Система гражданского права и гражданского законодательства
Круг общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, очень обширен. Системное расположение норм гражданского права имеет важное практическое и теоретическое значение.
Однородность общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, позволяет выделить такие нормы, которые применимы при регулировании любых имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений. Совокупность этих правовых норм составляет общую часть гражданского права. Иными словами, в общую часть входят правила, применимые во всех специальных структурных подразделениях гражданского права: о субъектах, объектах и т. д. Образование общей части освобождает от повторений, взаимных ссылок специальные структурные подразделения гражданского права.
Наряду с общими родовыми признаками общественные отношения,
входящие в предмет гражданского права, характеризуются специфическими
особенностями, предопределяющими внутреннюю структурную дифференциацию гражданского права. Это позволяет выделить внутри гражданского права пять подотраслей: вещное право, обязательственное право, право интеллектуальной собственности, личные неимущественные права, наследственное право.
В предмет вещного права входят отношения, опосредующие процесс присвоения материальных благ, в предмет обязательственного права - перемещения материальных благ. Личные неимущественныеотношения, составляющие предмет одноименной подотрасли,характеризуются тем, что они возникают по поводу неотделимых от личности духовных благ. В предмет подотрасли - право интеллектуальной собственности - входят личные неимущественные отношения как связанные с имущественными отношениями, так и не связанные с ними, возникающие по поводу результатов интеллектуальной деятельности. Наследственноеправо имеет дело с отношениями, опосредующими переход имущества умершего лица к его наследникам в порядке универсального правопреемства.
В свою очередь правовые институты образуют внутреннюю структуру подотраслей.
Так подотрасль вещного права состоит из следующих институтов: право собственности и другие вещные права. Право интеллектуальной собственности включает в качестве институтов авторское и изобретательское право,
обязательственное право - общие положения об обязательствах (общая часть), договорные и внедоговорные обязательства и т. д. и т. п.
Можно продолжить систематизацию гражданского права и внутри каждого из институтов, выделяя группы норм, регулирующие отношения, обладающие той или иной степенью общности. Например, институт внедоговорных обязательств можно подразделить на следующие субинституты: обязательства вследствие причинения вреда и обязательства вследствие неосновательного обогащения, а в каждом из них - выделить и более дробные подразделения гражданского права и т. д.
В понятии законодательства возможны две трактовки.
При узкой трактовке в законодательство включают только акты законодательных органов. В таком понимании гражданское законодательство включает Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы.
При широкой трактовке в законодательство включаю! акты законодательных органов, а также подзаконные акты. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.
Все нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по строго определенной иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется по его юридической силе. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе. По своей юридической силе после Конституции РФ в гражданском законодательстве наиболее важное место занимают часть первая (30.11.1994 г.), часть вторая (26.01.1996 г.), часть третья (26.11.2001 г.) Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть первая ГК РФ введена в действие с 1 января 1995года, часть вторая - с 1 марта 1996 года, часть третья - с 1 марта 2002 года.
Наряду с кодифицированными нормативными актами систему гражданского законодательства образуют специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Например, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г., Патентный закон РФ от 23.09.1992 г., Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г., ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г., ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. в редакции от 31 декабря 1997 г., ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г., ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» 20.10.1998 г., ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 г., ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г., ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г., ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 25.10.2002 г., ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 г. Эти и многие другие специальные законы имеют чрезвычайно важное значение, так как юридически закрепляют происходящие в нашей стране экономические преобразования. Федеральное гражданское законодательство постоянно развивается и совершенствуется. Принимаются новые законы, в действующие - вносятся изменения и дополнения.
Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского права играют акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации. Указ Президента РФ, не противоречащий кодексу или другому федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ, очерченную в ст. 80-90 Конституции РФ, при условии, если в кодексе (или ином федеральном законе) нет указания на то, что соответствующий вопрос может быть урегулирован только законом. Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение кодекса, иных законов, указов Президента РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ).
Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые издаются в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации. Это означает, что органы власти и управления субъектов РФ и муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.
Особое место в системе правовых актов гражданского права занимают нормы международного права, регулирующие отношения, входящие в предмет гражданского права. Они являются непосредственно действующими на территории России, если только из самого международного договора РФ не вытекает, что для их применения необходимо издание внутригосударственною акта (ст. 7 ГК РФ).
Деловые обыкновения и особо выделяемые в них обычаи делового оборота (сфера предпринимательской деятельности) приобретают юридическую силу и входят в систему гражданского законодательства только в тех случаях, когда это санкционировано государственным правовым актом. В частности, ст. 309 ГК РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиямизакона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Гражданские законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. Ст. 4 ГК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Это означает, что они распространяют действие только на отношения, которые возникают после введения соответствующего акта в действие. Исключение из этого общегоправила возможно только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Нормы, содержащиеся в правовых актах гражданского законодательства, становятся обязательными для участников гражданского оборота только после официального опубликования в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», « Российских вестях».
Независимо от вида правового акта включенные в него нормы принимают одну из двух форм. Они могут быть императивными, т.е. безусловно обязательными для сторон регулируемого ими отношения, либо диспозитивными. Последние предоставляют сторонам полную свободу выбора определенного варианта (модели) поведения и становятся обязательными для сторон лишь в случае, если стороны не воспользуются предоставленным им правом самим моделировать поведение. В силу специфики регулируемых гражданским законодательством общественных отношений большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер.