Тактика производства обыска и выемки

Тактические приемы обыска определяются тем, что и где отыскивается. В то же время существуют общие тактические положения, касающиеся проведения обыска любого вида.

Различаются четыре стадии производства обыска:

1. Подготовительная (предварительная) заключается в прибытии следствен­
но-оперативной группы к месту обыска, проникновении на обыскиваемый объ­ект и проведении мероприятий, обеспечивающих нормальное проведение след­ственного действия.

2. Обзорная стадия состоит в обходе подлежащего обыску помещения или уча­стка местности, во время которого следователь непосредственно знакомится с об­становкой, намечает план обыска, окончательно распределяет обязанности между
участниками, принимает решение об использовании технических средств.

3. Детальная стадия включает в себя непосредственно поиск объектов, инте­ресующих следствие. На этой стадии реализуется большинство тактических
приемов обыска.

4. Стадия фиксации результатов обыска выражается в составлении протокола
следственного действия и описи к нему, вычерчивании планов и схем обыски­ваемых помещений или участков местности, использовании таких дополни­
тельных средств фиксации, как кино-, фотосъемка и видеозапись.

В криминалистике различаются следующие тактические приемы обыска:

1. Последовательное и выборочное обследование. Последовательный метод
предполагает, что следователь в ходе обыска движется в избранном направле­нии, осматривая все встречающиеся объекты и поочередно переходя от одного
к другому. При выборочном методе в первую очередь обследуются места наи­более вероятного хранения искомых объектов.

2. Одиночный и групповой поиск. Эти приемы избираются в зависимости от
количества обыскивающих (один следователь, либо совместно с другим следо­вателем, либо оперативными работниками).

3. Совместный или раздельный поиски. В случае совместного поиска следователь, например, отвечает за тактическую сторону обыска, а помощник (специалист, оперработник) - за техническую. Раздельный поиск выражается в самостоятельных действиях каждого обыскивающего, что требует от них достаточной подготовки.

4. Параллельное и встречное обследование. Параллельное обследование це­лесообразно при обыске в просторном помещении или на участке местности.
Если помещение загромождено предметами обстановки, более удобен встреч­ный поиск: один из обыскивающих движется вдоль одной из стен помещения
(например, левой от двери), второй — вдоль другой (правой). Встретившись,
они осматривают центр помещения.

5. Обследование без нарушения и с нарушением целостности проверяемых
объектов. В последнем случае в ходе обыска могут быть взломаны хранилища,
вспороты обивка мебели или швы на одежде, вскрыты встроенные в стены или
пол тайники и т.п.

6. Метод сравнения однородных предметов или участков. В ходе такого
сравнения нередко выявляется несоответствие размеров сравниваемых предме­тов или частей помещения, что косвенно указывает на наличие тайника.

7. Метод микрообыска с использованием оптических приборов (различных
луп) предполагает выявление мельчайших следов, признаков и объектов, инте­ресующих следствие.

8. Метод "словесной разведки". Он заключается в следующем: завершая об­
следование какого-либо объекта (например, шкафа, книжных полок и т.п.),
обыскивающий вслух произносит название объекта, к обследованию которого
он собирается приступить. Предупрежденный заранее другой участник следст­венно-оперативной группы (оперработник, специалист) в это время вниматель­но наблюдает за реакцией обыскиваемого. Признаки волнения у него (или, на­
оборот, отсутствие таких признаков) помогает избрать верное направление по­иска и обнаружить утаиваемые объекты.

Решая вопрос о местонахождении лиц, присутствующих в обыскиваемом помещении, необходимо иметь в виду следующую тактическую рекомендацию. Замечено, что люди, спрятавшие где-либо важные для них объекты, стремятся держать их в поле зрения. Поэтому перед началом поисков надо предложить обыскиваемым самостоятельно выбрать для своего местопребывания участок помещения или комнату. Эти места надлежит подвергать наиболее тщательному обыску.

Как известно, в самом начале обыска следователь предлагает обыскиваемому добровольно выдать объекты, указанные в постановлении или судебном реше­нии. Если обыскиваемый выдает их добровольно, то не всегда целесообразно отказываться от проведения обыска. Эта рекомендация вызвана тем, что неред­ко обыскиваемый умышленно сразу же выдает названные ему объекты, чтобы (послать поисков, а следователь еще не располагает сведениями о наличии у обыскиваемого других вещей и ценностей, имеющих отношение к делу. Кроме того, обыскиваемый может оказаться причастным к совершению иных, не изве­стных следствию преступлений, что может быть выяснено в ходе обыска. В помещении могут оказаться предметы и документы, исключенные из оборота, которые подлежат изъятию. И наконец, в ходе обыска, как правило, добывают­ся сведения, характеризующие личность обвиняемого, что всегда важно для полного и всестороннею расследования.

При проведении обыска с целью обнаружения тайников необходимо уделять особое внимание негативным обстоятельствам (например, следам свежей штукатурки, побелки, окраски стен; отсутствию шпаклевки между досками пола или же блеску шляпок гвоздей; наличию свеженаклеенных обоев; более глухому звуку при простукивании одной части стены по сравнению с другими; наличию увядших растений в цветочных горшках, что может объясняться их пересадкой с целью устройства тайника; утолщениям и заплатам на одежде, необычному поведению животных и т.п.).

Следователю надо иметь представление об уловках, к которым прибегают преступники, прячущие различные объекты. Хоти все их перечислить невоз­можно, представляется нужным выделить некоторые из наиболее типичных.

Характер тайника зависит обычно от свойств скрываемых объектов, склон­ностей прячущего, его способности к фантазии и ухищрениям. Тайниками принято называть полости, используемые для сокрытия предметов, и оборудо­ванные в земле, деревянных, кирпичных, бетонных и иных стенах зданий, кладках печей, мебели и т.п.

Помимо оборудования тайников, разыскиваемые вещи иногда опускают за окно или кладут на крышу и наружные карнизы. В других случаях, напротив, искомый объект оставляют на виду, и он не воспринимаем при беглом осмот­ре помещения.

Нередко прячущие рассчитывают на брезгливость следователя и помещают разыскиваемые предметы в места скопления мусора, туалеты, грязное белье. В иных случаях они делают ставку на гуманность следователя, помещая искомые объекты в постель больного, пеленки ребенка, в предметы религиозного культа (иконы. Библию и пр.).

Иногда обыскиваемые сознательно стараются отвлечь внимание следователя от поисков: задают вопросы, производят действия, переключающие внимание следователя (например, наказывают ребенка, устраивают ссоры, вызывают на провокацию, стимулируют обморочное состояние) либо создают видимость со­действия ходу обыска, фактически отвлекая следователя от поисков в определенном месте (например, "подсказывают", что не обследована та или иная ком-ката, участок, предмет мебели). Естественно, подобное "содействие" нужно воспринимать критически.

Наряду с поисками тайников, необходимо обращать внимание и на обычные места храпения, а также на старые вещи и бумаги, сложенные в шкафах, кладо­вой и других подсобных помещениях. Там могут быть обнаружены предметы и документы, о которых преступник забыл или которые спрятал

Свои особенности имеет обыск в помещении либо на участке местности при отыскании трупа или его частей. Направление поисков в известной степени за­висит от расположения дома (находится в сельской или городской честности). В сельской местности, обладая отдельным домом, преступники чаще всего ук­рывают труп в самом доме пли рядом с ним, поскольку беспрепятственному захоронению трупа способствует наличие приусадебного участка и подсобных помещений.

В условиях города преступники стараются побыстрее удалить труп из квар­тиры. Чтобы сделать это незаметно, его нередко расчленяют и по частям выно­сят из помещения. Искать в квартире временно спрятанный труп или его части нужно под кроватями, в диванах, гардеробах, погребах и гаражах, где они могут находиться в разнообразной упаковке.

В некоторых случаях преступники стараются уничтожить труп путем сожже­ния. В первую очередь, они уничтожают голову, чтобы затруднить установление личности убитого. Однако при таком способе уничтожения почти всегда остаются не полностью сгоревшие части головы: чубы, кости, пряди полос. По­этому в ходе обыска нужно изучить содержимое печей. В просеянной золе можно обнаружить металлические предметы: пуговицы, заколки, кольца и т.п.

Важное значение для раскрытия преступления имеет обнаружение при обы­ске вещей, с которыми исчезнувший обычно не расставался (палка, очки, коль­ца, серьги, бумажник, паспорт, военный билет, трудовая книжка и пр.), если обыскиваемый утверждает, что исчезнувший уехал из дома навсегда или на продолжительный период.

До начала обыска на местности территория, подлежащая обследованию, де­лится на участки (прямоугольники, треугольники, сектора), границы которых четко определяются естественными особенностями рельефа, растительности или обозначаются колышками, флажками и иными ориентирами. Длина участ­ков должна быть не более 100 м, т.е. расстояния, позволяющего наблюдать расположение объектов и действия участников поиска (на пересеченной местности это расстояние должно быть еще меньше).

Обыск производится по намеченным участкам е последовательным перехо­дом от одного к другому. Обыскивающие перемешаются, как при осмотре ме­стности, "по спирали" (концентрическим или эксцентрическим окружностям), по линиям секторов, зигзагами и т.п.

При поиске на местности большую помощь оказывает применение служебно-розыскной собаки, а также использование различной поисковой техники: щупов, магнитных искателей, металлоискателей, приборов для поисков трупов и др.

При производстве обыска по делам несовершеннолетних следователь основ­ное внимание уделяет поведению обыскиваемого, поскольку подросток в меньшей степени, чем взрослый, владеет своими чувствами. По тембру голоса, длительности паузы, запинкам можно судить о волнении, которое испытывает обыскиваемый при обследовании тех или иных объектов. Наблюдение за несо­вершеннолетним и членами его семьи помогает предотвратить попытки спря­тать или уничтожить вещественные доказательства.

Не следует ограничивать обыск только той комнатой, где проживает несо­вершеннолетний, поскольку отыскиваемые объекты он может прятать среди вещей, принадлежащих другим членам семьи, в местах общего пользования и подсобных помещениях.

В общежитии обыскивают места, имеющие непосредственное отношение к обвиняемому (подозреваемому). Однако, если следователь располагает данны­ми о том, что интересующие его объекты находятся у соседей обыскиваемого несовершеннолетнею, то по вынесении мотивированного постановления поис­ки могут быть распространены и на предметы, принадлежащие им.

Если подросток живет на частной квартире, то у хозяев надлежит выяснить, где хранятся его личные вещи, к каким помещениям он имеет доступ. Если там ничего не найдено, следователь может поступить, как и в предыдущей ситуа­ции.

При обыске по делам несовершеннолетних продолжается сбор материалов о личности обвиняемого (подозреваемого). С этой целью важно осмотреть, а если потребуется — изъять дневники, письма и иные записи подростка, изучить условия для учебных занятий.

В случае необходимости ведется поиск одежды, приметы которой названы в показаниях потерпевшего. По делам несовершеннолетних эти поиски обычно результативны, поскольку количество предметов одежды у подростков ограни­чено, а их наличие контролируется родителями. Поэтому если одежда не обна­ружена при обыске, то у родителей несовершеннолетнего, его попечителей и близких родственников нужно выяснить, действительно ли имелась у него такая одежда и ее местонахождение.

Личный обыск тактически правильно производить в два этапа: на месте за­держания или ареста и в райотделе милиции либо в кабинете следователя после доставления туда подозреваемого или обвиняемого. Вызвано это тем, что на месте задержания или ареста может не оказаться необходимых условий для тщательного проведения личного обыска. Кроме того, искомые объекты после первичного обследования обыскиваемого лица в результате ухищрений могут вновь оказаться у него.

Личный обыск, как правило, проводится от головы к ногам, начиная от го­ловного убора, пальто либо иной верхней одежды и завершая обувью или бель­ем. При обследовании головного убора в случае необходимости нужно вскрыть козырек, подкладку, отделить картон и потовую полосу, банты, ленты и другие украшения. Известны случаи, когда записи были сделаны на картоне, а доку­менты спрятаны в козырьке.

Тщательно исследуются воротник, рукава, накладные плечи, карманы, швы, складки одежды, заплаты и нашивки. При обнаружении на ощупь спрятанных в одежде предметов или документов ее распарывают в этом месте. Надо иметь в виду, что зашитые бумаги не всегда издают шуршащий звук при прощупыва­нии, поскольку они могут быть предварительно смяты. Нужно внимательно осмотреть полые или обшитые материей пуговицы и пряжки, так как они могут содержать искомые объекты (записки, деньги, наркотики и пр.).

В обуви, особенно побывавшей в ремонте, кустарной или ортопедической, нужно обследовать стельки, накладки носков, задники, проверить, не отвинчивается ли каблук, нет ли в нем тайника. Тщательному обследованию подлежат также предметы, которые находятся при обыскиваемом (сумка, зонтик, портси­гар, зажигалка, записная книжка и т.п.).

После завершения личного обыска место, на котором он производился, целе­сообразно осмотреть, чтобы убедиться, не избавился ли обыскиваемый от ком­прометирующих его вещей или документов.

При производстве выемки присутствуют те же лица, что и при обыске. Об­щими являются основные тактические рекомендации.

Как и при обыске, в ходе выемки следователь вправе принудительно вскры­вать запертые помещения и хранилища, изымать интересующие его объекты, даже если владелец или распорядитель отказывается удовлетворить требование следователя добровольно. Если при этом нужных объектов на месте не оказа­лось, следователь не вправе вести поиски до вынесения мотивированного по­становления о производстве обыска. Однако, если следователь располагает све­дениями о том, что присутствующее при выемке лицо скрывает документы или предметы, подлежащие изъятию, следователь вправе подвергнуть его личному обыску, без вынесения постановления об этом.

Прибыв на место производства выемки, следователь в присутствии понятых предъявляет лицу, в распоряжении которого находятся интересующие следствие объекты, требование об их выдаче. Осуществляя их изъятие, следователь сверяет реквизиты документов и признаки предметов с данными, содержащимися в ма­териалах дела, чтобы не допустить их подмену. Выемка предметов, имеющих репарационные номера, должна сопровождаться изъятием соответствующих Документов (паспортов, удостоверений, гарантийных талонов и т.п.).

Выемка почтово-телеграфной корреспонденции1 обладает своей спецификой. Следователь может распорядиться о задержке всей корреспонденции (или ее части), поступающей отовсюду либо из определенных пунктов. Получив санк­ционированное прокурором мотивированное постановление следователя, на­чальник почтово-телеграфного учреждения обязан принять меры к задержанию указанной корреспонденции и незамедлительному уведомлению об этом следо­вателя.

Следователь прибывает в почтово-телеграфное учреждение, где в присутст­вии представителя администрации, а также понятых из числа работников учре­ждения связи осматривает корреспонденцию и принимает решение о ее изъятии или отправлении адресату. Осмотр корреспонденции может быть произведен в кабинете следователя.

Наши рекомендации