Причины и этапы закрепощения крестьян
Период сословно-представительной монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян.
Первым юридическим актом в направлении закрепощения крестьян явился Судебник 1497 г., которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян. Писцовые книги, которые составлялись в 50—90-е гг. XVI в., стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», которые устанавливали сроки сыска и возвращения беглых крестьян (от 5 до 15 лет). И наконец окончательным актом процесса прикрепления крестьян к земле стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливающее бессрочность сыска.
По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Но затем крепостное право стало напоминать холопство, так как крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян путем продажи, закладывания, дарения и пр. К концу XVII в. помещики стали открыто продавать своих крестьян, хотя Соборным Уложением 1649 г. это было запрещено.
Закрепощение крестьян осуществлялось двумя путями:1) внешнеэкономическим; 2) экономическим (кабальным).
В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы.
Крестьяне-старожильцы – основное население феодальных вотчин или государственных земель, противопоставляемое «новоприходцам», крестьянам, вновь призванным феодалами в свои имения из других княжеств. Старожильцы – это крестьяне, издавна живущие на земле своего феодала и выполняющие в его пользу определенные феодальные повинности. Старожильцев называют людьми «искони вечными» и «пошлыми», т. е. старинными. Вместе с ликвидацией удельных княжеств исчезает возможность «перезываний» крестьян из княжества в княжество.
Помимо этого, по форме зависимости крестьянин мог быть:
1) половником – крестьяне-общинники, передававшие феодалам свои участки земли. За право пользоваться землей феодала половники были обязаны отдавать половину своего урожая. Половники имели право по истечении срока договора уйти от землевладельца, погасив задолженность. В Пскове половники делились на изорников-пахарей, огородников и кочетников, т. е. рыболовов. Их объединяло то, что они жили не на своей земле, а в селе «государя». Закон устанавливал общие нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью и при условии выплаты всех долгов;
2) серебрянником (работать на проценты).
Внешнеэкономическая зависимость проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времени Русской Правды: ограничиваются источники холопства, учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.
15) В период становления абсолютизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной оппозцией, выступавший против усиления царской власти. Абсолютизм делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу. Происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. Основой правового положения дворян являлось их монопольное право на земельную собственность. Окончательное слияние вотчины и поместья произошло по Указу о единонаследии от 23 марта 1714 г. Было законодательно закреплено привилегированное положение дворянства, как неподатного сословия в отличие от других групп населения. Для продвижения по служебной лестнице важна была не знатность происхождения, а годность к службе. Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. Духовенство как сословие складывалось в процессе зарождения и развития феодализма. Однако его правовая регламентация усилилась в период абсолютизма, когда активно шел процесс подчинения церкви государству. Духовенство делилось на черное и белое. Оно было важной политической силой в стране, владело большим количеством земли и крестьян. Белое духовенство несло повинности и платило налоги в пользу черного. Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых. Помещики выжимали из крестьянского труда максимальные доходы, не останавливаясь перед самыми жесткими мерами в отношении неплательщиков.Во главе государства стоял абсолютный монарх, которому принадлежала высшая законодательная,исполнительная, судебная власть. Он являлся главнокомандующимвооруженных сил страны. С подчинением церкви государству монархстал и главой церкви.В феврале 1711 г. был учрежден Сенат. Первоначально он состоял из 9 человек, назначаемых царем, независимо от их происхождения.Царь контролировал деятельность Сената через специально созданные
органы. Главную роль в Сенате играло присутствие, т.е. общее собрание сенаторов. Здесь обсуждались и решались голосованием основные вопросы,подведомственные Сенату, вначале единогласно, а с 1714 г. -большинством голосов.При Сенате существовало несколько особых должностей, имевшихвесьма важное значение в области государственного управления. Ктаким, частности, относились фискалы. Они должны были "тайно проведывать,доносить и обличать" все злоупотребления должностных лиц,
как высших, так и низших, надзирать за исполнением законов.Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма. КомпетенцияСената была весьма обширной. Будучи высшим правительственнымдминистративным учреждением, он сосредоточил в своих руках управлениецентральными и местными учреждениями, решая множество важных
вопросов текущей внутренней и внешней политики.До создания коллегий центральными органами управления являлись приказы. Количество приказов колебалось в зависимости от государственныхпотребностей.Одной из характерных черт приказов являлось то, что они были нетолько административными, но и судебными органами. Они ведали либо
определенной отраслью государственной жизни, либо определенной
территорией. Приказы руководили местными органами управления.Недостатки приказной системы стремились ликвидировать различными
способами. Нередко во главе ряда приказов ставился один человек.
Иногда несколько приказов объединяли в один. Громадное их количество
сильно затрудняло контроль за их деятельностью.Эти частичные преобразования государственного аппарата имели
своей целью его улучшение и подготовку к ведению длительной Северной
войны. Однако они не достигли значительного эффекта.Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях
определялись Генеральным регламентом коллегий.
Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой
офицеров, рекрутскими наборами.Во второй половине XVII в. в основном
действовала система местных органов управления, сложившаяся в
предшествующий период.
Существенная перестройка местного аппарата произошла в первой
четверти XVIII в. Реформы местных органов управления были вызваны
прежде всего ростом антифеодального движения. Ответом правительства
на крестьянские побеги, волнения и восстания было усиление карательных
средств на местах. Второй причиной реформ явились многочисленные
правительственные мероприятия экономического, финансового
и военного значения, требовавшие развитого и слаженного управления
не только в центре, но и на местах.С целью укрепления местных органов в 1702-1705 гг. правительство Петра I стремится привлечь к управлению местных дворян.Вскоре стали создаваться новые административные единицы - провинции,
возглавляемые обер-комендантами. В 1712-1715 гг. административно-
территориальное деление было уже следующим: вся территория
государства делилась на губернии, губернии - на провинции, провинции
- на уезды. В соответствии с этим делением строилось и управление на
местах. В 1715 г. были ликвидированы уездыСуд по-прежнему являлся по своей классовой
сущности феодальным, защищавшим интересы господствующего класса.
Суд также защищал интересы крупного купечества.С усилением классовой борьбы в стране значительное внимание уделялосьукреплению судебных органов. Для подавления выступлений эксплуатируемых масс широко использовались армия, полиция и другие органы, осуществлявшие внесудебную расправу. В обычных условиях эту функцию отправляли судебные органы. Разумеется, классовая природа суда вуалировалась, он изображалсязащитником "правды", "интересов всего общества". На самом деле судотстаивал интересы привилегированных слоев населения, "сильных персон".Судебными функциями по должностным преступлениям своих чиновников
обладали приказы и коллегии.В судоустройстве можно отметить новые черты, которые не были известны предшествовавшему периоду. Прежде всего это попытка отделениясуда от администрации. Однако условия для этого еще не созрели, отделение проводилось робко, непоследовательно, и в конечномитоге административные органы почти подчинили судебным. Новым являлосьи коллегиальное устройство судов.Уже в XVII в. происходил процесс создания регулярной армии.Абсолютная монархия нуждалась в единой организации вооруженныхсил. Во второй половине XVII в. значительная часть вооруженных сил страны формировалась путем набора даточных из крестьян и посадских людей.Армия являлась частью государственного аппарата, созданного правящим классом. Ее реорганизация привела и к реорганизации ее управления. Упразднялись Иноземный и Рейтарский приказы.Во второй половине ХУП-ХУШ вв. интенсивно шел процесс усиления эксплуатации феодально-зависимого населения,
что вело к обострению классовой борьбы в стране. Страну потрясли антифеодальные выступления крестьян. Весьмачасты были восстания низов посадского населения. Активно выступали против национального и социального гнета покоренные народы. В XVIII в. частыми были волнения на мануфактурах.
16) Источники права. Основными источниками права являлись законы,
изданные государством в форме указов, регламентов, уставов, манифестов.Регламенты - это акты, определяющие создание государственных органов
управления, их состав, порядок деятельности.Уставы - это сборники законов, объединяющие нормы права, относящиеся
к определенной сфере деятельности государства. Воинский устав - это оригинальный, самобытный кодекс, отвечавший
интересам абсолютистского государства, организации армии. При
его составлении был учтен положительный опыт военного законодательства
многих западноевропейских стран применительно к потребностям
русской армии.Реформы государственного управления.С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат.Были введены: Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.
Камер-коллегия — сбор доходов государства.
Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.Областная реформа.В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую.Судебная реформа.При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой[6] Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».
17) Высшие учреждения государства
После смерти Елизаветы Петровны (1761 г.) на престол под именем Петра III вступил ее племянник, герцог голштинский Карл Петр Ульрпх. Петр III ненавидел Россию и все русское и оставался всю жизнь поклонником Пруссии и прусского короля Фридриха II.
Надеясь заручиться поддержкой дворян, Петр III удовлетворил их требование об освобождении от обязательной службы. 18 февраля 1762 г. был опубликовав манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».
Однако, поскольку остальные действия Петра III были направлены к умалению значения российского дворянства (разгон гвардии и т. п.), положение его на престоле стало непрочным. Как и в дворцовых переворотах второй четверти XVIII в., решающую роль и на этот раз сыграла дворянская гвардия. 28 июня 1762 г. гвардия возвела на престол жену Петра III — Екатерину П. Петр III был арестован, отправлен в Ропшу и здесь убит.
Вступив на престол, Екатерина II (1762—1796) столкнулась со стремлением дворянской знати ограничить царскую власть в свою пользу. Именно с этой целью видный дипломат Н. И. Панин выступил с проектом создания постоянного императорского совета. В проекте Панина Екатерина II и дворянство, окружавшее императрицу, усмотрели попытку поставить у власти новых верховников из влиятельных и богатых аристократических фамилий. Проект Панина был отклонен. Тем не менее «самодержцы всероссийские» нуждались в постоянно действующем совете, состоявшем из близких им людей. Уже во времена Елизаветы Петровны была учреждена Конференция при высочайшем дворе, в компетенцию которой входили иностранные дела и некоторые военные вопросы. Петр III ликвидировал Конференцию, но все же через некоторое время вынужден был создать Совет при высочайшем дворе, который, так же как и Конференция, ведал военными делами. Екатерина II в 1768 г. тоже организовала Императорский совет как совещательный орган при императрице для обсуждения важнейших законов и государственных мероприятий. В связи с созданием Императорского совета значение Сената снова пало. Свою внутреннюю политику Екатерина II осуществляла непосредственно через генерал-прокурора, президентов коллегий и генерал-губернаторов. Рост влияния Императорского совета и одновременно умаление роли Сената являлись двумя сторонами процесса укрепления самодержавия, развития бюрократии и усиления централизации государственного аппарата.С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию. Столь частые изменения в структуре высших органов власти и управления были обусловлены борьбой двух начал власти: бюрократического и личного. Укрепление абсолютной монархии питало каждое из этих начал - власть монарха становилась неограниченной, но она должна была опираться на мощный бюрократический аппарат, который в свою очередь всё более начинает работать на себя. Законы бюрократии приводили к тому, что аппарат стремился стать господствующим. В этой коллизии монарх был вынужден обращаться к «верным людям», узкому кругу лиц, которым он перепоручал власть.В 1782 г. в городах начали создаваться специальные полицейские органы - управы благочиния. В их состав вошли: городничие (в столицах - полицмейстеры), приставы по уголовным делам, приставы по гражданским делам, два выборных ратмана. В компетенцию управы благочиния входили: наблюдение за порядком, соблюдение законов, проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов, пресечение нарушений, осуществление дознания и розыска, задержание преступников и даже решение мелких уголовных дел (на сумму до двадцати рублей). Городские тюрьмы находились в ведение полицейских органов. С 1775 г. стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, подвергнутые заключению в административном (не судебном) порядке и обвинённые в «непотребном и невоздержанном житии».
18) В первой половине XIX в. Россия по форме правления оставалась
абсолютной монархией.Во главе громадного и
разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император,
наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Юридическое
и фактическое полновластие царя отнюдь не означало, что лишь он осуществлял
всю деятельность по управлению государством. Царь опирался
на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из двенадцати членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный совет. Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от сорока до восьмидесяти членов (Государственный Совет просуществовал до 1917 г.). Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры).
Государственный совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения. Основной целью его законотворческой деятельности было приведение всей правовой системы к единообразию.Государственный совет состоял из пяти департаментов: департамент законов (в котором проходила основная работа по подготовке законопроектов), дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского, изданный после восстания в Польше 1830 - 1831 гг.).Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась
роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты
превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного
аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала
нужное царизму управление страной. Отсутствие персональной ответственности
также отрицательно сказалось на деятельности центрального
аппарата.С созданием министерств начал оформляться и
новый орган - Комитет министров. В Манифесте 1802 г. не было четкой
регааментации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры
могли собираться вместе для решения сложных вопросов. Полномочия
и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на
практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к
компетенции нескольких министерств и поэтому требовавшие совместного
обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях
император.Временные комитеты являлись, как правило, секретными, их создание
особенно часто практиковалось во второй четверти XIX в. Это были
органы, создававшиеся лично царем из наиболее близких к нему людей
для решения вопросов, по которым правительство не хотело проводить
гласное, открытое обсуждение.Местные органыуправления в первой половине XIX в. почти не
подвергались изменениям. В 1837-1838 гг. было упорядочено управление
государствешшми крестьянами: в губерниях были учреждены палаты
государственных имуществ; в уездах - окружные управления государственных
имуществ, которым подчинялись выборные волостные
правления. Лица, избранные в волостное правление, подлежали утверждению
палатой государственных имуществ.
Судебные органы.В первой половине XIX в. были упразднены
верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты
уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции
по делам всех сословий.
19)Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации
права в России терпели неудачу. Однако необходимость в кодификации
ощущалась все острее. С 1649 г., т.е. со времени принятия
Соборного уложения, накопилось значительное количество актов, находившихся
в ряде случаев в противоречии друг с другом и не отражавших
в достаточной мере потребностей общественно-экономического
развития.
Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 г. Комиссия
под руководством М.М. Сперанского создала проекты гражданского,
уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были
приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства
французской революции, в первую очередь Гражданского
кодекса 1804 г.
В 1826 г. работа по кодификации возобновилась. М.М. Сперанский,
фактически руководивший кодификацией, предложил составить Полное
собрание законов Российской империи, расположив законодательные
акты в хронологическом порядке.Кодификация русского права привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права.
Гражданское право. В 1-ой пол. XIX в, законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов. Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развитием товарно-денежных отношений. Существовали следующие виды договоров: договор мены; договор купли-продажи; договор запродажи; договор имущественного найма; договоры поставки и подряда; договор займа', договора товарищества; договор личного найма.
Семейное право. Книга первая Свода законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин - в 18 лет, для женщин - в 16 лет. Законным браком считался церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Дети делились на законных, рожденных в «законном браке», и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование era имущества.
Наследственное право. Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 г. Для завещания обязательной была письменная форма. При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону.
Уголовное право. Свод законов излагал нормы уголовного права в книге первой XV тома. Книга состояла из 11 разделов. Понятие преступления, заимствованное из т. XV Свода законов, формулировалось более развернуто. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных не было четкой грани между понятиями «преступление» и «проступок». Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. Специальные разделы были посвящены преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям. Раздел «О преступлениях и проступках против законов о состояниях» предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сословное разделение людей в обществе. В особом разделе содержались нормы, относившиеся кпреступления ям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частных лиц.
В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: наказания уголовные и наказания исправительные. К наказаниям уголовным относились: лишение всех прав состояния и сочетании либо со смертной казнью, либо со ссылкой на каторжные работы, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. К наказаниям исправительным относились: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение а крепость, тюрьму, смирительные или работные дома, кратковременный арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания. К этим наказаниям обычно добавлялись наказания розгами для лиц, не освобожденных от телесных наказании.
Процесс в рассматриваемый период в основном оставался инквизиционным. Указом 1801 г. запрещались пытки при производстве расследования дел. Но на практике они применялись широко.
Т.о., в условиях кризиса феодализма абсолютная монархия стремилась удержать власть дворян усилением карательных звеньев государственного аппарата. С этой целью были созданы Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов. В развитии права следует отметить уникальную систематизацию законодательства - создание Полного Свода законов Российской империи.
20)Суть реформы 1861 года
Подготовка реформы сначала велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральное руководство подготовкой реформы сосредоточилось в созданном в 1858 году Главном комитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном комитете были созданы редакционные комиссии. Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены.
А готовившие реформу дворяне стремились главным образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы. Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри помещичьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых в основном базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совершенно без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным наделом и за выкуп. Такое «освобождение» сохраняло в руках помещиков почти всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей, но за высокий денежный выкуп; в этом случае помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них земле. Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях не представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы. Несмотря на жесткую цензуру, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче всей земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом. Закон об отмене крепостного права – «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» - был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Этот закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех основных групп вопросов:1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.2. Наделения крестьян землей и определения крестьянскихповинностей.3. Выкупа крестьянских наделов.
Основные положения законодательных актов реформы 1861 года
19 февраля 1861 г. подписал, помимо Манифеста, еще и 17 законодательных актов, касающихся отмены крепостного права в стране. Что же касается самого Манифеста, то его текст был написан известным церковным деятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу.Александр II хотел видеть документ не только официально - торжественный, но и достаточно пропагандистский - агитационный. Из-под пера Филарета текст «Манифеста» вышел велеречивым, тяжеловесным и малопонятным для простого народа, как, впрочем, и все остальные законодательные акты.Основными (из 17-ти) законодательными актами по реформе были «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Местные положения» и «Дополнительные правила».По Манифесту, крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда, и крестьяне признавались свободными без всякого выкупа в пользу помещиков. Особо надо подчеркнуть громадную значимость личной свободы, за которую веками боролся крестьянин. Отныне бывший крепостной, у которого ранее помещик мог не только отнять все его достояние, но и его самого с семьей или отдельно от нее, продать, заложить, получал возможность свободно распоряжаться своей личностью: вступать в брак без согласия помещика, от своего имени заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другое сословие. Все это представляло значительный простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. Если крепостное право было отменено сразу, одним законодательным актом, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулось на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение еще 2-х лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменялись мелкие натуральные поборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и др.). По закону крестьяне получали право выкупить у помещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по согласию со своими помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещика и назывались временно обязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, то крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами - собственниками. Никакого определенного срока окончания временно обязанного положения крестьян закон не устанавливал, поэтому оно растянулось не целых 20 лет, и лишь законом 1881 г. временно обязанные крестьяне (их к тому времени оставалось уже не более 15%) были переведены на обязательный выкуп. Размеры полевого надела определялись от 1 до 12 десятин на одно лицо, записанные в крестьянах за помещиком на ревизии (ревизские души). Величина надела зависела от «полосы» государства (нечерноземной, черноземной и степной) и потому для губерний и даже уездов величины наделов были различные. Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер надела и размер повинности за него) фиксировались в так называемых уставных грамотах. Они рассматривались как определяющий документ, являющийся юридическим актом, закрепляющим конкретные условия выхода крестьян из крепостной зависимости. Грамота подписывалась помещиком или его доверенным лицом и крестьянскими поверенными, что создавало видимость юридически узаконенной сделки двух равных сторон. Уставная грамота являлась основным документом, фиксировавшим момент перехода крепостных во временно обязанное состояние и определявший социально-экономические условия этого состояния. По нормам, зафиксированным в уставных грамотах, жило целое поколение крестьян. Составление и введение в действие уставных грамот возлагалось на мировых посредников. Должности мировых посредников были учреждены для разбора возможных недоразумений, споров и жалоб в процессе проведения реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами согласно «Положениям 1861 г.». Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты, наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях. Таким образом, центр тяжести практического проведения реформы пал на низшее звено - мировых посредников, назначаемых Сенатом по спискам, предложенным дворянскими собраниями. В июне 1861 г. начали действовать 1714 мировых посредников. Общее же руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства. А высшим органом стал Главный комитет об устройстве сельского состояния, заменивший Главный комитет «О помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьян<