Правовое регулирование иностранных инвестиций. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями в РФ. Филиалы иностранных организаций.
Иностранные инвестиции – материальные и нематериальные ценности, принадлежащие ЮЛ и ФЛ одного государства и находящиеся на территории др. государства с целью извлечения прибыли. Можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые – создание совместных предприятий и предприятий со 100% иностранным капиталом. Иностранные инвесторы прямо или косвенно участвуют в управлении. Косвенные – предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на вложенный капитал), а не непосредственное участие в управлении.
В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа – национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровне. Универсальное - Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г., Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА). В соответствии с Вашингтонской конвенцией при МБРР был учрежден МЦУИС – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами: примирительная процедура или арбитражное производство. Принимающие государства обязаны предоставить национальные гарантии иностранных инвестиций. Более действенный способ – страхование. Сеульская конвенция предоставляет гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА – заключение договоров страхования и перестрахования.
Некоммерческие риски – война, революция, перевод валют (кроме девальвации), гос.перевороты (кроме террористических актов направленных против владельца гарантий) и т.п. Предусмотрена возможность покрытия риска нарушения договора со стороны принимающего государства. С 1993 в РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций от некоммерческих рисков. Региональные – напр., соглашения СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, 1993 г.: распространяется на частное и гос.иностранное инвестирование, предусматривает сотрудничество сторон, пресечение недобросовестной конкуренции, право на приобретение ценных бумаг, земельных участков и т.п. Конвенция СНГ о защите прав инвестора, 1997 г.: гарантии от изменения законодательства, национализации, участие в приватизации, право на приобретение ценных бумаг, земельных участков, природные ресурсы и т.п.
Цель двусторонних соглашений (наиболее гибкий инструмент регулирования)– обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого, гарантии от некоммерческих рисков и беспрепятственного вывоза валютной части прибыли. Инвестиционные споры рассматриваются в арбитражном порядке. Соглашения об избежании двойного налогообложения: устанавливается круг налогооблагаемых доходов, налоговый режим, согласование наиболее значимых требований. РФ заключила с Японией, Канадой, США, ФРГ, Кипром, Великобританией и др.
Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала: разрешительная система (Индия, Лат. Америка) или свободный допуск. Принимаются специальные инвестиционные кодексы (кто более активно привлекает инвестиции), есть в Китае, Польше, Мексике. Правовое регулирование осуществляется национальными материально-правовыми нормами. Принимающее государство обязано создать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает устанавливать национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Как правило, устанавливается несколько режимов иностранного инвестирования в национальном законодательстве.
Также может устанавливаться особо льготный (преференциальный): для особо крупных размеров в особо важные и капиталоемкие отрасли экономики – освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, особые гарантии от национализации. Дедушкина (стабилизационная) оговорка – положение иностранного инвестора не могут быть ухудшены на время действия соглашения, в некоторых странах автоматически применяется старое законодательство, в РФ – сам должен обратиться с требованием в компетентные органы. Как правило, устанавливаются определенные ограничения допуска капитала в некоторые отрасли, обязательное долевое участие государства и т.п.
Национализация. Право каждого государства. Должна быть быстрая, эффективная, адекватная компенсация. В РФ – отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство, обычно отдельные ФЗ (О соглашениях о разделе продукции, об иностранных инвестициях в форме капиталовложений) и акты гос органов (Президент, Правительство); инвесторы пользуются национальным режимом; установлены гарантии в т.ч. от национализации (выплаты производятся в валюте в которой было выполнено инвестирование либо в другой по желанию инвестора, споры рассматриваются по российскому праву в российских правоприменительных органах).