О народном представительстве
22. На каждые 40 000 человек населения приходится один представитель.
23. Каждое первичное собрание, объединяющее население от 39 000 до 41 000 человек, выбирает... по одному представителю.
24. Избрание производится абсолютным большинством голосов.
28. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, может быть избран на всем пространстве республики.
32. Для производства выборов французский народ собирается ежегодно первого мая.
О собраниях выборщиков
37. Граждане, явившиеся на первичные собрания, выбирают одного выборщика на каждые 200 граждан наличных или отсутствующих: они выбирают двух на каждые 301 — 400; трех на каждые 501 — 600.
О законодательном корпусе
39. Законодательный корпус един, неделим и действует постоянно.
40. Его сессия длится один год.
О ведении заседаний законодательного корпуса
46. Заседания Национального собрания публичны.
47. Протоколы его заседаний публикуются.
О функциях законодательного корпуса
53. Законодательный корпус предлагает законы и издает декреты.
54. Общим названием законов обозначаются акты законодательного корпуса, имеющие своим предметом:
гражданское и уголовное законодательство; общее заведование текущими доходами и расходами республики;
национальные недвижимые имущества; пробу, вес, чекан и наименование монет; род, размер и порядок взимания налогов; объявление войны;
каждое новое общее деление французской территории; народное просвещение;
государственные чествования памяти великих людей.
55. Особым названием декрета обозначаются акты законодательного корпуса, имеющие предметом:
ежегодный контингент сухопутных и морских сил; разрешение и воспрещение прохода иностранных войск по французской территории;
ввод иностранных морских сил в порты республики; мероприятия по охране общественной безопасности и спокойствия;
ежегодное и текущее распределение пособий и общественных работ;
мероприятия по изготовлению всех видов денежных знаков; непредвиденные и чрезвычайные расходы; местные и частные мероприятия по отдельным предметам управления, по отдельным коммунам, по отдельным родам общественных работ; защиту территории; ратификацию договоров;
назначение и смещение главнокомандующих армий; возбуждение преследования против членов исполнительного совета и государственных должностных лиц;
обвинение подозреваемых в организации заговора против общей безопасности республики;
всякое изменение в распределении французской территории по административным делениям;
национальные награды.
Об образовании закона
56. Проекту закона предшествует доклад.
57. Прения могут быть открыты, и закон может быть принят предварительно не ранее 15 дней после оглашения доклада.
58. Проект печатается л рассылается по всем коммунам республики под названием «Законодательное предложение».
59. Если 40 дней спустя после рассылки предложенного законопроекта в половине департаментов плюс один и одна десятая часть первичных собраний каждого из них, созванных надлежащим образом, не отклонит его, проект считается принятым и становится законом.
Об исполнительном совете
62. Исполнительный совет образуется в составе 24 членов.
63. Собрание выборщиков каждого департамента выбирает одного кандидата. Законодательный корпус выбирает членов совета по общему списку.
64. Исполнительный совет обновляется наполовину в последние месяцы сессии каждого законодательного периода.
65. На исполнительный совет возлагается руководство общим управлением и наблюдением за ним; он может действовать лишь во исполнение законов и декретов законодательного корпуса.
66. Исполнительный совет назначает начальников общего управления республики из числа лиц, не входящих в его состав.
67. Законодательный корпус определяет число и обязанности этих агентов.
68. Эти агенты отнюдь не образуют совета; они действуют отдельно и не связаны между собой непосредственно; они не пользуются никакой личной властью.
69. Исполнительный совет назначает агентов внешних сношений республики из числа лиц, не входящих в его состав.
70. Исполнительный совет ведет предварительные переговоры о заключении международных соглашений.
71. В случае совершения преступления по должности обвинение против членов исполнительного совета возбуждается законодательным корпусом.
72. Исполнительный совет ответственен в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях.
73. Исполнительный совет смещает и замещает назначаемые им исполнительные органы.
74. Исполнительный совет обязан доносить на них, в случае необходимости, органам судебной власти.