Вопрос №19. Обращения граждан.

Административно-правовой статус граждан предполагает их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы МСУ (ст. 33 Конституции РФ + ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»)

Под обращением понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы ходатайства граждан, а также коллективные обращения и петиции. То есть обращение – это родовое понятие.

Если пальцем смотреть вышеупомянутый «закончик», то в ст.4 можно найти определения различных обращений (основных) граждан:

1) Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов МСУ, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. То есть это обращение не связано с нарушением его прав, а направлено на усовершенствование какой-либо отрасли общественных отношений (образование, здравоохранение и т.д.)

2) Заявление – обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ и иными законами, либо сообщение о недостатках в работе публичных органов, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

3) Жалоба– обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действием (бездействием), решениями органов публичной власти, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.

Обращения граждан подаются в те публичные органы или к тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Если гражданин подает не в тот орган, то обращение направляется в течение семи дней в надлежащий орган (т.е. такому органу, в компетенцию которого входит рассмотрение соответствующих обращений) с уведомлением гражданина об этом. По общему правилу срок рассмотрения письменного обращения составляет 30 дней со дня регистрации (регистрация происходит в течение 3 дней). В исключительных случаях, а также в случаях направления запросов в другие организации срок может быть продлен на 30 дней. Жалобы могут рассматриваться как в административном (внесудебном) порядке, так и в судебном. Жалобы не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам или публичным органам, действия (бездействия) которых обжалуются. Если это условие не выполняется, то гражданину возвращается жалоба с разъяснением его права обжаловать в суд. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Гражданин также может подать жалобу сразу в суд (миновав рассмотрение жалобы в административном порядке) в течение 3 месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав. Однако в некоторых случаях федеральными законами закреплена административная преюдиция. Это значит, что гражданин вправе обратиться в суд только после того, как его жалоба была рассмотрена в административном порядке, но он не согласен с решением публичного органа или его жалоба не была рассмотрена в месячный срок. Нормативные правовые акты могут быть обжалованы в любое время, они не ограничены сроком оспаривания. Суд по просьбе гражданина или по свой инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия.

Бахрах выделяет иные формы обращений:

1) Ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

2) Коллективные обращения - обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

3) Петиции - коллективные обращения граждан в органы власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

Вопрос №20. Административная юстиция в Российской Федерации (административное судопроизводство и административный (внесудебный и досудебный) порядок рассмотрения споров).

Ю.Н. Старилов говорит, что под административной юстицией понимают судебный контроль за управлением (управленческими действиями органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), реже – правосудие по административным делам. В узком значении под административной юстицией понимается определенный порядок разрешения в судебной процессуальной форме споров, возникающих в сфере управления между частными лицами и публичной администрацией. Признаки судебного контроля в сфере исполнительной власти:

1) осуществляется судебным органом, организационно и функционально независящим от

поднадзорного объекта

2) через судебный контроль реализуется функция суда как самостоятельной, взаимосдерживающей ветви власти, являющейся гарантом законности и устранения злоупотреблений властью со стороны исполнительных органов

3) осуществляется в рамках судебного процесса и строго регламентирован процессуальными нормами права

4) наличие особого круга субъектов данных правоотношений, обязательными участниками которых являются суд и субъект исполнительной власти

5) наличие публично-правового спора в качестве основания судебно-контрольной деятельности

Под административным судопроизводством в Российском законодательстве понимается (по мнению Старилова!): рассмотрение дел об административных правонарушениях и рассмотрение жалоб физических и юридических лиц на действия (бездействия) и правовые акты управления государственных и муниципальных служащих (административная юстиция). Предметом судопроизводства в первом случае считается административное правонарушение, а во втором – административный спор. Административный спор представляет собой юридический конфликт, возникший между публичными органами (государственными и муниципальными органами), должностными лицами с одной стороны и иными субъектами права с другой стороны в связи с нарушением субъективных публичных прав посредством противозаконного административного нормотворчества. Эти административно-правовые споры разрешаются судами общей юрисдикции и арбитражными судами в рамках установленных правовых процедур. С помощью судебной процессуальной формы обеспечивается равенство процессуального положения участников судебного разбирательства – публичных органов и физических и юридических лиц. Старилов отождествляет административную юстицию с административном судопроизводством. И. В. Панова[1] не согласна с данным мнением. Со Стариловым не согласен и Отец административного права Д.Н.Бахрах[2].

Вот что думает по этому поводу Панова. Административная юстиция - рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти, т.е. правосудие по административным делам, которое отправляется судами общей юрисдикции, арбитражными и конституционными в порядке соответственно ГПК и АПК РФ, законами о конституционных (уставных) судах. Такого же мнения придерживается Бахрах Демьян Николаевич. Административное судопроизводство отличается от административной юстиции по правовой процедуре, которая должна быть административной и иметь в связи с этим свою специфичность. Бахрах выделяет следующие отличия административной юстиции от административного судопроизводства:

1) Административная юстиция может быть и гражданским, и административным судопроизводством.

2) Административное судопроизводство включает в себя споры между субъектами публичной власти, тогда как такие споры не могут быть отнесены к административной юстиции.

3) В рамках административного судопроизводства судьи рассматривают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП, что в административную юстицию не входит.

4) Рассмотрение конституционными и уставными судами жалоб граждан на незаконность НПА, ограничивающих их права и свободы, - это административная юстиция. Но! Это конституционное , а не административное судопроизводство.

Внесудебный и судебный порядки рассмотрения споров смотрите билет выше, про жалобы.

Наши рекомендации