Основные аспекты производства выемки
Выемка— это принудительное изъятие у какого-либо лица, из учреждений и организаций определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, но без их предварительного принудительного поиска, ибо известны объект, подлежащий изъятию, и место его нахождения.
Тактика выемки значительно проще тактики обыска, т.к. при выемке практически не осуществляются поисковые действия принудительного характера. Да и ее объектом чаще всего служат различного рода документы, что также накладывает своеобразный отпечаток на действия следователя при выемке.
По своему характеру и задачам выемка во многом сходна с обыском. Основные рекомендации, относящиеся к обыску, можно использовать также при подготовке и проведении выемки. Проводя выемку, следователь должен позаботиться о присутствии при этом действии лица, в ведении которого находятся искомые объекты. Выемка может быть произведена как из помещения, так и из укрытия, находящегося, например, на садовом участке и т.п. Чаще всего она проводится для изъятия документов и предметов, находящихся в ведении предприятий, организаций или учреждений. В некоторых случаях, когда выемке предшествует отбор предметов и документов, имеющих значение для дела следователь может воспользоваться помощью специалистов в соответствующей области (экономиста, товароведа, криминалиста), которые могут обратить внимание следователя на специфические признаки объекта, представляющие интерес для дела. В этом случае следователь на месте принимает решение о необходимости выемки и производит ее после оформления постановления.
В отличие от ч. 2 ст. 167 УПК РСФСР, законодатель в новом УПК РФ предусмотрел особый порядок выемки не только документов, содержащих государственную тайну, но и документов, содержащих иную тайну, охраняемую федеральным законом. Выемка предметов и документов, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится по постановлению следователя с санкции прокурора.
Это конституционное требование, основанное на международных нормах, воспринято Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", новым уголовно-процессуальным законодательством, которое ограничило право государства беспрепятственно вторгаться в личную жизнь и предпринимательскую деятельность граждан.
Выемка документов, содержащих сведения, отнесенные к отдельным видам тайны (почтово-телеграфная корреспонденция, информация о счетах и вкладах), требует судебного решения, к остальным - санкции прокурора.
Государственная тайна в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ, - это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Некоторые особенности имеются при производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции, незаконная выемка корреспонденции является нарушением ст. 23 Конституции РФ, гарантирующей гражданам тайну переписки. В этих случаях особое требование предъявляется и к подбору понятых, которые приглашаются лишь из числа работников почтового отделения. При этой зависимости от характера расследуемого дела и содержания изымаемой корреспонденции, в одном случае, когда она представляет интерес для следствия, ее изымают и приобщают к делу, в другом — когда информация не имеет
криминалистической значимости, следователь, ознакомившись с ее содержанием, составляет протокол осмотра, а корреспонденцию оправляют по назначению. Иногда следователь пользуется помощью криминалиста (например, для выявления тайнописи, установления автора анонимного письма).
При этом следует иметь в виду, что документы с информацией о счетах и вкладах граждан, юридических лиц могут храниться не только в банках и иных кредитных организациях, но и находиться во владении различного рода организаций, а также физических лиц. Несоблюдение установленного порядка выемки подобного рода документов может повлечь за собой не только обоснованный отказ следователю в их выдаче, но и признание полученных с нарушением закона доказательств ничтожными.
Выемка - принудительное следственное действие. Если точно известно, где находятся подлежащие выемке предметы (документы), они изымаются без согласия их владельца. Однако если эти предметы по какой-либо причине отсутствуют или укрываются, а так же при отказе добровольно выдать подлежащие выемке объекты или при наличии сомнений в том, что требуемое выдано полностью, или вероятности подмены одного предмета другим вместо выемки может быть произведен обыск. В случаях, не терпящих отлагательства, - без судебного решения.