вопросы как:

4 Все семейные отношения (дела)

5 Преступления против нравственности

6 Преступления против самой церкви

7 Привлечение к ответственности служащих церкви

Отметить: Устав Владимира и Устав Ярослава

Эти тенденции способствуют выделению и развитию канонического права в правовой системе Русского государства.

Таким образом, в системе Древнерусского государства церковь начинает играть важную роль развивающегося общественного идеологического инструмента.

Наши рекомендации